РЕЖИССЕРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: «ПОБЕГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА»

Один из самых известных тандемов в жанровом кино — Джон Карпентер и Курт Рассел — знаменит не только тем, что делал прекрасные хорроры, боевики и фэнтези, но и тем, что записывал к ним детальные и душевные комментарии. Позади — «Нечто» (1982), впереди — «Большой переполох в маленьком Китае» (1986), а пока RussoRosso собирает информацию из комментариев к «Побегу из Нью-Йорка» (1981), которые кинематографисты записали еще в 1995 году. Тем временем где-то в Техасе Роберт Родригес собирается снимать ремейк «Побега».

  1. «Побег из Нью-Йорка» был снят в 1981 году, а написан в 1974-м, до того как Рональд Рейган стал президентом. История о том, как герою приходится вызволять из рук захватчиков президента, казалось актуальной, так как в Иране на тот момент находились в заложниках американские граждане, в том числе дипломаты (историю об их побеге рассказал в 2012 году Бен Аффлек в фильме «Операция “Арго”» (2012). — Прим. RussoRosso). Люди находились там 444 дня, и всем казалось, что это никогда не закончится. По словам Карпентера, тогда настала поворотная точка в истории США.
  2. Кино сняли за 5 миллионов долларов, что считалось малым бюджетом для фильма с такими амбициями. Однако Карпентеру удалось снять по-настоящему масштабную картину. Режиссер сэкономил в том числе на титрах, сделав их минималистичными, как у Вуди Аллена.
  3. В фильме играют бывшие жены Джона Карпентера и Курта Рассела (Эдриенн Барбо и Сизон Хабли соответственно).
  4. Продюсер Ларри Франко был женат на старшей сестре Рассела Джилл. Он сотрудничал с Карпентером в качестве продюсера, второго режиссера или ассистента режиссера на девяти фильмах.
  5. По словам Карпентера, в сайфай-фильмах нужно очень четко устанавливать правила игры уже в начале истории, чтобы зрители думали: «Ага, я понимаю, куда мы отправляемся». Поэтому режиссер вставил в прологе карту Нью-Йорка с анимацией, которая показывает стену вокруг города. Эта анимация сделана по старинке, без использования компьютерных эффектов. Карпентер использовал бы цифровые технологии, если бы они были доступны.
  6. Актриса Джейми Ли Кёртис, которая снималась в двух предыдущих фильмах Карпентера, подарила свой голос компьютеру в первой тюремной сцене. Ее можно услышать также в самом начале фильма.
  7. Сцена, в которой камера движется вверх вдоль стены, состоит из двух частей. Первый кусок снимали отдельно, затем было затемнение, а из него переходили во вторую часть сцены, сделанную уже с помощью спецэффектов, над которыми работал в том числе будущий постановщик «Терминатора» (1984) Джеймс Кэмерон. Двое стражей ходили по мостику-декорации на фоне нарисованных задников.
  8. В кадре, где вертолет летит к башням-близнецам, задник нарисован, а вертолет сделан с помощью анимации.
  9. Сцену с беглецами на плоту снимали в городе Лонг-Бич.
  10. Кадр, где вертолет пролетает под мостом, был сложным в реализации при ограниченном бюджете. В нем тоже использовались нарисованные задники и анимированный вертолет.
  11. В настоящем Нью-Йорке съемки проходили только два дня. Там была снята сцена со статуей Свободы, где Карпентер дает зрителям понять, что Нью-Йорк теперь тюрьма, которой управляют военные.
  12. Расселу очень понравилось, насколько футуристическим получился автобус.
  13. Роль Змея Плискина стала для Курта первой, для которой ему пришлось меняться физически. Актер похудел на 10 кг и накачался, придя в отличную форму для съемок, но уже на пересъемках он не влезал в свой костюм.
  14. В роли полицейского участка выступил колледж в Лос-Анджелесе, который показался Карпентеру достаточно футуристическим и блеклым.
  15.  В окончательный монтаж не вошла сцена, где герой Рассела грабил банк и был арестован. На тестовых просмотрах она сбивала зрителей с толку, и ее пришлось вырезать.
  16. Рассел во многом основал своего персонажа на героях Клинта Иствуда, с которым Ли Ван Клиф снимался в вестернах «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966) Серджо Леоне. А с самим Ван Клифом очень понравилось работать Карпентеру.
  17. Студия была обеспокоена тем, что у Змея не было социально приемлемых ценностей.
  18. Сцены диалогов в штаб-квартире были визуально простыми и сняты с первых дублей из-за ограниченного бюджета. Перед кинематографистами стояла задача экономить, чтобы сотворить масштаб постановки из ничего. Одну из сцен, например, снимали с использованием детской коляски.
