«Паранормальный Веллингтон»: Кровь и кетчуп
Первый сезон «Паранормального Веллингтона», спин-оффа «Реальных упырей» (2014), подошел к концу. RussoRosso решил разобраться, чем сериал Тайки Вайтити и Джемейна Клемента отличается от их избалованного фестивальными наградами и похвалами критиков фильма.
Хулиганское мокьюментари «Реальные упыри» несколько лет назад порядком встряхнуло застывший в трупном окоченении вампирский жанр. Новозеландский подход к кровососам пришелся по душе критикам, зрителям и даже Голливуду: не зря именно после этого карьера Тайки Вайтити совершила крутой поворот, и независимый режиссер, работавший до этого со скромными бюджетами, отправился в кинематографическую вселенную Marvel. Сейчас Вайтити отдалился от родного Тасманского континента и снимает антимилитаристскую сатиру с голливудскими звездами «Кролик Джоджо», где сам сыграет воображаемого Гитлера. Тем временем вселенная «Упырей» требует расширения: канал FX планирует переделать фильм в сериал, перенеся действие в Америку, а также строятся планы на сиквел – еще одно мокьюментари, только уже про оборотней (рабочее название «Мы — волки», We’re Wolves).
Вселенная «Упырей» требует именно родной земли, странноватого местного колорита и расширяется, не дождавшись активного участия Вайтити. Второй создатель хоррор-комедии — Джемейн Клемент («Полет Конкордов», 2007) — закончил с первым сезоном «Паранормального Веллингтона» на канале TVNZ 2. Теперь самое время посмотреть, как это шоу расширяет наши познания о смешном и жутком в Новой Зеландии.
Герои «Паранормального Веллингтона» офицеры Миноуг (Майк Миноуг) и О’Лири (Карен О’Лири) попадают в гущу событий, выходящих за рамки нормальности. Они уже появлялись в «Реальных упырях», но именно здесь раскрывается обаяние и очаровательная глупость провинциальной новозеландской полиции. В каждой серии персонажи сталкиваются со сверхъестественным и в меру своих возможностей пытаются раскрыть дело. Например, с пришельцами. Начальник героев, сержант Маака (Маака Похату), поручает разобраться с абсурдным появлением коров на деревьях и загадочными кругами на полях. Местные фермеры оказываются странноватыми и выглядят на одно лицо (независимо от пола и возраста), меж зарослей кукурузы бродят разумные инопланетные растения, копирующие людские повадки, но офицеры Миноуг и О’Лири так и не свяжут эти факты.
Смесь полицейских реалити-шоу (очевидно, что подход к съемке достался в наследство от «Упырей») и «Секретных материалов» — одно это уже заставляло ждать «Паранормальный Веллингтон», и сейчас, когда вышли все шесть эпизодов, можно сравнить ожидания и реальность. Если «Реальные упыри» полтора часа перемывали кости вампирам, то «Паранормальный Веллингтон» за получасовой хронометраж серии стремится сделать то же самое с другими существами — зомби, призраками, оборотнями, — но эти сжатые рамки не позволяют справиться столь же эффектно. Кабинет паранормального отдела новозеландской полиции напоминает рабочее пространство отдела «Секретных материалов», разве что помещение поменьше, а связь между офицерами О’Лири и Миноугом напрямую сравнивается с теми самыми агентами ФБР: «Мы как Малдер и Скалли. У нее аналитический склад ума. А я брюнет. А еще мы похожи на Малдера и Скалли, потому что между нами тоже есть сексуальное напряжение».
Достаточно проходные эпизоды — как с демоном, мечтающим открыть врата в ад и переходящим из тела в тело, или с зомби-копами — разбавляются и оригинальными концептами: так, из одержимого особняка доносится шум, потому что призрак тусовщика из 1970-х по кличке Король вечеринок продолжает бузить и по сей день. В серии «Нормальная ночь» есть и другой привет от «Реальных упырей»: новообращенный вампир Ник (Кори Гонсалес-Макуэр) продолжает вести себя неловко, привлекая человеческое внимание.
В целом «Паранормальный Веллингтон» выглядит недожатым: там, где «Реальные упыри» напивались кровью жанра досыта, сериал делает пару неуверенных глотков, как будто не решаясь действовать дальше. Все шутки, какими бы они ни были обаятельными, к концу недлинного сезона начинают казаться однообразными, главные герои постоянно делают глупости, а образы классических фантастических монстров остаются почти такими же, как и были. Комедий про глуповатых полицейских существует достаточно, поэтому комичные копы на первом плане кажутся мотивом безнадежным и сильно устаревшим.
Очевидно, что занятость Вайтити помешала тому, чтоб над сериалом работал такой же полноценный дуэт, какой занимался фильмом. Вопрос о том, нужен ли второй сезон такого шоу, остается открытым: «Веллингтон» не добавляет ничего радикально нового в сюжеты, которые стоит переосмысливать и переизобретать, — едва ли таковым можно назвать гэг про живых мертвецов, которые успокаиваются со смартфонами в руках (зомби-миллениалы!). «Паранормальный Веллингтон» очень по-свойски подтрунивает надо всем провинциальным и простоватым, не замечая того, что и сам выглядит точно так же.