«Земун»: всё ведёт нас к земле
Мистическая картина «Земун» возвращает нас к темам семьи и семейного дела. А ещё к земле, от которой мы бежим в стекло-бетонные джунгли, но однажды обязательно возвращаемся так или иначе. Про притчу в стиле неовестерн читайте в рецензии Дмитрия Бортникова.
«Земун» (2021)
Режиссёр: Эдуард Жолнин
Сценаристы: Эдуард Жолнин
Оператор: Максим Эфрос
Продюсер: Алексей Учитель, Владислав Пастернак
Егора увольняют с работы из-за того, что в прошлом у него были проблемы с законом. Из запоя его вытаскивает телефонный звонок. Младший брат сообщает о смерти отца, и Егор решает вернуться туда, откуда когда-то бежал, потому что больше не мог выносить простую жизнь пастуха. Вернувшись, он обнаруживает, что всё изменилось. Появился некто Глеб, держащий всех местных под контролем, т.к. выкупил их долги, и теперь они должны огромные суммы единолично ему. Егор пытается разобраться, как подзаработать и вернуть деньги, чтобы начать с братом всё сначала.
Сценарий фильма пережил 32 драфта и 8 лет работы, и это очень чувствуется при просмотре. А ещё авторам есть что рассказать: после премьерного показа у зрителей была возможность пообщаться с его создателями, и разговаривали они, отвечая на вопросы и делясь воспоминаниями о съемках, столько же по времени, сколько шла картина. Эдуард Жолнин и его соавтор, актёр фильма, Никита Костюкевич вложили душу в создание картины, подарив ей множество личных и субъективных мотивов, сцен и диалогов.
«Земун» подкупает с первых кадров. Размах постановки, бесконечные пейзажи и виды воронежской области влюбляют и не дают отвлечься от истории, домики и небольшие хозяйства возвращают зрителей к идее о том, что человеку по большей части ничего и не нужно: ни гаджетов, ни вещей, ни каких-то других богатств (параллели с ранними работами Уэса Крейвена и Александра Ажа и франшизой «Поворот не туда» рождаются автоматически). Ведь главное – семья, взаимоотношения, возможность заниматься делом семьи и выживание в любых условиях, несмотря на то, что может происходить вокруг.
В «Земуне» мистика занимает особую роль: образ коровы, преследующей героев, или собаки-волка, выступающей то ли, как проводник, то ли ждущей смерти Егора, родовой дом и земля, которые выглядят совсем запущенными, и непонятно – так ли всё плохо или ещё хуже, а ещё история с погребением отца и возможное второе дно с потусторонним миром… Или это лишь ощущение того, что у человека всегда есть шанс на искупление?
Евгений Ткачук, казалось бы, снова играет простого парня, который пытается прыгнуть выше своей головы, но тут добавляется борьба с устоями и нежелание идти по давно продуманной для него дорожке, и даже нарушая закон, он ищет свой путь. Олег Ягодин предстал на экране настоящим злом: обычным человеком, который вершит судьбы людей и с лёгкостью распоряжается деньгами и местными землями. Екатерина Шумакова очень тонко и важно для сюжета сыграла немую юродивую. Другого местного сумасшедшего, который, возможно, умнее многих, изобразил Вячеслав Гардер. Нельзя не сказать и про Никиту Костюкевича, писавшего под себя главного героя, но в итоге сыгравшего Анатолия, у которого есть всё, что может понадобиться его соседям.
В этом году Джордан Пил («Нет») уже касался темы вестерна, завёрнутого в многообразие других жанров, проблем и человеческих судеб. «Земун» проходится по похожим темам, но проживает этот путь по-своему и вырастает из мифов и легенд. Создатели говорят о преемственности и о том, что мир – как природа, так и животные – готовы откликнуться на любой призыв, помочь с путешествием между реальностью и загробным миром, чтобы герои смогли получить совет, переродиться и вернуться в место, где человек просто человек, а решается всё силой, честностью и уверенностью, и что только твои решение, идеи и желания правильны и верны.