РЕЖИССЕРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ»

Скончавшийся 26 апреля Джонатан Демме знаменит прежде всего своим «Молчанием ягнят» (1991), едва ли не лучшим триллером о серийных убийцах, единственным хоррором, получившим премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм», и идеальным кино на День святого Валентина (именно в этот праздник лента стартовала в США). RussoRosso решил пересмотреть издание картины от компании Criterion с комментариями Демме, Джоди Фостер, Энтони Хопкинса, сценариста Теда Тэлли и консультанта из ФБР Джона Дугласа.

  1. Когда Джоди Фостер пришла на встречу с Джонатаном Демме по поводу роли, она уже знала, что была запасным вариантом (постановщик изначально предлагал роль Мишель Пфайффер). Актриса рассказала режиссеру о том, почему хочет сняться в картине и как «Молчание ягнят» встраивается в ее фильмографию. Кроме того, она поведала о своем видении сильных женщин в кино, которых прежде на экране можно было увидеть нечасто. Кларисса Старлинг — любимая роль Фостер, актриса восхищается своей героиней и уважает ее.
  2. В оригинальной открывающей сцене Кларисса врывалась в захваченное террористами помещение. В итоге это оказывалось просто тренировкой в Академии ФБР.
  3. Фостер была в отличной форме на съемках и могла взбираться по барьерам 20 дублей подряд. Трек для тренировки настоящий — кинематографисты снимали на территории Академии ФБР в Куантико, штат Виргиния, ничего не добавляя. Фостер прошла курс подготовки, научилась стрелять и узнала о том, как находят отпечатки пальцев и проводят вскрытия. Агент ФБР Джон Дуглас рассказал ей об образе мышления серийных убийц.
  4. Джонатан Демме был поклонником книги Томаса Харриса и считал, что ему всего лишь нужно перенести текст на экран без изменений.
  5. По словам Джона Дугласа, серийные маньяки не могут не убивать, а промежутки между преступлениями исчисляются часами, днями, месяцами и даже годами. Обычно маньяки оставляют у себя сувениры от жертвы: личные вещи вроде одежды или украшений, а иногда частей тел. Между преступлениями они любуются этими сувенирами и заново переживают опыт убийства. Фотографии жертв, вскрытий и мест преступления всегда висят в кабинетах ФБР.
  6. По словам Фостер, Джек Кроуфорд в исполнении Скотта Гленна совсем не похож на Джона Дугласа, который был красивым и высоким мужчиной в отличной физической форме. Дуглас служил снайпером в группе спецназа, но, несмотря на специфику его профессии, актриса описывает консультанта из ФБР мягким и легким в общении.
  7. Фостер считает, что хоть Кроуфорд и предупреждает Старлинг, чтобы она «не пускала в свою голову Ганнибала Лектера», направляет он ее к каннибалу именно за этим. Как и в книге, Лектера держат так глубоко в недрах здания, что создается впечатление, будто он обладает почти сверхъестественной силой, которую необходимо сдерживать.
  8. Оператор Так Фудзимото обожает использовать красные фильтры, когда хочет создать чувство дискомфорта у зрителей и показать приближение насилия.
    <
    >
  9. В сценах, где Старлинг спускается к Лектеру, звукорежиссер вставил звуки, похожие на те, что можно услышать в подводной лодке. Так он хотел подчеркнуть, что герои находятся глубоко под землей.
  10. Демме поинтересовался у Хопкинса, как тот видит первое появление своего героя (по словам актера, режиссер никогда не боялся спрашивать мнения других членов группы). Хопкинс предложил такую версию: когда Старлинг подходит к нему впервые, Ганнибал в ожидании гостьи стоит прямо.
  11. Демме решил, что Хопкинс лучше всех сыграет маньяка, когда увидел его в роли доброго доктора в «Человеке-слоне»(1980). По словам режиссера, одного взгляда на Лектера-Хопкинса достаточно, чтобы понять, что перед вами человек, превосходящий вас по интеллекту. Актер не был уверен, что его подход к роли сработает, пока не принял участие в читке сценария.
  12. Хопкинс остался в восторге от того, как Фостер реагирует на Лектера. По его словам, по лицу актрисы видно, как в голове Старлинг возникают по пять разных мыслей.
  13. В начале съемок Демме попросил Фостер говорить с более сильным южным акцентом, потому что он опасался, что зрители будут видеть Джоди Фостер, а не Клариссу Старлинг.
  14. Старлинг царапается о гвоздь, когда лезет под дверью на склад, — эта деталь, по задумке режиссера, предвещает будущую находку. Американский флаг символизирует насилие, творимое на протяжении всей истории США.
  15. Голова, которую Старлинг находит в машине, была сделана по слепку головы одного из продюсеров — Эдварда Саксона.
    <
    >
  16. Демме сожалел, что у него не получилось лучше раскрыть в фильме тему насилия над детьми, ведь, по его словам, это одна из причин появления маньяков.
  17. Хопкинс во многом основал Лектера на HAL 9000 — компьютере из фильма «2001 год: Космическая одиссея»(1968). Он видел героя как потрясающую и сложную машину для убийств — человека, запертого в ужасах собственного разума.
  18. По словам Дугласа, цель маньяков — манипулировать, контролировать и доминировать над жертвами, потому что именно так с ними поступали другие.
  19. Буффало Билл совмещает в себе черты трех реальных убийц. Как и Тед Банди, он носит гипс на руке. Банди искал жертв рядом с библиотекой: как только видел подходящую девушку, он «ронял» книги, а та бросалась ему помогать. Он завлекал жертв в машину, после чего бил гипсом по голове, связывал и увозил. Как и у Гари Хейдника,у Буффало Билла имелась яма в подвале. Только Хейдник заполнял ее водой и держал там до трех женщин одновременно. Он пытал их током и, согласно некоторым источникам, скармливал им вперемешку с собачьей едой останки других своих жертв. Третьим прототипом послужил Эд Гейн, который делал маски и костюмы из кожи убитых им людей. Как и герой Теда Левайна, Гейн был трансвеститом и любил надевать парики и украшения.
  20. Демме по-настоящему зауважал агентов ФБР, когда готовился к съемкам. Он видел их заслугу не только в том, что они ловят серийных убийц, но и в том, что пытаются разобраться, как люди становятся таковыми.
  21. В сцене, где герои находят кокон бабочки в горле жертвы, сыграли актер Трейси Уолтер и продюсер фильма Кеннет Атт. Муляж кокона по-настоящему положили в рот актрисы, и ей приходилось лежать не двигаясь и не дыша, пока снималась сцена.
  22. Том Харрис попросил Демме не обижаться, если он не станет смотреть фильм. Он объяснил это тем, что не хотел, чтобы актеры украли у него персонажей. Писатель привел в пример Джона ле Карре, который не мог писать о своем персонаже Смайли, после того как увидел, как его играет Алек Гиннесс в мини-сериале «Шпион, выйди вон!» (1979).
  23. Сценарист Тед Тэлли был знаком с Томасом Харрисом до того, как его позвали писать адаптацию романа. Тэлли сам узнал, кто занимается экранизацией, и предложил свою кандидатуру.
  24. Джин Хэкмен собирался ставить фильм, но не был уверен, что хотел играть Лектера, и рассматривал роль Кроуфорда. Он покинул проект, так и не прочтя сценарий Тэлли. Глава студии Майк Медавой лично звонил Тэлли, чтобы обсудить сценарий (чему сценарист очень удивился), а затем советовался с ним насчет кандидатуры Демме. Последний согласился снимать «Молчание ягнят», даже не прочитав сценария.
  25. Роджер Корман сыграл директора ФБР, а среди людей, которые выводят Старлинг из зала музея, можно заметить создателя зомби-фильмов Джорджа А. Ромеро. Также в роли одного из полицейских снялся певец Крис Айзек.
    <
    >
  26. Тед Тэлли считает Клариссу Старлинг реалистичным персонажем, а Лектера — нет. Демме удивляет, что многие женщины находят Лектера эротичным, но режиссер признает, что Хопкинс — сексуальный актер. Главную роль Хопкинсу помогали играть маски.
    <
    >
  27. Чарльз Нэпьер играл во многих фильмах Демме с 1977 года. Актер начинал свою карьеру в эксплотейшнах Расса Майера.
    <
    >
  28. Хопкинс попросил Демме, чтобы в сценах в музее Лектер был одет в белые футболку, штаны и туфли. Так он хотел сделать героя похожим на докторов, считая, что зрители боятся врачей из-за их власти над людьми.
  29. По словам Тэлли, Фостер и Хопкинс играют так, будто они любовники. Все их совместные сцены — сцены соблазнения. Демме считает, что эротическое напряжение возникает из-за их умов, но оно не физического толка.
