БОГ В ГЛАЗАХ РЕБЕНКА: ОБЗОР THROUGH THE WOODS


ЗАМОК ДЬЯВОЛА

Год выпуска: 2016
Разработка и издание: Antagonist, 1C Company
Жанр: adventure, indie, survival horror

От Горького до Alien, от Pink Floyd до Anti-Nowhere League… Этот архетип вечен. Неважно, выползли вы на этот блеклый свет самостоятельно или вас вытащили скользкие от крови и слизи руки в белых перчатках сразу после кесарева сечения: каждому пришлось немного посидеть в утробе. Реализовывать этот образ в произведении (литературном, кинематографическом, игровом) можно по-разному: единственное светлое пятно в жизни, конченая сука, суперкомпьютер, лучший друг… Главное, что он повсюду. У каждого — свой, но он есть у всех. И тем интереснее поиграть за этот архетип. Насколько он реализован? Потянет ли сознание в плане отыгрыша? Каково это вообще — быть матерью?

Начало игры обещает уникальный рафинированный экспириенс, который, кажется, даже Варга Викернеса может превратить в буддиста. Отодвигаем в сторонку весь имеющийся бэкграунд и пытаемся вжиться в роль Карен. У нее есть сын Эспен, творческая работа и неудавшийся брак. Когда мальчик родился, Карен с удивлением обнаружила полное отсутствие каких-либо чувств. Фактически она растила ребенка, которого не любила. Да-да, «Что-то не так с Кевином», только через экзешник! Потом, наконец, чувства прорезались, и мать с сыном стали лучшими друзьями. Но идиллия длилась недолго: мальчик потихоньку вступал на путь пубертата, а Карен исповедовала ритм жизни, не оставляющий достаточно места для чего-либо кроме работы. Мать с сыном постепенно отдалялись друг от друга в психологическом плане, пока однажды не отдалились совсем, уже физически: некий не в меру серьезный норд посадил Эспена к себе в драккар и уплыл в туман. Не раздумывая ни секунды, Карен прыгнула в студеную норвежскую воду…

<
>

В сюжетном плане у творения Antagonist все в порядке! На такой завязке можно не только озеро, но и Гьёлль переплыть! Развернутая драма, эмоционально реалистичная и притягательная, дает игроку весьма просторное плато для отыгрыша, не говоря уж об интриге. К сожалению, как только Карен выходит из воды, сюжет разбивается о каменистый берег геймплея.

Закатный свет сочится сквозь деревья, с каждой минутой становясь все слабее. Пейзажи — еще один плюс Through The Woods: отдельные кадры так и манят купить билет, разменять рубли на кроны и рвануть в Норвегию. Но наступает ночь — и наваждение проходит. Остается лишь Карен с фонариком и долгая дорога через лес.

<
>

Пока глаза привыкают к окружению, а рука — к тому, как протагонист реагирует на повороты, мозг застилает пелена атмосферы. Лес полнится звуками, в саундтреке периодически потрескивают элементы «Старшей Эдды», норманнские поселения увлекают, а лоскуты скандинавской мифологии абсорбируются. Разработчики это предусмотрели, и в тот момент, когда игроку кажется, что он освоился, лес становится враждебным. Тропинки всё чаще заканчиваются тупиком, вдалеке слышится завывание тролля, а рядом, совсем рядом верещит беспощадная хульдра…

Примерно здесь и угасают эфемерные блики саспенса — и Through The Woods превращается в достаточно стандартный симулятор ходьбы. То, что вначале могло заинтересовать, а более тонкую душевную организацию и заворожить, очень быстро уступает место рутине.

Проблемы начинаются еще с отыгрыша. Постоянно звучащее в наушнике дыхание Карен изо всех сил пытается удержать геймера во внутриигровом мире, но, когда видишь, как женщина выходит из ледяной воды и как ни в чем не бывало шагает по ночному лесу, весь эффект присутствия улетучивается. Черт, даже Лара Крофт не считала зазорным погреться у костра! Ребенок, опасность, спасти — все понятно, но играем-то за Карен, а не за Кал-Эла.

<
>

Вторая проблема — это наполнение. Если первую деревушку изучаешь с инфантильным любопытством, то остальные хочется пробежать по диагонали: выглядят-то они совершенно одинаково.

То же касается и врагов: их модель поведения просчитывается после второго-третьего (смертельного для Карен) столкновения. Поэтому впоследствии тролли из смертельно опасных противников превращаются в элемент ландшафта, который нужно просто обогнуть. Стоит отметить, что порой игра предпринимает попытки обмануть геймера с помощью музыки, отзвуков и отблесков, но если эмоциональная связь потеряна, то появившаяся из ниоткуда хульдра вряд ли сможет стать для вас чем-то большим, чем второсортным скримером.

Почти все прохождение сопровождено монотонным нарративом Карен. Дойдя до определенной точки, вы активируете скрипт — и она неторопливо разворачивает очередной сюжетный фантик, проливающий свет на происходящее. Таким образом, игрок лишь воплощает события прошлого, не в силах ни изменить их, ни повлиять на них. Это создает отчетливое и совершенно излишнее ощущение рельсовости, которое при желании можно было и замаскировать. Положение мог хоть как-то спасти саундтрек, но если вы успели познакомиться с Forndom, Wardruna или хотя бы с Nytt Land, то местные переливы покажутся вам пресными и водянистыми.

<
>

Кроме того, у Through The Woods хорошо заметные проблемы с оптимизацией. ФПС серьезно провисает даже на мощных машинах, и это расстраивает. Баги в игре также имеются (Карен залезает туда, куда явно не следовало, и спускается оттуда почему-то исключительно на карачках; NPC иногда страдают от тремора и парезов различных частей тела), но ничего фатального замечено не было.

Конечно, Through The Woods осенен любовью своих создателей. Пейзажи, мифология, архетип матери, явная вдохновленность Silent Hill и Fatal Frame… Но сделать игру, оставляющую сколь-нибудь очерченные впечатления, у Through The Woods все-таки не получилось. Сюжет интригует, но по-настоящему не цепляет; даже финальный твист воспринимаешь без вовлеченности: ну, раз так, тогда ладно. Атмосфера скандинавского леса кажется интересной, но лишь в самом начале. Как хоррор игра мажет из всех стволов, не в силах создать ни целостного тумана саспенса, ни ощущения беззащитности, хотя «одинокая женщина против целого леса древних тварей» — концепт достаточно увесистый. И, пожалуй, главное: Through The Woods вряд ли потребует от вас больше двух с половиной часов на прохождение, однако за это время вы хотя бы раз, но взглянете на часы. Для хоррор-адвенчуры, пусть и независимой, это достаточно жирный минус. Размером с небольшого кивсяка.

<
>

Through The Woods не беспросветно плоха. Любопытный экспириенс, заслуживающий своей порции внимания. Наверняка Antagonist учтут свои ошибки и следующий их релиз будет гораздо насыщеннее. А пока они мотают на ус, нам остается лишь молить Одина, чтобы Фенрир не поглотил за это время Солнце. Или наладить отношения с детьми… Ну, хотя бы попытаться…

И совсем напоследок: играйте с норвежской озвучкой. Развернуть впечатление на 180 она не сможет, но продлить приятные ощущения — запросто. Тем более что английский дубляж пугает своей эмоциональной индифферентностью. Думается, если есть возможность прикрутить к игре дополнительный плюс, то лучше ею воспользоваться.

 

Share on VK
Максим Бугулов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.36MB | MySQL:129 | 0,798sec