Старые фильмы ужасов как хорошее вино: чем больше времени проходит, тем ярче наслаждение!

Современный кинематограф старательно удивляет зрителя подчас излишними спецэффектами, обилием компьютерной графики и необычным подходом к съемочному процессу. Но, несмотря на это, редкое кино выстреливает шумным фейерверком зрительских симпатий, особенно в жанре ужасов. Чтобы снять качественный хоррор, режиссерам нужно сильно постараться – искушенных поклонников ужасных историй сложно чем-то напугать. То ли дело старые фильмы ужасов начала прошлого века: двадцатые и тридцатые годы для европейского и американского кино стали плодотворной почвой для появления на свет удивительных картин, от которых кровь стынет в жилах даже спустя столетие.
На чем держался эффект интриги, загадочности и страха в старых фильмах ужасов? Главным образом, на безупречной игре талантливых актеров, таких как Бела Лугоши, который умел сделать обаятельного мерзавца даже из самого отвратительного монстра. Не в последнюю очередь на качество жанрового кино влияли и сценарий, а также работа режиссера и съемочной команды. И если вы хотите узнать, что входит в список лучших старых фильмов ужасов, самое время познакомиться с выдающимися представителями классического хоррора двадцатого века.


«Призрак оперы» / The Phantom of the Opera
(реж. Руперт Джулиан, 1925)

Это один из первых фильмов, созданных, чтобы пощекотать нервы зрителя таинственными легендами и элементами опасности, снятый в традиционном для того периода немом стиле. Несмотря на отсутствие звука и цвета, мелодрама стала по-настоящему страшным свершением века.
Сюжет киноленты развивается в стенах парижской Оперы, где начинают происходить леденящие кровь события:

  • за кулисами найдено тело мертвого осветителя;
  • во время представления на зал, полный испуганных зрителей, падает огромная люстра;
  • в разгар премьеры главная прима театра теряет голос, и ее меняют на другую певицу.

Ранее никому не известная Кристина желает стать звездой первой величины и отдается искусству, игнорируя предложения любви. Но только предложение таинственного незнакомца, Призрака Оперы, как он себя именует, она отвергнуть не сможет никогда…

«Дракула» / Dracula
(реж. Тод Браунинг, 1931)


Еще один блестящий образчик классического хоррора – кинолента режиссера Тода Броунинга, снятая по мотивам небезызвестной истории про загадочного вампира. Безупречный сценарий на основе романа Брэма Стокера, блестящая игра актера Бела Лугоши, странная и страшная атмосфера кино – триада головокружительного успеха, который возымел данный фильм.
Сюжет каноничен и основывается на истории приобретения Дракулой английского замка. С целью заключения выгодной сделки в Румынию прибывает риелтор Ренфилд, который испытывает неоднозначные эмоции от знакомства с необычным господином. Путешествие к поместью сопровождается рядом пугающих событий, которые явно связаны с загадочным графом. На борту корабля, следующего в Англию, гибнет весь служебный состав, что приводит Ренфилда в крайнюю степень безумства. Агент попадает в психиатрическую клинику, а странный господин Дракула выходит на английские улицы в поисках свежей крови…

 

«Франкенштейн» / Frankenstein
(реж. Джеймс Уэйл, 1931)

Несмотря на обилие страшного кино в наше время и довоенные дни, старые ужасы про воскресшего монстра по праву признаны многими поклонниками жанра вершиной хоррора. Талантливейший актер Борис Карлофф создал каноническое чудище, образ которого стремительно растиражировали зарубежные жанровые фильмы и дали распространение даже в черных комедиях (например, герой Дворецкого из «Семейки Аддамс» (1991) и множестве старых ужасов.
Франкенштейн – гениальный ученый, мыслями которого овладела идея преобразования неживой материи в живую, наделенную суперсилой и мощным умом. Для достижения своих целей он и его напарник Фриц крадут под покровом ночи мертвые тела висельников из свежих могил, чтобы в дальнейшем разделить их и воссоединить в облике могучего существа. Последняя стадия, завершающая воплощение безумной идеи, – пересадка в тело монстра мозга. Замысел мог оказаться воистину гениальным, если бы не фатальная ошибка помощника Франкенштейна…

«Мумия» / The Mummy
(реж. Карл Фройнд, 1932)


