ЕСТЬ КТО ЖИВОЙ? 10 НЕОЧЕВИДНЫХ ФИЛЬМОВ ПРО ДОМА С ПРИВИДЕНИЯМИ

К выходу фильма «Ужас Амитивилля: Пробуждение» RussoRosso вспомнил другие хорроры про дома с привидениями — по большей части неочевидные, но по-своему знаковые и бесконечно удивительные.


«РЕБЕККА» / REBECCA
(реж. Альфред Хичкок, 1940)

Бедная девушка (Джоан Фонтейн) случайно знакомится с богачом из Монте-Карло (Лоуренс Оливье) — и неосмотрительно выходит за него замуж. Неосмотрительно потому, что история Золушки довольно быстро превращается в кошмар, когда выясняется, что в доме новоиспеченного супруга до сих пор жива память о его бывшей жене Ребекке, погибшей несколько лет назад. Постепенно именно призрак Ребекки становится главным героем истории — несчастная леди де Винтер (мы так и не узнаем ее имя) встречает напоминания о ней в каждом уголке особняка.

Хичкок снял идеальный фильм про дом с привидением без привидения, который раскрывает главный механизм этого сюжета. Призрак в картине — это в первую очередь болезненное воспоминание, неизжитая травма, которая может быть опаснее любой потусторонней жути. Та же идея постулируется в одноименном неоготическом романе Дафны дю Морье, который стал основой сценария. «Ребекка» дала старт американской карьере Хичкока, собрала хорошую кассу и получила два «Оскара» — в том числе за лучший фильм.

«ЛОГОВО ДЬЯВОЛА» / THE HAUNTING
(
реж. Роберт Уайз, 1963)

Фильм основан на романе «Призрак дома на холме» американской писательницы Ширли Джексон, который попал во всевозможные тематические списки и стал современной классикой готического романа. В старинный особняк с привидениями по приглашению наследника приезжают исследователь паранормальных явлений Джон Маркуэй (Ричард Джонсон) и две девушки с экстрасенсорными способностями. С их появлением в доме начинают происходить мистические события, которые острее всего переживает одна из дам — Элеонора (Джули Харрис). Она и становится главной целью этого гиблого места.

Оскаровский лауреат Роберт Уайз («Похитители тел» (1945), «День, когда остановилась Земля», 1951) сначала хотел объяснить мистику в фильме сложным эмоциональным состоянием главной героини, но автор романа настояла на аутентичности. Получилась очень тягучая и атмосферная картина с нервной операторской работой. А в 1999 году вышел ремейк с Лиамом Нисоном, Оуэном Уилсоном и Кэтрин Зетой-Джонс, название которого на русский перевели как «Призрак дома на холме». Это было детище не только Яна де Бонта, но и Сьюзэн Арнольд и Донны Рот — дочерей известных продюсеров фильмов ужасов, которые всегда мечтали о своем доме с привидениями. Убедив Стивена Спилберга купить права на книгу Ширли Джексон, они сумели воплотить на студии DreamWorks детские фантазии. В грандиозном соборе в Лонг-Бич, купленном когда-то миллионером Джоном Хьюзом, они возвели адский дом со сложнейшими механизмами и бесконечными коридорами, заканчивающимися зеркалами (сконструировали даже специальную комнату из одних зеркал). При такой аттракционной машинерии артистам и режиссеру оставалось только вдохнуть жизнь в сооружение, что они и сделали. А Ян де Бонт снял бодрый экшн-хоррор. Хотя стоило ли ожидать чего-то другого от режиссера «Скорости» (1994)?

«ДОМ» / HAUSU
(реж. Нобухико
Обаяси, 1977)

Семь школьниц отправляются в гости к тетке одной из них, а оказываются в западне. Выпрыгнувший из исконно японского жанра кайдан, этот фильм ужасов про дом с привидениями невообразимый и по-настоящему дикий. В роли инфернальной сущности тут выступает сам особняк, любящий полакомиться девственницами. В этом можно было бы увидеть социальную метафору того, что девушкам нельзя засиживаться в девках, иначе отчий дом сожрет их с потрохами, если бы с теткой все было просто. А с ней как раз все непросто. Как и с художественными особенностями этой картины: галлюциногенный монтаж, кэмповые нарисованные задники, сумасшедшие ракурсы, живой интерьер (отдельного упоминание заслуживает адское фортепиано) и, в конце концов, летающий белый котик. А еще это, кажется, единственный в своем роде кунг-фу-хоррор. Кстати, одну из школьниц так и зовут — Кунг Фу. Большую часть фильма она бегает в одних трусах и метелит дом. Это невозможно развидеть.

«ПЕРЕБЕЖЧИК» / THE CHANGELING
(реж. Питер Медак, 1980)

У композитора Джона Рассела (Джордж К. Скотт) погибает семья. Убитый горем вдовец переезжает в Сиэтл, где селится в старинном особняке, таящем в себе гораздо больше секретов, чем можно представить.

Неспешно стартующий (хоть и с шокирующей сцены автомобильной аварии) симфонический хоррор Питера Медака постепенно перерастает в хоррор конспирологический. В нем есть как холодная кубриковская сдержанность, так и леденящие душу эпизоды, например знаменитая сцена с прыгающим по ступенькам лестницы детским мячиком, так поразившая Стивена Кинга. Именно такие кошмарные эпизоды (другой — с участием дьявольского кресла-каталки) разрушают тщательно выстраиваемую дистанцию между зрителем и фильмом, чтобы в ключевые моменты публике стало не просто страшно, а чертовски страшно.

«ПОСЕТИТЕЛИ» / BESÖKARNA
(реж. Джек Эсгард, 1988)

Еще до того как шведский режиссер Йоаким Эсгард сменил имя на Джек, а место жительства — на Америку, он снял один из самых известных скандинавских хорроров. Северные пейзажи Швеции придают классической истории о семье, которая въезжает в новый дом со старыми тайнами, дополнительную аутентичность. По сюжету отец (Кьель Бергквист) обуреваем внутренними конфликтами и страдает от алкогольной зависимости. Однако он не становится источником опасности для своих близких (как, например, Джек Торренс в «Сиянии», 1980), а, напротив, выступает защитником от потусторонних сил. Особенно когда приглашенный охотник за привидениями не справляется и погибает при странных обстоятельствах.

Несмотря на некоторую трогательную наивность, фильм сохраняет атмосферу тревоги до самого конца, постепенно выкручивая тумблер ужаса на полную мощность (хотя сцена с подвешенным вниз головой хозяином дома гомерически смешна). Эсгарду удалось добиться этого с практически полным отсутствием спецэффектов. Между тем в Голливуде такое умение вылилось для него всего лишь в создание трэш-дилогии «Человек-робот» (оба фильма — 1993).

«ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ» / THE WOMAN IN BLACK
(реж. Херберт Уайз, 1989)

1920-е годы, западное побережье Англии. Стройный юрист Артур Кидд (Эдриан Роулинз) едет из Лондона в далекое поместье, чтобы описать имущество преставившейся хозяйки особняка — миссис Эллис Драблоу. Однако он и не подозревает, что скоро ему придется примерить роль Хомы Брута.

Хоррор про привидение женщины в черном (Полин Моран) не столько страшный, сколько жуткий. Экранизация романа Сьюзен Хилл ищет мистику в клубах тумана, окутывающих зловещий дом, — и находит ее там. При этом весь ужас запечатлен исключительно на лице героя Эдриана Роулинза, неспособного покинуть поместье, пока не закончит свою работу. Ну что ж, перфекционизм сгубил не одну душу.

В 2012 году вышел ремейк в постановке Джеймса Уоткинса («Райское озеро» (2008), «Чёрное зеркало»), где у миссис Драблоу появилось лицо Алисы Хазановой, а молодого юриста сыграл Дэниел Рэдклифф. Что забавно, Роулинз исполнял роль его отца в поттериане. Но это было единственное, что могло вызвать усмешку во время просмотра. Ремейк готического кошмара про разбушевавшегося фантома превзошел оригинал по части шорохов, шепотов, скрипов, всхлипов и другой инфернальной жути.

«ЧТО СКРЫВАЕТ ЛОЖЬ» / WHAT LIES BENEATH
(реж. Роберт Земекис, 2000)

Камерный, скромный и емкий в художественном плане хоррор, который Роберт Земекис снял во время работы над фильмом «Изгой» (2000): пока Том Хэнкс худел и отращивал шевелюру, героиня Мишель Пфайффер изнывала в четырех стенах родительского дома мужа (врача, карьериста и Харрисона Форда), следила за подозрительными соседями, вступала в контакт с привидением и искала то, что скрывает ложь. В названии картины, кстати, скрыта непереводимая игра слов: тут и «Что лежит на глубине», и «Что за ложь на глубине». Это и предстоит выяснить героине Пфайффер, потому что главная тайна спрятана не за фасадом соседского дома (Земекис, к его чести, довольно быстро перестает играть в Хичкока: окно во двор оказывается лишь отвлекающим сюжетным маневром), а на дне соседнего озера.

Поначалу, кстати, может показаться, что режиссер снимает двухчасовую версию «Баек из склепа» (1989–1996), и не случайно: Земекис был их исполнительным продюсером и постановщиком, на его счету, например, рождественская серия «Все дороги ведут через дом». Но это впечатление ошибочное на уровне как сеттинга (вместо жилища, атакованного маньяком в костюме Санта-Клауса, — особняк с привидением), так и художественных амбиций.

Земекис делает картину с претензией на нечто большее: это не только виртуозно разыгранный фильм ужасов (саспенс нагнетается за счет того, что героиня Пфайффер долго не может правильно истолковать увиденное), но и неглупый психологический триллер. Там, на глубине, главной героине удастся отыскать не только шокирующие ответы на мучащие вопросы и труп как две капли воды похожей на нее блондинки, но и, что важно, саму себя.

«ИСТОРИЯ ДВУХ СЕСТЕР» / JANGHWA, HONGRYEON
(реж. Ким Чжи Ун, 2003)

В оригинале фильм называется «Роза, Лотос», и корейскому зрителю нет необходимости объяснять, что это значит. Поясним для российского: «Роза и Лотос» — известная в Корее мрачная народная сказка о двух сестрах, их недотепе отце и злой мачехе.

Классический для всех культур сюжет в интерпретации Ким Чжи Уна («Горечь и сладость» (2005), «Хороший, плохой, долбанутый» (2008), «Я видел Дьявола», 2010) превращается в фильм о вине, искуплении и тайне. Не обошлось и без пресловутой корейской жестокости, так что счастливого финала ждать не стоит. Картина стала самым кассовым южнокорейским хоррором, обзавелась американским ремейком «Незваные» (2009) — и открыла популярному у себя на родине режиссеру Ким Чжи Уну путь в Голливуд, где он снял «Возвращение героя» (2013) в уважаемом жанре «Шварценеггер выносит плохих парней».

«ВЛАДЕНИЕ 18»
(реж. Святослав Подгаевский, 2014)

Дебютная полнометражка Святослава Подгаевского, который после «Пиковой дамы» (2015) и «Невесты» (2017) стал в России главным по хоррорам. История о молодой семейной паре, которая заезжает в незаселенный жилой комплекс, пожалуй, слабее, чем материализация детской страшилки или рассказ о мрачных традициях дореволюционных дворянских гнезд, но уже демонстрирует потенциал режиссера.

Неизвестно, читали ли сценарист Дмитрий Бесин и сам режиссер роман «Лето с чужими» японского автора Таити Ямады, но параллели видны невооруженным глазом: там главный герой тоже оказывался в почти пустой многоэтажке, хранящей в своих квартирах мрачные тайны. Да и визуально зло в фильме Подгаевского выглядит так, будто его напрямую экспроприировали из Японии: налицо влияние хорроров о юрэях — духах мщения с тяжелым прошлым (те же «Звонок» (1998) или «Проклятие», 2002). К счастью, Подгаевский смог оттолкнуться от чужой традиции и эстетики, чтобы начать искать свой стиль.

Бонус:

«ОДИНОКИЕ ПРИВИДЕНИЯ» / LONESOME GHOSTS
(реж. Берт Джиллетт, 1937)

В финале нашего марафона хочется посоветовать кино не только для того, чтобы испугаться, но и чтобы посмеяться. Впрочем, в этой анимационной короткометражке про Микки, Гуфи и Дональда в роли охотников за привидениями хватает и тревожной атмосферы, и ловко рассказанной истории.

По сюжету трое скучающих привидений потехи ради решают вызвать домой ловцов призраков, а потом понимают, что это была большая ошибка. Спустя почти полвека потусторонние силы в «Охотниках за привидениями» (1984) такой оплошности уже не совершат.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.48MB | MySQL:208 | 0,675sec