«Замри»: экстремальная терапия
Один из самых заманчивых пунктов в описании триллера «Замри» — фамилия Сэма Рейми в строке «продюсеры». Но достоинства картины совсем не заканчиваются на имени легендарного создателя «Зловещих мертвецов». Почему стоит посмотреть новый фильм молодых режиссёров Брайана Нетто и Адама Шиндлера, рассказывает Геннадий Гусев.
«Замри» / Don’t Move (2024)
Режиссеры: Брайан Нетто, Адам Шиндлер
Сценарий: Т.Дж. Симфел, Дэвид Уайт
Оператор: Зак Куперстайн
Продюсеры: Кристиан Меркьюри, Сэм Рэйми, Сара Сарандос, Дэвид Хиллари, Петр Якл, Адам Шиндлер, Роман Вьярис-де-Лесеньо и др.
Что будет, если ты обездвижен? Но не только физически, а абсолютно беспомощен: рядом лишь бессмысленная апатия, медленно сгущающийся мрак, пожирающее всё на своём пути уныние, бесконечная тоска и разрастающийся в груди, не знающий выхода наружу гнев. Ты лежишь на кровати, а мир вокруг будто бы сжимается. Хочешь сесть в автомобиль, но оказываешься заперт машиной таинственного незнакомца. Пытаешься плыть, но река подхватывает тебя и бурным потоком несёт навстречу неизвестности. Хочешь кричать, но вынужденно хранишь молчание. Жизнь как будто ставит жирную точку, но ты продолжаешь идти: куда, зачем, для чего?
Это не примерный пересказ полной символизма инди-драмы, а описание изобретательного триллера. Впрочем, в «Замри» есть место и тонкому психологизму, и напряжённым погоням, и отчаянным схваткам. Главное противостояние развивается внутри протагонистки: Ирис потеряла своего ребёнка, и теперь ни муж, ни родственники не могут помочь женщине. Её голову посещают самые мрачные мысли, и когда, казалось бы, уже нет дороги назад, Ирис встречает загадочного Ричарда. Он тоже пережил страшное горе, поэтому эти двое быстро находят общий язык, но беседа не выходит приятной: мужчина таит в себе опасность, и теперь лишь воля к жизни и счастливый случай могут помочь Ирис остаться в живых. Кажется, она повстречала настоящего психопата.
«Замри» сняли Брайан Нетто и Адам Шиндлер. Первый — автор не слишком заметно прошедшего в прокате хоррора «Роды», а второй поставил фильм ужасов «Незваные гости». Оба ещё молоды и малоопытны, однако в кресле продюсера — небезызвестный Сэм Рэйми. У создателя «Зловещих мертвецов» определённо есть вкус. Не подвёл он маститого постановщика и на сей раз.
События фильма разворачиваются на фоне девственно чистой природы американской глубинки. Это неприкрытая отсылка к трагедии Ирис — намёк на нестабильное эмоциональное состояние главной героини и на то, что в самых экстремальных обстоятельствах выживает сильнейший. Более того, в названии картины («Замри», Don’t Move) скрыта двусмысленность. Оказавшись лицом к лицу с абсолютной тьмой, Ирис в начале фильма не может даже вздохнуть спокойно: каждый её новый день похож на предыдущий, она не может вновь нащупать стимул к жизни. А дальше по сюжету женщина уже в прямом смысле слова неспособна пошевелить ни одним мускулом. Ведь её взял в заложники насильник-одиночка.
Игра на выживание спорадически прерывается на пространные размышления о сломанных судьбах, и тогда темп повествования замедляется, задний фон будто размывается ещё больше, а крупные планы Келси Эсбиль (сериал «Фарго», «Ветреная река») и Финна Уиттрока («Несломленный», «Ла-Ла Ленд») наполняются драмой. Никаких настоящих монстров в истории нет — они существуют лишь в душах персонажей. Герои Эсбиль и Уиттрока похожи друг на друга, вот только катастрофа повлияла на них по-разному — оба сражаются за своё место под солнцем, но выбирают кардинально разные для этого методы борьбы.
В «Замри» хватает и роялей в кустах, и натужных сценарных ходов, но это не сильно смазывает впечатление от истории выживания: волнующей, остросюжетной и по-хорошему простой. В ней соединились размышления о бремени вины и динамичные экшен-сцены. Постановка со скрупулёзной операторской работой Зака Куперстайна («Диббук», «Варвар») обращается к темам смерти и депрессии и оказывается находчивым триллером с медленно нарастающим саспенсом.