Коль с фауной тебе не повезло: 13 хорроров с животными

Вампиры, призраки, оборотни — всё это ерунда по сравнению с реальной опасностью: животными, которые застолбили себе в хоррорах достойное место. RussoRosso рассказывает о примечательных (и порой незаслуженно малоизвестных) фильмах со смертоносной фауной.


«НОЧЬ ЛЕПУСА» / NIGHT OF THE LEPUS
(
реж. Уильям Ф. Клэкстон, 1972)

Гигантские кровожадные кролики-мутанты после неудачного генетического эксперимента терроризируют небольшой городок в Аризоне. В главных ролях снялись номинант «Оскара» Стюарт Уитман, актер «Звездного пути» ДеФорест Келли и звезда «Психо» (1960) Джанет Ли (актриса, впрочем, признавалась, что согласилась на роль, потому что съемки проходили рядом с ее домом). За основу взят роман Расселла Брэддона «Год злого кролика» (1964), а перед релизом студия Metro-Goldwyn-Mayer сменила название с «Кроликов» на «Ночь Лепуса», посчитав, что латинское произношение семейства зайцевых звучит куда более загадочно и мрачно. Также дистрибьюторы до последнего не использовали образ животных в промо фильма, чтобы не отпугнуть публику. В самой картине ужас нагоняется стаей домашних кроликов, которых выставляют гигантскими монстрами с помощью монтажного эффекта Льва Кулешова и миниатюрных декораций. Выглядит это жутко мило. Правда, нападение на людей пушистикам все-таки не доверили — их заменяют актеры в костюмах.

«ЧЕРНЫЙ КОТ» / THE BLACK CAT
(реж. Лючио Фульчи, 1981)

Запоминающаяся картина классика итальянского хоррора, в основе которой лежит одноименный рассказ Эдгара Аллана По. Лючио Фульчи снял «Черного кота» как трибьют Роджеру Корману, который использовал произведение По для своего альманаха «Ужасные истории» (1962). Правда, оригинальный рассказ о возмездии за жестокое обращение с животными в вольном переложении Фульчи превращается в повествование об абсолютном зле, воплощенном в харизматичном животном и не менее харизматичном Патрике Мэги в роли его хозяина (или слуги — это как посмотреть). Как объясняет сам режиссер, «эти два персонажа идентичны, даже при том что кот должен победить, так как кот может быть жестоким, но, в конце концов, он только судья, совесть этого человека. Хозяин ненавидит кота, но, как и в рассказе, он не может убить его, поскольку никто не может убить свою собственную мятущуюся душу».

«КУДЖО» / CUJO
(реж. Льюис Тиг, 1983)

Экранизация романа Стивена Кинга о взбесившемся сенбернаре Куджо появилась почти за десять лет до первой части семейного «Бетховена» (1992) и показала другую сторону этих добродушных здоровяков. Сам писатель говорил, что идея романа родилась у него после реальной встречи с агрессивной собакой. Действительно, история матери и ребенка, запертых в заглохшем автомобиле рядом с бешеным псом, пугает именно своей реалистичностью. Когда Куджо пытается прорваться внутрь машины, адреналин зашкаливает, а уровень эмпатии к героям приближается к самой высокой отметке. Очевидно, чтобы не травмировать зрителей еще больше, создатели фильма сделали финал истории менее трагичным, чем в книге. Что тут скажешь? Фрэнка Дарабонта на них нет.

«ДРОЖЬ ЗЕМЛИ» / TREMORS
(реж. Рон Андервуд, 1990)

Этот хоррор отвечает в нашем списке за хтонический ужас с комедийным оттенком. По сюжету в небольшом городке Перфекшн (читай: Совершенство) в штате Невада неожиданно появляются гигантские подземные черви, словно сошедшие со страниц «Дюны» Фрэнка Герберта или рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта. Они устраивают локальные землетрясения, а наружу вылезают только в гастрономических целях, постепенно превращая город в поселок городского типа. Противостоят неведомым тварям двое разнорабочих (Кевин Бейкон, Фред Уорд), практикантка-сейсмогеолог (Финн Картер) и местные жители. Яркие типажи с иронией демонстрируют одноэтажную Америку. Вместе они также образуют бравую команду, способную не только показать громадным червям, кто в доме хозяин, но и позубоскалить по этому поводу. «Дрожь земли» породила целую франшизу, которая, впрочем, все же не смогла повторить успеха первого фильма. Последняя на сегодня пятая часть «Кровное родство» вышла в 2015 году.

«ПРИЗРАК И ТЬМА» / THE GHOST AND THE DARKNESS
(
реж. Стивен Хопкинс, 1996)

Красивый фильм с красивым названием, основанный на реальной истории о львах-людоедах, промышлявших в Кении в конце XIX века. Имена, которыми в легендах племени масаи называли двух удивительно умных и сильных хищников, очень точно подошли для реальных зверей. Их атаки напугали строителей и поставили под угрозу возведение моста через реку в провинции Цаво. Британскому инженеру Джону Генри Паттерсону (Вэл Килмер) пришлось принимать меры. В реальности он справился с обеими кошками самостоятельно, однако в сценарии оскароносного Уильяма Голдмена у него появился напарник — знаменитый охотник Ремингтон (Майкл Дуглас). Этот выдуманный персонаж во многом благодаря харизме Дугласа перетянул одеяло на себя (Килмера даже номинировали на «Золотую малину» за худшую мужскую роль второго плана). Но главными героями в картине все равно остаются львы. Чтобы не тратиться на дорогие спецэффекты, для съемок привлекли пять настоящих зверей. В результате все сцены с этими животными выглядят пугающе реалистично: каждым движением львы показывают, кто тут настоящий король саванны.

«ПОДЪЕМ С ГЛУБИНЫ» / DEEP RISING
(реж. Стивен Соммерс, 1998)

Стивен Соммерс любит превращать хорроры в захватывающее приключенческое кино: в «Мумии» (1999) Брендан Фрейзер так лихо расправлялся с Имхотепом, а в «Ван Хельсинге» (2004) Хью Джекман — с Дракулой, монстром Франкенштейна и Человеком-волком, что не было времени испугаться. Однако в «Подъеме с глубины» нашлось место не только ураганному экшну, но и липкому страху, который вызывали снабженные челюстями щупальца огромного спрута-червя, напавшего на круизный лайнер «Аргонавтика». В схватку с ним были вынуждены вступить выжившие пассажиры корабля, намеревавшиеся его обчистить грабители и командир нанятого ими быстроходного военного катера, бывший моряк Джон Финнеган (Трит Уильямс), похожий на капитана «Светлячка» Мэла Рейнольдса, а также на персонажей Фрейзера и Джекмана. Так что хоть в этом фильме и было место для жути, но круто сваренный герой, как это часто бывает у Соммерса, не дал ей восторжествовать.

«ГЛУБОКОЕ СИНЕЕ МОРЕ» / DEEP BLUE SEA
(реж. Ренни Харлин, 1999)

Боясь лишиться финансирования, доктор Сьюзен Макалистер (Саффрон Берроуз) везет своего инвестора (Сэмюэл Л. Джексон) в подводную лабораторию «Акватика», где она вместе с коллегой (Стеллан Скарсгард) разрабатывает препарат от болезни Альцгеймера на основе экстракта из мозгового вещества акул-мако. Но, поскольку мозг хищников чертовски мал, ученые прибегают к методам генной инженерии — большая ошибка. Трое подопытных морских животных превращаются в мыслящих убийц, которым что-то противопоставить могут лишь два сотрудника лаборатории: «акулий пастух» Картер Блейк (Томас Джейн) и кок Прич (ЭлЭл Кул Джей).

Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Но Ренни Харлин («Крепкий орешек 2» (1990), «Долгий поцелуй на ночь», 1996) мастерски опроверг этот тезис, умудрившись снять толковый хоррор про акул после спилберговских «Челюстей» (1975). Для этого он призвал в помощь шоковую драматургию, которая сводится к тому, что никто из главных героев не застрахован от того, чтобы быть съеденным. Возможно, страшнее акульих челюстей, кровожадно впивающихся в человеческую плоть, может быть разве что ЭлЭл Кул Джей, который на голубом глазу объясняет суть общей теории относительности на примере горячей сковородки и горячей красотки, но простить коку такую простецкую и отчасти вульгарную аналогию можно. Чего нельзя простить роду человеческому, так это высокомерного отношения к природе, которая, как известно, всегда найдет выход. Суть режиссерской концепции «Глубокого синего моря» сводится к тому, что негоже человеку играть в Бога. Эту мысль Харлин преподносит максимально пафосно и просто, но, чего уж там, эффектно. Впрочем, за эту эффектность и любим.

«АТАКА ПАУКОВ» / EIGHT LEGGED FREAKS
(реж
. Эллори Элкайем, 2002)

Вернувшийся после десятилетнего отсутствия в родной неблагополучный шахтерский городок Просперити (читай: Процветание) потомственный старатель Крис Маккормик (Дэвид Аркетт) встречает свою давнюю любовь — ставшую шерифом Сэм Паркер (Кари Вурер) — и крупную проблему в лице мутировавших от бочки с химикатами и готовых сожрать все на своем пути гигантских пауков. Этот арахнохоррор, снятый новозеландским (и ничем примечательным более не отметившимся) самородком Эллори Элкайемом под продюсерским руководством Роланда Эммериха и Дина Девлина («День независимости» (1996), «Годзилла», 1998), восходит к традиции фильмов ужасов 1950-х про «вторжения похитителей тел». И, как часто бывает с остроумными оммажами, «Атака пауков» резвится на территории не чистого жанра, а тончайшей стилизации, как, например, и «Гремлины» (1984). То, что фильм Элкайема не получил такого же культового статуса, конечно, чистое недоразумение — в нем практически такое же идеальное сочетание ужасающего и комического (эпизод с разочарованным паучком, принявшим чучело оленя за элитное лакомство, моментально отправляется в копилку мировых гэгов). К тому же в «Атаке пауков» в роли дочки героини Кари Вурер снялась молоденькая Скарлетт Йоханссон, которая в одной сцене ходит мокрая, завернувшись лишь в полотенце, и всем своим роскошным видом дает забыть про несносных арахнидов и вообще про все на свете.

«ЗМЕИНЫЙ ПОЛЕТ» / SNAKES ON A PLANE
(реж
. Дэвид Р. Эллис, 2006)

Молодому экстремалу (Нэйтан Филлипс) не повезло: он стал свидетелем того, как член якудза убил прокурора на Гавайях. Теперь агент ФБР (Сэмюэл Л. Джексон) должен доставить свидетеля в целости и сохранности в США, чтобы тот дал показания в суде. Однако в самолет, на котором они летят, мафия подбрасывает шипящий и кусачий клубок из более чем 450 змей, так что вскоре все пассажиры этого злосчастного рейса встают на уши.

Вся концепция фильма укладывается в его название. Если шире, это как «Пассажир 57» (1992), только вместо воздушных террористов змеи. Абсурдно? Еще бы. Но, пожалуй, «Змеиный полет» — тот самый случай, когда незамысловатая концепция работает на ура в первую очередь за счет верно выбранной интонации, предполагающей двоякое восприятие. С одной стороны, картину можно смотреть как адреналиновый и виртуозно разыгранный хоррор, с другой — как кинопародию наподобие «Аэроплана» (1980). То есть вроде и жутко, но вместе с тем гомерически смешно. Балансируя таким образом на грани жанров, «Змеиный полет» умудряется не попасть в драматургическую турбулентность: ехидно посмеиваясь в кулачок, он тем не менее держит в напряжении до полного приземления и мудро не скатывается в откровенную самопародию. Да и зачем? Пародию на него пусть снимают создатели «Очень эпического кино» (2007). Что они, впрочем, и сделали.

«ПАРШИВАЯ ОВЦА» / BLACK SHEEP
(реж. Джонатан Кинг, 2006)

Веселый и забористый новозеландский трэш о том, что лучше не играть с генной инженерией: из-за безрассудных экспериментов даже белая и пушистая овечка озвереет. Правда, фанатичным зоозащитникам в фильме тоже достанется: в результате глупой выходки одного из «зеленых» мелкий домашний скот начинает игнорировать пастбища и искать белковую пищу. Эти сцены одной своей массовостью могут вызвать такую же овцебоязнь, что и у главного героя. Отдельного внимания заслуживает эпизод с нападением на иностранных гостей на презентации нового вида овец. Также в комплекте люди с копытами и бараньими головами, фермер с неестественной привязанностью к своим питомцам, овца за рулем грузовика и прекрасные новозеландские пейзажи. Что называется, не «Хоббитом» единым.

«КРОКОДИЛ» / ROGUE
(реж. Грег МакЛин, 2007)

Трэвел-журналист Пит Маккелл (Майкл Вартан) вместе с туристами садится в катер симпатичной блондинки-гида Кейт Райан (Рада Митчелл) и отправляется в речной круиз по национальному парку Какаду на севере Австралии. До поры до времени местная фауна не выглядит угрожающей, а гипотетическую опасность представляет разве что браконьер-гопник (Сэм Уортингтон), нагло заигрывающий с Кейт, но вскоре компания увидит сигнал бедствия, поплывет на помощь и окажется на расположенном посреди реки островке, вотчине огромного крокодила.

Австралия (как и Южная Корея) — удивительная страна: она может похвастаться по-настоящему крепким жанровым кинематографом. В частности, фильмами ужасов. Один из талантливейших австралийских хоррормейкеров — Грег МакЛин, больше известный по дилогии «Волчья яма» и одноименному сериалу по ней. Его «Крокодил» сделан по всем законам жанра аквахоррора, когда-то скрупулезно выведенным «Челюстями»: большую часть времени монстр не появляется, чтобы максимально активизировать наше воображение. Саспенс рождается в долгих паузах. В экстремальной ситуации люди начинают показывать свое истинное лицо. Но в данном случае антропология интересует МакЛина явно не в первую очередь: там, где другой бы выжал максимум из человеческих взаимоотношений на фоне нечеловеческой пасти, режиссер больше зачарован противостоянием большого и малого — и поисками аргументов в пользу того, что размер не имеет значения. Главное, у кого варят мозги.

«КАБАН-УБИЙЦА» / CHAWU
(реж. Щин Джон-вон, 2009)

В маленькой южнокорейской деревушке уже лет десять не фиксируется ни одного происшествия. Внезапно статистику портит огромный кабан-людоед, справиться с которым должны два охотника, пара стражей правопорядка и девушка-ученый. Оригинальное название фильма на одном из диалектов корейского звучит как «Ловушка». Режиссер Щин Джон-вон, который также написал сценарий, рассказывает, что использовал формат американских фильмов категории «Б» о свирепых животных-убийцах, чтобы поднять экологические проблемы Южной Кореи. Отсюда и выбор зверя, привычного для этих мест. «Но больше всего я хотел сделать что-то смешное и уникальное», — говорит режиссер. Уникальной фигуру кабана назвать сложно (все-таки за 26 лет до этого уже вышел не менее изобретательный хоррор «Кабан-секач» (1984) австралийца Рассела Малкэя), но сам фильм, пожалуй, да. В картине в идеальных пропорциях смешаны саспенс, бодрый экшн, тонкая ирония и по-настоящему гомерические эпизоды (например, одна из сцен не оставляет камня на камне от жанра мокьюментари). Но, что не менее важно, Щин Джон-вон не делает животное абсолютным злом за счет мастерски расставленных акцентов. Потому корейское кино и великое.

«ГРИЗЛИ» / INTO THE GRIZZLY MAZE
(реж. Дэвид Хэкл, 2015)

И снова люди сами становятся причиной агрессии со стороны животных. Регулярные рейды браконьеров в «Лабиринт гризли» на Аляске привели к тому, что большой медведь рассердился и принялся наводить порядок по-своему. И тут, как справедливо заметил матерый охотник в исполнении Билли Боба Торнтона, «когда гризли голоден, ему плевать, кто ты — лесоруб или защитник природы: на вкус все одинаковы». В этих условиях шериф (Томас Джейн) и его только что освободившийся из тюрьмы брат (Джеймс Марсден) пытаются выяснить отношения, попутно спасая любимых женщин (Пайпер Перабо и Михаэлла МакМанус) от гризли на фоне сногсшибательных панорам Аляски. К слову, в роли кровожадного зверюги снялся милейший мишка Барт Второй с большим актерским бэкграундом: среди прочего он появился в фильме «Мы купили зоопарк» (2011), а также в эпизодах «Клиники» и «Игры престолов». На камеру Барт рычал свирепо и точно по Станиславскому, поэтому ему веришь!

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.55MB | MySQL:213 | 0,733sec