  19. Охранника-блондина в захваченном самолете играл сын 38-го президента США Джеральда Форда Стивен.
  20. Дональд Плезенс придумал целую историю о том, как его персонаж стал президентом. Она была связана с тем, что Маргарет Тэтчер захватывала мир и вновь превращала США в английскую колонию. Этим объясняется британский акцент актера, которому понравилась идея фильма, когда он понял его комедийную составляющую.
  21. Карпентер признался, что спасательный шаттл в форме яйца — самая нереалистичная идея. Он сравнивает его с гаджетами Джеймса Бонда, отмечая, что фильмы про агента 007 повлияли на то, как выглядели многие технологии в «Побеге».
  22. Карпентер снимал многие кадры на широкие объективы, чтобы придать картинке масштаб.
  23. На съемках Карпентер впервые столкнулся с вертолетами и впоследствии стал пилотом, как и Рассел.
  24. «Дублером» Нью-Йорка выступил Сент-Луис, где в 1977-м случился большой пожар. Мэрия разрешила кинематографистам выключить свет в десяти (!) районах. Съемки проходили летом, и в городе было очень жарко.
  25. Ли Ван Клиф не любил вертолеты, поэтому отказался сниматься в них. Карпентер уговорил его только подойти к одному из них в кадре. Также Ван Клиф повредил колено незадолго до съемок, и ему было тяжело сниматься в сценах, где нужно было много ходить, однако он терпел.
  26. Свечение в кадре с шаттлом Президента появилось из-за объективов Panavision, которые могли снимать при малом освещении. Без них картинка в фильме была бы совсем другой. Минусом этих объективов были проблемы с фокусом.
  27. Национальная гвардия США предоставила настоящие вертолеты для съемок.
  28. Карпентер видел историю как некий квест, в котором герою нужно выполнять одно задание за другим.
  29. Рассел хотел, чтобы в фильме появилась сигарета, которая зажигалась бы сама по себе. Но у кинематографистов ничего не вышло, Рассел обжег пальцы, а денег на дальнейшие эксперименты не было.
  30. Повязка на глаз была идеей Рассела. Он также пытался уговорить Карпентера показать, что под ней у Змея нет глаза. На съемках использовались два типа повязки: одна для крупных планов, через которую ничего не было видно, и одна с перфорацией, позволяющая актеру что-то разглядеть.
  31. Для «компьютерного» вида города были построены маленькие модели, после чего их покрасили в черный цвет и покрыли зелеными линиями.
  32. Интерьер Всемирного торгового центра сняли в заброшенном театре, стены которого раскрасили граффити. Крыша WTC также неаутентична и совсем не похожа на настоящую. Сначала Карпентер хотел показать, что в театре жило племя коренных американцев, но позже эту идею отбросили.
  33. Длинный план стал одним из самых сложных в картине, так как кинематографистам нужно было снимать в движении, постепенно открывая зрителям мир фильма: горящий самолет, городские руины, машины и мусор. Целую улицу пришлось осветить, а это долгий процесс. Для съемок купили разбитый самолет, разрезали его, поместив посередине улицы в Сент-Луисе, из-за чего многие люди сообщали в полицию о падении самолета. Художник-постановщик Джо Элвс («Челюсти» (1975), «Близкие контакты третьей степени», 1977) проделал удивительную работу со столь малым бюджетом.
  34. Двое прохожих как-то случайно зашли на площадку, увидели Курта Рассела с оружием в руках и быстро ретировались.
  35. Эпизод в кинотеатре был написал Ником Каслом — другом Карпентера, первым исполнителем роли Майкла Майерса и будущим режиссером «Майора Пэйна» (1995). Ему пришла в голову идея, что заключенные ставят некое шоу. Вид здания снаружи — это театр в Сент-Луисе, а внутри — театр в Лос-Анджелесе. В этом эпизоде Карпентер играет скрипача, а Касл — пианиста. Карпентер также исполнил роль военного в вертолете в конце фильма, а Касл придумал персонажа-таксиста Эрнеста Боргнайна.
  36. Змей не помогает девушке, которую раздевают и насилуют трое заключенных. Так Карпентер подчеркнул «антигероизм» персонажа.
  37. Карпентеру очень нравится, как оператор Дин Канди (трилогия «Назад в будущее») осветил сцены. Вместе кинематографисты работали над «Нечто», «Туманом» (1980) и первыми тремя «Хэллоуинами». Освещать экстерьеры было гораздо сложнее, чем интерьеры.
  38. Одного из персонажей зовут Кроненберг в честь режиссера Дэвида Кроненберга, другого — Ромеро в честь Джорджа А. Ромеро.
  39. Карпентеру очень нравится, что Змей Плискин просто садится отдохнуть посреди улицы на старый стул, а Расселу — что его герой никогда не реагирует на происходящее быстро.
