The Last of Us, второй сезон: неспящие в Сиэтле

The Last of Us, второй сезон: неспящие в Сиэтле


КРОВАВЫЙ УРОЖАЙ

Экранизации культовых игровых серий всегда вызывают бурю обсуждений среди преданных фанатов, мечтающих увидеть воплощение собственного представления о проекте. Вторая глава игры The Last of Us и вовсе развязала практически гражданскую войну в геймерском комьюнити: одни считали (и продолжают считать!), что Нил Дракманн — гений, другие — что гейм-директор предал своих персонажей и поклонников. Выход второго сезона предвещал возвращение смерча мнений, рекомендаций и проклятий в медиа. Но через пару недель после финала кажется, что даже апологеты радикальных сюжетных ходов остались недовольны продолжением, а события не случилось. Настасья Горбачевская пытается (со спойлерами!!) разобраться, что пошло не так.


«Одни из нас» / The Last of Us, второй сезон (2023 — …)

Шоураннеры: Нил Дракманн, Крейг Мэйзин
Сценарий: Нил Дракманн, Крейг Мэйзин, Хэлли Вегрин Гросс
Операторы: Ксения Середа, Эбен Болтер, Катрин Голдшмидт, Надим Карлсен, Кристин А. Мэйер
Продюсеры: Нил Дракманн, Крейг Мэйзин, Жаклин Леско, Сесил О’Коннор, Асад Кызылбаши, Кэролин Штраусс, Картер Сван, Ивэн Уэллс и др.


Краткий момент торжества нормальной жизни: горожане Джексона готовятся к празднованию Нового года, патрульные тщательно отслеживают миграции заражённых, а на ёлках перемигиваются огоньки. Джоэл (Педро Паскаль) позволил себе больше не быть на чеку, а нянчить племянника, разбираться со старыми часовыми механизмами и даже ходить к психотерапевту (Кэтрин О’Хара). Элли (Белла Рамси) — около 50 кг чистого гнева, энтузиазма и самонадеянной смелости — всё ещё подросток, заряженный желанием постоять за себя и перерезать глотки всем заражённым. А заодно сбросить балласт (гипер)опеки Джоэла. Во втором эпизоде от картинки близкой к идеальной в мире постапокалипсиса не останется и следа. В благоденствие Джексона вторгнутся чужаки, которые много лет двигались к возмездию — Эбби (Кейтлин Дивер) выбьет из Джоэла последний вздох, а Элли не останется ничего, кроме как отправиться в Сиэтл — мстить: круговорот насилия в мире после конца непрерывен.

кадр из сериала the last of us

Шоураннеры Нил Дракманн и Крейг Мэйзин (автор «Чернобыля») после успеха первого сезона решили не торопиться и посмаковать все возможности перевода игры в другой медиум. А потому вторая глава, действительно масштабная, многофигурная, с внушительным временем прохождения, разрослась до двух, а может, и до трёх сезонов (четвёртый официально подтвержден HBO, но сюжет пока не анонсирован). С одной стороны, обстоятельность и неспешность позволяют плотнее увязнуть в постапокалиптическом болоте ненависти и выживания за рамками гуманизма: подробнее затронуть и прочие коммуны вроде военной организации ВОФ или религиозной общины Серафитов (как пренебрежительно называют их сторонники милитаристского строя — Шрамов); заглянуть в биографии и других выживающих, как предлагала третья серия первого сезона; крепче привязаться к старым знакомым, которые теперь будут солировать — будь то младший брат Джоэла Томми (Габриэл Луна) или, конечно же, Элли; обогатить бэкграунд новых персонажей — решительной и осмотрительной Дины (Исабела Мерсед), совестливого и вдумчивого члена совета Джексона Джесси (Янг Мазино) или пока далёкого, но внушительного Айзека (Джеффри Райт).