Борис Карлофф, ставший знаменитым благодаря воплощению образа монстра в фильме «Франкенштейн» (1931), не остановился на достигнутом и продолжил участвовать в создании ужасных историй. Его следующая роль – мумия жреца Имхотепа, который ловко скрывается под личиной богатого историка-любителя Ардет-Бея.
Египетские пирамиды и великие цари, которых они скрывают, зловещие проклятия и таинственные свитки пергамента, заколдованные девы и ожившие мертвецы – разве есть на свете любители ужасов, которых оставит равнодушным этот набор? И даже если вы уже пресытились современной историей с Бренданом Фрейзером в главной роли, просмотр «Мумии» 1932 года должен стать обязательным в списке ваших дел на грядущие выходные!

«Старый страшный дом» / The Old Dark House
(реж. Джеймс Уэйл, 1932)

Старые фильмы ужасов строились зачастую на психологическом воздействии и таинственности, нежели на кровавых подробностях и жестоких расправах. Таким стал и фильм «Старый страшный дом» (1932).
Иногда непогода может сорвать даже самые приятные планы и круто изменить судьбы людей. Путешественник Филипп Уэйвертон с другом и женой были застигнуты сильнейшим ливнем в Уэльских горах. Спасаясь от ненастья, компания натыкается на странный дом, в котором живут необычные люди. Каждый из присутствующих в доме по-своему опасен, но у гостей не остается другого выбора, кроме как принять приглашение отужинать и отогреться после дождя.Разыгравшаяся не на шутку буря не дает путникам покинуть поместье, и они оказываются свидетелями ужасных событий.

«Кинг-Конг» / King Kong
(реж. Мериан К. Купер, 1933)

Советские зрители познакомились с шедевром киноклассики только спустя четыре десятилетия после выхода «Кинг-Конга» (1933) на большой экран в Америке. Фильм соединил в себе одновременно черты таких жанров, как ужасы, фэнтези и приключенческая мелодрама. Старые ужастики того периода удачно вмещали в себя канонический треугольник «он+она+монстр», уже использованный в истории про Дракулу.
Действие, происходящее на экране, переносит зрителя на далекий заброшенный остров, куда прибывает съемочная группа, в составе которой новоиспеченная влюбленная парочка – актриса Энн Дэрроу и капитан корабля Джек Дрисколл. На острове компания сталкивается с агрессивно настроенными туземцами, которые настоятельно требуют отдать им белокурую красавицу. Уговоры не приводят к успеху,и девушку похищают и привязывают на огромном алтаре. Съемочная группа во главе с Джеком спешит к ней на помощь и с ужасом понимает, что она – жертвенное подаяние ужасающему монстру, гигантской кровожадной горилле, которую аборигены именуют Конг. Чудище уносит актрису в свое логово, и операция по спасению красотки превращается в увлекательный квест, полный опасностей и смертельных сражений.

«Человек-невидимка» / The Invisible Man
(реж. Джеймс Уэйл, 1933)

Если вы искали лучшие старые фильмы ужасов, то один из них – перед вами. Нетленный роман Герберта Уэллса получил блестящую экранизацию и звание классического фильма ужасов из серии студии Universal. Главную роль в киноленте сыграл талантливый Клод Рейнс, актер острохарактерных ролей, завоевавший головокружительный успех в Голливуде.
Сюжет картины интригует с первых кадров. Зритель по очереди наблюдает две сюжетные линии, на первый взгляд не связанные между собой. Сначала в гостинице в деревне Айпинг появляется таинственный незнакомец с забинтованным лицом и в темных очках. Постоялец снимает комнату и просит избавить его от назойливых визитов хозяйки. За закрытой дверью незнакомец ставит подозрительные эксперименты, которые не нравятся управляющему гостиницы, из-за чего происходит первый пугающий инцидент. Параллельно с этим зритель знакомится с новыми героями фильма – доктором Кренлеем, его дочерью Флорой и ассистентом Кемпом, которые взволнованы неожиданным и загадочным исчезновением другого ассистента, возлюбленного девушки, Джека Гриффина.
Расследование, затеянное доктором, приводит к страшной разгадке: запрещенные эксперименты стали причиной непоправимых событий, в результате которых Гриффин стал невидимым и обрел жажду власти и крови. И когда кажется, что развязка истории уже близка, основная интрига только начинается…

