РЕЖИССЕРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: «НЕЧТО»

Иногда даже прекрасные фильмы устаревают и не проходят проверку временем. «Нечто» (1982) Джона Карпентера — одно из счастливых исключений. Это кино вышло через две недели после «Инопланетянина» (1982) Стивена Спилберга и неважно показало себя в прокате, не получило ни премий, ни теплого приема у критиков. Эннио Морриконе за свою уже ставшую классикой музыку был и вовсе номинирован на «Золотую малину». Однако, как и другой поначалу недооцененный фильм того же года «Бегущий по лезвию», «Нечто» со временем обрело культовый статус. В этом году параноидальному арктическому хоррору исполняется 35 лет, а он все еще хорошо смотрится. А для дискового издания Карпентер и Курт Рассел записали комментарии, которые RussoRosso собрал в список.

  1. В начале фильма не появляется логотип студии Universal.
  2. Карпентер называет «Нечто» первым фильмом в своей «Трилогии об Апокалипсисе», в которую также входят «Князь тьмы» (1987) и «В пасти безумия» (1994).
  3. Логотип у фильма такой же, как в оригинале «Нечто из иного мира» (1951) режиссера Кристиана Найби под покровительством Говарда Хоукса.
  4. На Аляске, где проходили съемки, было сложно поймать ясный день: там часто стоит туман.
  5. По словам Карпентера и Рассела, главный герой Макреди — алкоголик и ветеран Вьетнама, который не хочет брать на себя функции лидера, однако ему приходится.
  6. Карпентер замечает, что, когда картина вышла на экраны, она считалась отвратительной и страшной, а сейчас это просто «прямолинейный экшн с монстром».
  7. Карпентер хотел вернуться к параноидальности повести Джона В. Кэмпбелла-младшего «Кто идет?». От этого настроения отошли создатели первой экранизации.
  8. Когда пес Джед привык к съемочной группе, с ним начали снимать сложные проходы. До этого он постоянно смотрел в камеру.
  9. Часть съемок проводилась в павильонах в жаркую погоду, и создателям приходилось ухищряться имитировать низкую температуру. Например, Рассел курил сигареты в затяг и выдыхал дым, чтоб изобразить в кадре пар изо рта.
  10. Карпентера волновало, что одна из первых работ мастера грима и спецэффектов Роба Боттина не выглядела натурально во время съемок. Но в итоге режиссер остался доволен тем, как все получилось на пленке.
  11. Боттин на момент съемок еще до конца не знал, как будет выглядеть монстр в фильме.
  12. Сцена с огромным куском льда — дань уважения фильму 1951 года.
  13. Актеры две недели репетировали, прежде чем начать съемки.
  14. По словам режиссера, «Нечто» — это история о клаустрофобии и мужчинах. Женщин не было не только в самóм фильме, но и на съемках: единственная девушка — скрипт-супервайзер — покинула проект в середине процесса.
  15. В сцене в вольере собаку-носителя попеременно изображали муляж и настоящий пес.
  16. Когда Боттин не успевал, его подменял другой мастер спецэффектов Стэн Уинстон, сделавший одного из монстров, за движения которого отвечала целая группа операторов, сидевшая под полом.
  17. Сцены со щупальцами проиграны в фильме задом наперед.
  18. Жидкость, которой плюется монстр, создатели фильма сделали зеленой, решив, что красный воспринимается слишком кроваво.
  19. Рассел однажды подшутил над Карпентером, появившись на съемках с забинтованным лицом и заявив, что получил ожоги и больше не сможет работать.
  20. Карпентер был поражен игрой Уилфорда Бримли в сцене вскрытия нечто. Режиссер спросил актера, о чем тот думал, роясь в фальшивых внутренностях. Бримли ответил: «Представлял, что копаюсь в своем грязном белье».
  21. Рассел считает, что самое сложное для режиссера — снимать сцены, где 12 человек просто стоят и разговаривают.
  22. Карпентер утверждает, что в успешном фильме всегда должна быть доля достоверности. Даже если это фантастика.
  23. Зрители признавались режиссеру, что больше всего их напрягли кадры с иглами. Уколы были настоящими, но делали их не актерам, а оператору-добровольцу.
  24. Карпентер раздумывал над идеей сделать персонажа Макреди зараженным тварью.
  25. Чарльзу Хэллахану пришлось лежать восемь часов, пока ему накладывали грим.

  26. В сценах с огнеметами кинематографисты по-настоящему поджигали декорации.
  27. Карпентер хотел снять фильм прежде всего из-за сцены анализа крови.
  28. Режиссер до сих пор не знает, был Чайлдс (Кит Дэвид) тварью или нет, когда в конце зачем-то покинул свой пост.
  29. Расселу было сложно не обжечься, держа фальшфейер (файер). Иногда это был единственный источник, которым освещались лица в кадре.
  30. Карпентер никогда не забудет, как кинематографисты подрывали лагерь. У них был только один шанс снять все на пленку. Позже на этом же месте сняли разрушенный лагерь норвежцев из начала фильма.
  31. Съемочная команда по-настоящему взрывала декорации комнаты, двигаясь по коридору.
  32. Карпентер в особенности отмечает заслуги оператора Дина Канди («Парк юрского периода», 1993) и художника по декорациям Джона М. Двайера («Челюсти» (1975), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Чужой 4: Воскрешение», 1997).
  33. Павильонные съемки интерьеров проходили до поездки на Аляску.
  34. В конце Карпентер превращает «Нечто» в подобие военного фильма про Вторую мировую, где героям нужно любой ценой выполнить миссию.
  35. Сцену в финале, в которой пришелец движется под дощатым полом, было сложно снимать, так как возможности ее прорепетировать не было.
  36. Конечной формой пришельца управляли 50 человек.
  37. Двусмысленная концовка была обязательной для главного месседжа фильма. Никаких спасательных вертолетов в финале Карпентер показывать не хотел.
  38. «Нечто» стало первым фильмом Карпентера для большой студии. Здесь он смог по-настоящему развернуться и заполучить актеров, декорации, костюмы и спецэффекты. Режиссер признался, что без студии и команды он бы не справился, однако подчеркивает, что работать со студией прекрасно, только если она поддерживает авторское видение.

Для фанатов мы добавляем запись смеха Рассела — это можно слушать вечно. В конце присоединяется Карпентер.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Nicolodi’s Banana Springs

    Предпоследнее предложение превращает рядовое перечисление фактов почти в шедевр. Автору стоит задуматься о расширении стилистики: ему определённо есть, что сказать.