кадр из сериала the last of us

Нюансировка характеров действительно происходит, но проработка отдельных эпизодов меркнет перед общим ощущением обрывочности сюжета: второй сезон выглядит если не бесцельным, то будто фланирующим между знакомыми драматургическими якорями, намеченными игрой. Для зрителей, незнакомых с историей Джоэла и Элли, первый сезон выглядит законченной сюжетной аркой одного путешествия по мёртвым землям навстречу друг другу и попыткой травмированных людей стать роднёй. Второй предлагает остановку сердца в момент убийства Джоэла, а затем постепенную реанимацию в штатном режиме, а не мгновенную реакцию в неподходящих условиях.

кадр из сериала the last of us

После выхода эпизода Through the Valley, в котором мы не только прощаемся с героем Педро Паскаля, но и получаем головокружительную сцену осады Джексона, казалось, что сериал наконец становится самостоятельным, не боится искать свой собственный путь и, в отличие от первого сезона, будет не столь уж ортодоксальной интерпретацией игры. В итоге действием руководит ещё большая осторожность и мнительность авторов, которые будто бы сбили всю спесь с шоу. Мотивация кровожадности Эбби перестала быть секретом — ненавидеть её можно, но уже не с такой силой, как когда в руках был геймпад. Опасность Серафитов обозначена общими чертами, но будто с некоторой дистанции. Томми в первых двух эпизодах постепенно выходил на первый план, чтобы в оставшихся сериях и вовсе исчезнуть за кадром. Но, пожалуй, основной разговор неминуемо ведёт к фигуре Элли.

кадр из сериала the last of us

Обсуждать внешность и состоятельность Беллы Рамси как актрисы — удел агрессивно настроенных комментаторов и разборщиков на YouTube. Куда продуктивнее разобраться в том, какие контуры героиня приобрела драматургически в результате перемен сценарных или, скорее, поведенческих особенностей. В первых двух сериях даже подкупало то, что Элли осталась подростком, каким и положено быть девчонке в 16—17 лет, несмотря на апокалипсис вокруг: неудержимая, импульсивная, агрессивная. Одна из главных фанатских теорий сообщает о том, что именно кордицепс, которым Элли заражена (и потому иммунна), позволяет девушке скромных физических данных биться с таким ожесточением и отчаянием. Но та самая обескураживающая жестокость игры сильно сбавила обороты — смерти всё ещё впечатляют, но пока не вызывают отвращения к любому виду насилия. Горький яд мести будто лишь робко коснулся губ Элли, а не попал осиротевшей девчонке в кровь — если Дракманн и Мейзин наметили поступательный путь трансформации румяного подростка с придурью в безжалостную машину-убийцу, то пока эволюция показана лишь пунктирно. Воспитание Джоэла своим примером проявляется только в сильно снизившей градус насилия сцене с картой в океанариуме: заложники должны показать одну и ту же точку — иначе им грозит смерть. Более всего огорчает, что Элли не взрослеет, а остаётся ребёнком, ориентированным на фигуру надёжного взрослого: в отсутствие Джоэла место ответственного занимает Дина, которая опекает подругу и пытается усмирить её пыл подготовкой и стратегией. И Элли будто снова становится героиней второго плана, а не солисткой, как было в игре.

кадр из сериала the last of us

В то же время упрекать Дракманна и Мейзина в несостоятельности как сценаристов нет резона. Вероятно, проблема в том, что они действительно используют второй сезон как пограничный рубеж и переход от одной главы к другой. Хочется лишь опять посетовать на осторожность и боязнь перегнуть: в отличие от геймеров, публику с пультом слишком жалеют и слишком готовят к турбулентности. Дают пристегнуть ремни, постепенно знакомят с Эбби, будто бы давая сначала привыкнуть к холодной воде, прежде чем окунуть в бурю у берегов Сиэтла. Разумеется, «Одних из нас» не стоит окончательно списывать со счетов: во втором сезоне была и упомянутая вторая серия, и проникновенный флэшбэк в шестой, где, в том числе, рассказывалось о том, в какой обстановке воспитывался Джоэл. Но хотелось бы, чтобы история экранных Элли и Эбби наконец зажила собственной жизнью — без страха не попасть в уже протоптанные игрой следы.


Читайте также:

The Last of Us: на полпути до финала

Share on VK
Настасья Горбачевская

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


КРОВАВЫЙ УРОЖАЙ
WordPress: 12.14MB | MySQL:113 | 1,022sec