«Черный кот» / The Black Cat
(реж. Эдгар Дж. Улмер, 1934)

Фильм стал жемчужиной классики хоррора, объединив в себе таланты двух самых «ужасных» актеров Голливуда – Белы Лугоши и Бориса Карлоффа. Это лучшие старые ужасы всех времен,и кино по праву заслуживает это звание.
Кинолента повествует о беззаботно начавшемся свадебном путешествии молодой четы Эллисонов, Питера и Джоан. Поезд везет молодоженов по венгерской равнине, и все складывается радужно и волшебно, пока в купе к супругам не подселяют странного человека, психиатра Витуса Вердегаста.
Волей судьбы троица оказывается в особняке архитектора Хьялмара Пельцига, который должен был присматривать за женой и дочерью доктора, пока тот был в военном плену. Пельциг убеждает Вердегаста в том, что его семья мертва и демонстрирует тело жены психиатра в подземельном хранилище, где содержится обширная коллекция мертвых дам. По ходу сюжета доктор выясняет, что его дочь еще жива, а ненормальный архитектор Пельциг хочет сделать ее и молодую миссис Эллисон очередными жертвами своего сатанинского культа, но только отважные сердца способны противостоять злому умыслу и дьявольским планам.

«Человек-волк» / The Wolf Man
(реж. Джордж Ваггнер, 1941)

Сегодня триллеры про людей в обличье хищников не пугают зрителя благодаря некой романтизации образа монстра. Мы привыкли к обаятельным вампирам и оборотням, выступающим как положительные герои и даже спасающие мир. Но больше полувека назад старые страшные фильмы ужасов держали в напряжении с первой секунды и до начала титров, а трансформация человека в зверя заставляла шевелиться волосы на затылке и задерживать дыхание в ожидании скорой развязки.
История, рассказанная в «Человеке-волке» (1941), является канонической для жанра ужасов, и имеет простой сюжет. Ларри Тэлбот – главный герой картины возвращается в родные места после 18-летнего отсутствия и в первый же день пребывания в Уэльсе посещает лавку антиквара. Там он знакомится с очаровательной девушкой Гвен, которая предлагает ему необычный товар – трость из серебра с набалдашником в виде волчьей головы. Милая продавщица поведала Ларри таинственную легенду, которой он не придает значения и потому быстро забывает ее. Молодой человек приглашает Гвен и свою девушку Дженни на прогулку, во время которой компания знакомится с цыганом, предрекающим несчастливое будущее. Дженни пугается страшных предсказаний и убегает в лес, где на нее нападает волк. Отважный Ларри пытается спасти любимую из лап зверя и повергает его, но с удивлением обнаруживает, что на земле лежит человек. В схватке с диким животным Ларри получил укус, но он даже не догадывается, к каким страшным последствиям это может привести.

«Тварь из Черной лагуны» / Creature from the Black Lagoon
(реж. Джек Арнольд, 1954)

Когда тема таинственных незнакомцев, безумных ученых, обаятельных вампиров и людей в шкуре зверя исчерпана, киношники переходят к другой, не менее благодатной почве, актуальной для хоррора 50–70-х годов, – монстрам, порожденным радиацией, мутантам и космическим пришельцам.
Старые хоррор-фильмы эпохи внеземных ужастиков начались с киноленты «Тварь из Черной лагуны» (1954), которая повествует о приключениях команды ученых, прибывших на раскопки в верховья реки Амазонки. Изыскания команды приводят их к обнаружению странной пятипалой лапы, схожей с рыбьим плавником. Командир экспедиции, профессор Карл Майя, снимает слепок конечности и отправляется в институт морской биологии для изучения находки. В это время на берегу реки происходят ужасные события, которые приводят к гибели рабочей команды и полному уничтожению лагеря.
Профессор возвращается на место раскопок в компании с учеными из лаборатории и приступает к поискам загадочного существа, которого они называют жаброчеловеком. Охота на мутанта превращается в битву не на жизнь, а на смерть, когда одна только сила не способна противостоять, и нужно включить смекалку, чтобы победить в кровавой схватке.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
RussoRosso

Автор:

WordPress: 35.53MB | MySQL:208 | 0,877sec