  30. По словам Демме, клетка в музее — совершенно нереалистичная декорация.
  31. Разговор Лектера и Старлинг о ягнятах в музее снят на крупных планах, но Демме не был уверен, что такой подход сработает. В сценарии был длинный эпизод сна, в котором маленькая Кларисса сидит у себя в комнате, по стенам ходят страшные тени, а за окном в амбаре горит свет. Сцена заканчивалась тем, что некий ковбой убивает ягнят, после чего поворачивается лицом к камере и оказывается Лектером. По словам Демме, он не мог разбить крупные планы талантливых актеров таким прямолинейным и нелепым эпизодом.
    <
    >
  32. Значительную часть фильма зрители наблюдают за второстепенными персонажами, например полицейскими. Для режиссера было важно правильно подобрать актеров на роли служителей закона.
  33. Британец Хопкинс всегда хотел сняться в большом и успешном американском фильме. Актер не знал, к чему дальше стремиться, когда смотрел, как перед ним устанавливают билборд с изображением его собственного лица.
  34. Действие почти всех сцен разворачивается в закрытых помещениях.
  35. Криминалист Дуглас одним из первых начал изучать образ мышления пойманных маньяков, чтобы понять действующих.
  36. По словам Тэлли, в жизни Клариссы три отца: злой отец Лектер, добрый отец Кроуфорд и ее собственный умерший отец.
  37. Демме не волновал конечный хронометраж фильма, но вместе с Тэлли они долго искали, как найти баланс между сценами с Лектером и пропавшей девушкой.
  38. Демме нравится «Техасская резня бензопилой» (1974).
  39. По словам Фостер, Буффало Билл начинает смеяться над Старлинг из-за чувства собственной непобедимости и думает, что к нему пришла очередная легкая жертва.
  40. Демме понимал зрителей, которые удивлялись, что Старлинг пошла в подвал вслед за убийцей, а не стала дожидаться подкрепления. Однако он и Фостер решили, что Кларисса так долго работала над делом, желая спасти невинную жертву, что не могла рисковать ее жизнью ни минутой больше. Также режиссер понимал, что крупный план рукопожатия между Кроуфордом и Старлинг немного отдает клише, но для Демме он был важным символом того, что Кроуфорд теперь видит в героине Фостер равного себе человека.
  41. Роджер Корман признался Демме, что самый страшный кадр в фильме — момент, когда камера приближается к закрытой двери. При этом он вспомнил аналогичный проход по коридору в «Изгоняющем дьявола» (1973).
  42. Фостер не верила, что полицейские и агенты ФБР не чувствуют страха, когда ловят убийц, поэтому на ее лице в финальной сцене читается настоящий ужас.
  43. Тэлли советовался со своим другом режиссером Робертом Бентоном насчет эпизода, где героиню преследует маньяк в темном подвале. Сценарист беспокоился, что такое уже показывали в сотне картин. Бентон заверил его, что зрители ждут этого момента весь фильм и что не показать его — значит обмануть их ожидания.
  44. Большую часть фильма мы видим происходящее глазами Клариссы, но, когда в подвале гаснет свет, мы смотрим на мир глазами Буффало Билла.
  45. На спине Клариссы появляется тень от пистолета, которой, разумеется, не могло быть, ведь действие происходит в темноте. Но снимать без света невозможно, а ошибку проглядели.
  46. Хопкинс был уже в Юте на съемках у Майкла Чимино, когда Демме попросил его «позвонить Джоди Фостер» для съемки ее сцены финального разговора с Лектером по телефону. Актриса очень удивилась, услышав в трубке голос Хопкинса.
  47. Несмотря на хеппи-энд, режиссер хотел, чтобы зрители покидали кинотеатры с чувством беспокойства.
  48. Когда к Хопкинсу подходят и говорят, что видели «Молчание ягнят» 16 раз, он шутя отвечает: «В таком случае вы больны и вам нужно лечиться».
  49. В сиквеле Хопкинс хотел видеть, как Ганнибал ездит по городам Америки на черном лимузине, слушая Баха.
  50. По словами Дугласа, кино показывали в тюрьме убийцам, и заключенные всегда аплодировали сбежавшему Лектеру в конце фильма: радовались, что серийный убийца всех перехитрил.
Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.27MB | MySQL:230 | 0,580sec