ПОСТ-ХОРРОР: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ЖАНР ИЛИ БЕССМЫСЛИЦА?

На прошлой неделе автор издания The Guardian Стив Роуз опубликовал статью, где попытался проанализировать направление, в котором движется часть современных фильмов, эксплуатирующих человеческие страхи, с легкой руки назвав его пост-хоррором. Материал стал поводом для споров и критики со стороны как журналистов, так и некоторых кинематографистов. RussoRosso прочитал статью и попытался разобраться, что именно Роуз имел в виду под изобретенным им термином и что из себя представляет хоррор с приставкой «пост-».

Последние несколько лет в прокат выходят новые фильмы, которые, на первый взгляд, используют все знакомые жанру хоррора явления и ситуации: темные леса с запрятанными в них хижинами, дома с привидениями, одержимых людей, «последних девушек», мрак, бесовщину и предупреждения никогда не открывать какие-то двери. Зритель, отправляясь смотреть такую картину, ожидает взаимодействия со страхами в ключе сложившихся в жанре конвенций: разделяться в лесу не надо; выживет «последняя девушка»; зло изгонят и победят, но оно, скорее всего, вернется в сиквеле. Однако новые фильмы не стремятся играть по привычным правилам и вообще трактуют их довольно вольно, зачастую ничего и не объясняя, что, по мнению Роуза, часто приводит к разочарованию аудитории, у которой были определенные ожидания. И это становится одним из оснований для выделения картин на общем фоне жанра.

В качестве одного из ярких примеров такого кино Роуз приводит «Ведьму» (2015) Роберта Эггерса, переносящую зрителя в мрачный XVII век и демонстрирующую реалии семьи переселенцев. Трейлер предлагает вполне классический фильм ужасов, однако в итоге, несмотря на присутствие мистических элементов, «Ведьма» в обычный хоррор так и не превращается: в картине нет ни привычных глазу джампскейров, ни красочных попыток сбежать от монстра. Да и монстр-ведьма появляется на экране всего несколько раз. Важно, что «Ведьма» довольно успешно прошла в прокате, при бюджете в $4 млн заработав более $40 млн.

Другие фильмы вроде недавних «Персонального покупателя» (2016) Оливье Ассайаса или «Неонового демона» (2016) Николаса Виндинга Рефна не пытаются позиционировать себя как хорроры, оставаясь на стыке триллера и драмы. Однако они тоже активно заходят на территорию фильмов ужасов: то непонятно, жив ли вообще таинственный СМС-собеседник, то кровожадные обитательницы мира моды принимают ванны из крови и глотают, а потом и выплевывают глазные яблоки юных соперниц. Сюда же Роуз вписывает и «Историю призрака» (которая недавно вышла в американский прокат), где Кейси Аффлек разгуливает под саваном. По словам режиссера и сценариста Дэвида Лоури, фильм намеренно использует тропы, знакомые по ужастикам о домах с привидениями, но тоже никогда не становится хоррором, а исследует личную травму и экзистенциальный кризис главного героя. Способ взаимодействия призраков с людьми в ленте Лоури сравнивается с их появлением в картинах Апичатпонга Вирасетакула, большая часть работ которого подходит под описание того, что Роуз называет пост-хоррорами (например, «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (2010), где умирающий герой проводит свои последние дни с призраками умерших родственников).

Самым же заметным примером пост-хоррора для автора статьи The Guardian становится «Оно приходит ночью» (2017) Трея Эдварда Шульца — фильм, весь трейлер которого намекает на ужасные вещи. Несомненно, зрители увидят все, чего ожидали: апокалипсис, вирус, странную семью, живущую в лесу. Но Роуз отмечает, что ужас в фильме не просто появляется в результате удачной комбинации вышеперечисленных элементов. Он еще подпитывается эмоциями горя, вины, сожаления и паранойи, а также бесконечной тревоги, которая возникает из-за того, что режиссер вписал туда собственные страхи и личный опыт.

Прогремевшие в этом году «Прочь» Джордана Пила и «Сплит» М. Найта Шьямалана обратили внимание на то, что малобюджетное кино может быть очень успешным, и сделали хорроры более привлекательными для продюсеров. Однако в большинстве своем фильмы ужасов все еще полагаются на конвенции и не очень далеко отходят от ряда устоявшихся тематик и их стандартного представления: зомби-хорроры, мистические хорроры, хорроры о психопатах и проклятых домах. Пост-хоррор — это то, во что превращается кино, которое уходит от этих конвенций и использует их для создания чего-то иного, чем то, что предлагает массовый рынок. Роуз признаёт, что подобные картины существовали и раньше, и приводит в пример работы Полански, «Сияние» (1980) Кубрика и «А теперь не смотри» (1973) Роуга, отмечая, что тем не менее это всё крупные студийные работы с большими бюджетами, а Шульц потратил на производство своего фильма гораздо меньшую сумму.

Далеко не все согласны с термином «пост-хоррор»: главной ошибкой большинство комментаторов называет желание рассматривать отдельные картины в контексте хорроров. Странно звучит и обращение автора к тому, что многие зрители уходят с фильмов разочарованными и пишут о них гневные отзывы: некоторые из рассмотренных Роузом лент довольно успешно идут или прошли в прокате. Компания А24, которая занималась дистрибьюцией трех картин, упомянутых в статье («Ведьмы», «Истории призрака» и «Оно приходит ночью»), уже опубликовала в твиттере сообщение, где указала, что вообще не считает необходимым рассматривать ее кино в рамках хоррора: «“История призрака” — это не хоррор. Это не “пост-хоррор”. Это космическая история любви о ВРЕМЕНИ и грандиозности нашего существования».

Другие точки зрения вообще ставят под сомнение необходимость выделять какой-либо новый поджанр, поскольку ужастики, предлагающие не просто «монстра», а какое-то более сложное содержание, существуют уже давно. Они помогают режиссерам высказывать свои мнения насчет политических и социальных тем и убеждать зрителя в том, что представление, будто ужасы — слишком простой жанр, чтобы содержать в себе нечто большее, не очень актуально, а конвенции в жанре, от которых новые фильмы часто отходят, в принципе и существуют, чтобы их нарушать.

Осталось добавить, что у российских зрителей будет возможность составить собственное мнение об одном из центральных фильмов оригинальной статьи. Компания «Парадиз» выпускает «Оно приходит ночью» в прокат 24 августа.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 13.6MB | MySQL:196 | 0,482sec