  40. Люки в фильме сделаны из дерева, так как железные невозможно поднять снизу.
  41. Многие уличные сцены снимали в Сент-Луисе, а некоторые — в декорациях в Лос-Анджелесе.
  42. Между Змеем и Девушкой (бывшая жена Рассела Сизон Хабли) в заведении Chock Full O’Nuts чувствуется сексуальное напряжение. Карпентер хотел, чтобы зрители решили, что ее героиня станет важной по ходу фильма. В сцене их разговора почти нет освещения — только заполняющий свет и немного света на лицах актеров.
  43. По словам Гарри Дина Стэнтона, он играл своего персонажа как молодого поэта.
  44. Многие кадры фильма сняты с использованием системы стабилизации Steadicam, с которой оператор Канди начал работать одним из первых еще на съемках «Хэллоуина» (1978). Система использовалась максимально часто, чтобы передать масштаб декораций.
  45. Дневные эпизоды были включены в фильм, чтобы он не казался слишком темным. Некоторые сцены были сняты на огромном пустующем вокзале.
  46. Карпентер сравнивает «Побег» с фильмами о Средневековье из-за костюмов и персонажей.
  47. Окс Бэйкер был настоящим рестлером и работал серьезно. Он набил каскадеру Рассела Дику Уорлоку гигантскую шишку на голове, а однажды сильно порезал себе ногу и даже не заметил. По словам Карпенетра, он был приятным человеком, который не понимал, что в кино бьют не так, как в рестлинге, и не касаются партнера по-настоящему (Карпентер увлекался рестлингом и даже позвал на главную роль в свой триллер «Чужие среди нас» (1988) рестлера Родди Пайпера. — Прим. RussoRosso) Во время съемок поединка с Бэйкером у Рассела постоянно из-за пота стиралась татуировка змеи. Актер ударил рестлера по голове настоящей битой с настоящими гвоздями, однако у того был сзади на шее кусок дерева, достаточно толстый, чтобы гвозди не пробили его насквозь.
    <
    >
  48. Плезенсу пришла идея надеть светлый парик в одной из сцен. Ему нравилась задумка унижать Президента. Студия тревожилась, но Карпентер успокоил продюсеров: «Не волнуйтесь, это же фильм про будущее, зрителям понравится». Студии давали много свободы в то время, когда делался фильм. Над «Нечто» у Universal было уже больше контроля, потому что она была мэйджором, а не независимой студией.
  49. Сцену на мосту снимали на маленьком The Chain of Rocks Bridge в Миссури. Он был закрыт и находился в сельской местности. Здания вокруг него — специально установленные декорации.
  50. Карпентер считал, что зрители переживали даже за второстепенных персонажей из-за юмора.
  51. По словам Рассела, у Змея есть какие-то чувства только к Мэгги (Эдриенн Барбо).
  52. В кадре, где Герцог (Айзек Хейз) врезается в Мэгги, использовалась кукла. Уже потом Карпентер снял у себя в гараже кадр с мертвой героиней. (Существует легенда, что это юный Джей Джей Абрамс, чей отец работал на студии, производившей «Побег», подсказал режиссеру, что без такого кадра непонятно, погибла Мэгги или нет. — Прим. RussoRosso).
  53. Одна сторона моста снималась в Сент-Луисе, а другая уже в Лос-Анджелесе.
  54. Дональд Плезенс воевал пилотом во Второй мировой войне, потерпел крушение и попал в лагерь пленных, где его пытали японцы. Карпентер утверждает, что актер использовал этот опыт в сцене, где Президент расстреливает Герцога.
  55. В сцене, где Змей слезает с обратной стороны стены, прыгает дублер Дик Уорлок, а из-за машины вылезает уже Курт Рассел, который за ней заранее спрятался. Прием называется Texas Switch.
  56. Рассел хотел кинуть сигарету прямо в Президента в финале фильма, но Карпентер высказался против такого сильного жеста. Поэтому Змей просто бросает ее с полным презрения взглядом в его сторону.
  57. Карпентер очень любит фильмы Говарда Хоукса («Нечто», 1951), а Хоукс часто заканчивал кино планом, снятым в движении. Концовка «Побега» — отсылка к этому режиссеру.
  58. Рассел утверждает, что знал, что кино выдержит проверку временем.
  59. Карпентер боролся за кандидатуру Рассела, с которым уже работал над телевизионным фильмом «Элвис» (1979). Он так описывает свой выбор: «Если ты можешь сыграть Элвиса, то ты можешь сыграть что угодно!» Продюсеры хотели заполучить Чарльза Бронсона, которому на момент съемок было бы уже 59 лет. Дело в том, что Курт Рассел был известен до «Побега» прежде всего по подростковым комедиям компании Disney.
Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter