МУМИФИЦИРОВАННЫЙ УЖАС: ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О МУМИЯХ

Уже завтра, 8 июня, в российский прокат выходит «Мумия» — новая версия классического хоррора об опасностях археологических раскопок. RussoRosso напоминает, с чего начались и как развивались фильмы ужасов с древнеегипетским колоритом.


«МУМИЯ» / THE MUMMY
(реж. Карл Фройнд, 1932)

Начало начал, самый первый голливудский проект, закрученный вокруг легенды о вернувшейся к жизни мумии. Хотя фильм был достаточно успешен и породил некоторое количество сиквелов и, само собой, ремейков (о самых важных из них чуть ниже), важно понимать, что хоррор здесь во многом декоративный компонент, вплетенный в историю любви. Борис Карлофф, ставший звездой после «Франкенштейна» (1931), в «Мумии» создал образ во многом аналогичный: как и безымянный монстр, Имхотеп скорее трагический, чем зловещий персонаж, к тому же лишенный какой-либо связи с миром, в котором он внезапно просыпается после многовекового сна.

«ЭББОТТ И КОСТЕЛЛО ВСТРЕЧАЮТ МУМИЮ» / ABBOTT AND COSTELLO MEET THE MUMMY
(реж. Чарльз Лэмонт, 1955)

После выхода «Мумии» в начале 1930-х немедленной сиквелизации не последовало, зато в течение первой половины 1940-х компания Universal выпустила целый ряд тематических хорроров («Рука мумии» (1940), «Призрак мумии», 1944), закрепив мумию в своем пантеоне классических киномонстров. Примечательно, однако, что наиболее известная пародийная интерпретация появилась значительно позднее, уже в середине 1950-х, когда древнеегипетская тема была далеко не так популярна. Тем не менее история про мумию с участием Бада Эбботта и Лу Костелло (двух знаменитейших комиков своего времени) остается образцовой комедией на заданную тему. По крайней мере, если говорить о классической линейке mummy films.

«МУМИЯ АЦТЕКОВ» / LA MOMIA AZTECA
(реж. Рафаэль Портильо, 1957)

Фильм, который просто-таки обязан быть в этом списке хотя бы потому, что порожденная им мексиканская франшиза представляет собой самостоятельное культурное явление, успешно просуществовавшее вплоть до наших дней (последний фильм про ацтекскую мумию вышел не далее как в 2007 году). На самом деле, картина Рафаэля Портильо — очень интересный пример того, как работа, явно начинавшаяся как банальная попытка бюджетно скопировать всемирно известный голливудский образец, привела к совершенно неожиданным результатам. Речь здесь не столько о первом фильме, сколько о многочисленных сиквелах, в которых мумия ацтекского воина Попока сражается с роботами и девушками из рестлинг-команды. Да, это именно тот случай, когда кино настолько плохо, что созерцание некачественного продукта превращается в самоценный эстетический опыт.

«МУМИЯ» / THE MUMMY
(реж. Теренс Фишер, 1959)

Первый mummy horror, сделанный на студии Hammer, который важен как стартовая точка возрождения мумии в качестве постоянного персонажа. Важно отметить, что этот фильм, несмотря на явные отсылки к ленте 1932 года, не прямой ее ремейк. Он достаточно вольно обращается с материалом сразу трех картин: помимо работы Фройнда, здесь использованы сюжетные элементы из «Руки мумии» и «Проклятия мумии» (1944). Так что ремейком в традиционном смысле слова кино Теренса Фишера считать нельзя. Кстати сказать, фильм, хотя и был относительно успешен, не смог породить волну сиквелов: все продолжения были сняты намного позже и не могли составить мощной конкуренции картинам о Дракуле или Франкенштейне.

«СТРАННИК ВО ВРЕМЕНИ» / TIME WALKER
(реж. Том Кеннеди, 1982)

Весьма редкий жанровый эксперимент, сочетающий традиционные для фильмов о мумиях древнеегипетские мотивы с фантастическим хоррором. Современным зрителем картина, скорее всего, будет восприниматься как малобюджетный ремейк «Нечто» (1982), помещенный не в ледяную, а в песчаную пустошь. В какой-то степени так оно и есть (с поправкой на степень талантливости создателей фильма, конечно), но в этой непритязательной ленте из VHS-эпохи есть своя прелесть, которую может ощутить любой, кто ценит полузабытые ныне b-horror films.

«ВЗВОД ЧУДОВИЩ» / THE MONSTER SQUAD
(
реж. Фред Деккер, 1987)

Фильм, который отчасти наследует пародийным традициям 1950-х, а отчасти эксплуатирует ностальгию по классическому хоррору, причем в особенности по кроссоверным его формам, где различные монстры сражались (или объединялись) друг с другом. Здесь любопытна не столько мумия сама по себе, сколько ее представление в качестве не просто монстра, а элемента поп-культуры, в которую включены также ее ближайшие коллеги, такие как монстр Франкенштейна и граф Дракула.

«СКАЗКИ С ТЕМНОЙ СТОРОНЫ» / TALES FROM THE DARKSIDE: THE MOVIE
(
реж. Джон Харрисон, 1990)

Вероятно, самый необязательный фильм в списке, однако посмотреть его все же стоит, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, хотя история про мумию здесь лишь одна из трех новелл, поставлена она по рассказу Артура Конан Дойла. Во-вторых (что косвенно связано с первым фактом), сюжет здесь заметно отличается от классической истории о любви древнеегипетского жреца, прошедшей сквозь века. В-третьих, присутствует хорошая доза отменного черного юмора. Наконец, можно посмотреть на далеко не последних актеров (Джулианну Мур и Стива Бушеми в частности) в малоизвестных нынче ролях.

«МУМИЯ» / THE MUMMY
(реж. Стивен Соммерс, 1999)

Высокобюджетный ремейк голливудской классики, поставленный Стивеном Соммерсом («Подъем с глубины», 1998), конечно, весьма условно можно отнести к хоррору. Здесь намного более сильно выражен приключенческий компонент и временами кино отчетливо заявляет претензии на то, чтобы встать вровень с циклом про Индиану Джонса. Нельзя сказать, впрочем, что претензии эти целиком оправданны, хотя своя доля зрелищных визуальных аттракционов здесь присутствует. Фильм важен как заметная попытка вернуть мумий в широкий жанровый оборот — опять-таки не вполне удачная, однако, безусловно, заслуживающая внимания.

«БАББА-ХО-ТЕП» / BUBBA HOTEP
(реж. Дон Коскарелли, 2002)

Уникальный в своем роде проект Дона Коскарелли («Фантазм», 1979), в котором причудливо, но вполне органично переплетены мистика, Элвис Пресли и древнеегипетские мумии. За гротескной формой можно разглядеть довольно отчетливое высказывание режиссера о феномене возраста вообще и старения в частности, которое придает картине дополнительное смысловое измерение, превращая его в нечто большее, чем узкожанровый продукт. В отличие от многих других фигурантов списка, этот фильм широкого проката не получал, однако культовый статус ему был обеспечен практически с самого начала, не в последнюю очередь благодаря участию Брюса Кэмпбелла в роли, собственно, Элвиса.

«ПИРАМИДА» / THE PYRAMID
(реж. Грегори Левасс
ёр, 2014)

Самый слабый фильм из представленных в списке, но не отметить его нельзя. Причина проста: это первая картина о мумиях, где предпринята последовательная попытка применить формат «найденных пленок» к древнеегипетской тематике. У фильма, прямо скажем, немного достоинств, однако mummy horror вообще довольно редкий гость на экранах кинотеатров в наше время, так что упоминания эта попытка все же заслуживает.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter