Мумифицированный ужас: лучшие фильмы о мумиях

В российский прокат вышла «Мумия» — новая версия классического хоррора об опасностях археологических раскопок. RussoRosso напоминает, с чего начались и как развивались фильмы про мумий с древнеегипетским колоритом.

 


«МУМИЯ» / THE MUMMY
(реж. Карл Фройнд, 1932)

Начало начал, самый первый голливудский проект, закрученный вокруг легенды о вернувшейся к жизни мумии. Хотя фильм был достаточно успешен и породил некоторое количество сиквелов и, само собой, ремейков (о самых важных из них чуть ниже), важно понимать, что хоррор здесь во многом декоративный компонент, вплетенный в историю любви. Борис Карлофф, ставший звездой после «Франкенштейна» (1931), в «Мумии» создал образ во многом аналогичный: как и безымянный монстр, Имхотеп скорее трагический, чем зловещий персонаж, к тому же лишенный какой-либо связи с миром, в котором он внезапно просыпается после многовекового сна.

«ЭББОТТ И КОСТЕЛЛО ВСТРЕЧАЮТ МУМИЮ» / ABBOTT AND COSTELLO MEET THE MUMMY
(реж. Чарльз Лэмонт, 1955)

После выхода «Мумии» в начале 1930-х немедленной сиквелизации не последовало, зато в течение первой половины 1940-х компания Universal выпустила целый ряд тематических хорроров («Рука мумии» (1940), «Призрак мумии», 1944), закрепив мумию в своем пантеоне классических киномонстров. Примечательно, однако, что наиболее известная пародийная интерпретация появилась значительно позднее, уже в середине 1950-х, когда древнеегипетская тема была далеко не так популярна. Тем не менее история с участием Бада Эбботта и Лу Костелло (двух знаменитейших комиков своего времени) остается образцовой комедией на заданную тему. По крайней мере, если говорить о классической линейке mummy films.

«МУМИЯ АЦТЕКОВ» / LA MOMIA AZTECA
(реж. Рафаэль Портильо, 1957)

Кино про мумию, которое просто-таки обязан быть в этом списке хотя бы потому, что порожденная им мексиканская франшиза представляет собой самостоятельное культурное явление, успешно просуществовавшее вплоть до наших дней (последний фильм про ацтекскую мумию вышел не далее как в 2007 году). На самом деле, картина Рафаэля Портильо — очень интересный пример того, как работа, явно начинавшаяся как банальная попытка бюджетно скопировать всемирно известный голливудский образец, привела к совершенно неожиданным результатам. Речь здесь не столько о первом фильме, сколько о многочисленных сиквелах, в которых  ацтекский воин Попок сражается с роботами и девушками из рестлинг-команды. Да, это именно тот случай, когда кино настолько плохо, что созерцание некачественного продукта превращается в самоценный эстетический опыт.

«МУМИЯ» / THE MUMMY
(реж. Теренс Фишер, 1959)

Первый mummy horror, сделанный на студии Hammer, который важен как стартовая точка возрождения мумии в качестве постоянного персонажа. Важно отметить, что этот фильм, несмотря на явные отсылки к ленте 1932 года, не прямой ее ремейк. Он достаточно вольно обращается с материалом сразу трех картин: помимо работы Фройнда, здесь использованы сюжетные элементы из «Руки мумии» и «Проклятия мумии» (1944). Так что ремейком в традиционном смысле слова кино Теренса Фишера считать нельзя. Кстати сказать, фильм, хотя и был относительно успешен, не смог породить волну сиквелов: все продолжения были сняты намного позже и не могли составить мощной конкуренции картинам о Дракуле или Франкенштейне.

«СТРАННИК ВО ВРЕМЕНИ» / TIME WALKER
(реж. Том Кеннеди, 1982)

Весьма редкий жанровый эксперимент, сочетающий традиционные для фильмов ужасов про мумий древнеегипетские мотивы с фантастическим хоррором. Современным зрителем картина, скорее всего, будет восприниматься как малобюджетный ремейк «Нечто» (1982), помещенный не в ледяную, а в песчаную пустошь. В какой-то степени так оно и есть (с поправкой на степень талантливости создателей фильма, конечно), но в этой непритязательной ленте из VHS-эпохи есть своя прелесть, которую может ощутить любой, кто ценит полузабытые ныне b-horror films.

«ВЗВОД ЧУДОВИЩ» / THE MONSTER SQUAD
(
реж. Фред Деккер, 1987)

Фильм, который отчасти наследует пародийным традициям 1950-х, а отчасти эксплуатирует ностальгию по классическому хоррору, причем в особенности по кроссоверным его формам, где различные монстры сражались (или объединялись) друг с другом. Здесь любопытна не столько мумия сама по себе, сколько ее представление в качестве не просто монстра, а элемента поп-культуры, в которую включены также ее ближайшие коллеги, такие как монстр Франкенштейна и граф Дракула.

«СКАЗКИ С ТЕМНОЙ СТОРОНЫ» / TALES FROM THE DARKSIDE: THE MOVIE
(
реж. Джон Харрисон, 1990)

Вероятно, самый необязательный фильм в списке, однако посмотреть его все же стоит, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, хотя история про мумию здесь лишь одна из трех новелл, поставлена она по рассказу Артура Конан Дойла. Во-вторых (что косвенно связано с первым фактом), сюжет здесь заметно отличается от классической истории о любви древнеегипетского жреца, прошедшей сквозь века. В-третьих, присутствует хорошая доза отменного черного юмора. Наконец, можно посмотреть на далеко не последних актеров (Джулианну Мур и Стива Бушеми в частности) в малоизвестных нынче ролях.

«МУМИЯ» / THE MUMMY
(реж. Стивен Соммерс, 1999)

Высокобюджетный ремейк голливудской классики, поставленный Стивеном Соммерсом («Подъем с глубины», 1998), конечно, весьма условно можно отнести к хоррору. Здесь намного более сильно выражен приключенческий компонент и временами кино отчетливо заявляет претензии на то, чтобы встать вровень с циклом про Индиану Джонса. Нельзя сказать, впрочем, что претензии эти целиком оправданны, хотя своя доля зрелищных визуальных аттракционов здесь присутствует. Картина важна как заметная попытка вернуть вернуть лучшие фильмы про мумий в широкий жанровый оборот — опять-таки не вполне удачная, однако, безусловно, заслуживающая внимания.

«БАББА-ХО-ТЕП» / BUBBA HOTEP
(реж. Дон Коскарелли, 2002)

Уникальный в своем роде проект Дона Коскарелли («Фантазм», 1979), в котором причудливо, но вполне органично переплетены мистика, Элвис Пресли и древнеегипетские мумии. За гротескной формой можно разглядеть довольно отчетливое высказывание режиссера о феномене возраста вообще и старения в частности, которое придает картине дополнительное смысловое измерение, превращая его в нечто большее, чем узкожанровый продукт. В отличие от многих других фигурантов списка, этот фильм широкого проката не получал, однако культовый статус ему был обеспечен практически с самого начала, не в последнюю очередь благодаря участию Брюса Кэмпбелла в роли, собственно, Элвиса.

«ПИРАМИДА» / THE PYRAMID
(реж. Грегори Левасс
ёр, 2014)

Самый слабый фильм из представленных в списке, но не отметить его нельзя. Причина проста: это первая картина, где предпринята последовательная попытка применить формат «найденных пленок» к древнеегипетской тематике. У фильма, прямо скажем, немного достоинств, однако mummy horror вообще довольно редкий гость на экранах кинотеатров в наше время, так что упоминания эта попытка все же заслуживает.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Александр

    Очень сильные «Мумии» 1932 и 1959 годов. И про то как детки воевали с монстрами классный — очень добрый и задорный. Детская версия «Оно». Отдельно заслуживает внимания история по рассказу Конан Дойла. Я когда его в раннем детстве читал, ещё до эпохи видео, так вообще перепугался очень сильно. И экранизация оригинальная. «Мумия» 1999 полное коммерческое гавно. К ужасам отношения имеет меньше, чем фильмы про Индиана Джонса.

WordPress: 15.32MB | MySQL:205 | 1,076sec