Фильмы Тая Уэста от худшего к лучшему

В честь дня рождения культового режиссера Тая Уэста RussoRosso оценил и упорядочил его фильмографию.


11. «Последние каникулы 2» / Cabin Fever 2: Spring Fever (2009)

В 2009 году после пары лет постпродакшена студия Lionsgate наконец выпустила сиквел «Лихорадки» (2002), культового комедийного хоррора Элая Рота. В сравнении с ним в сиквеле было плохо практически все: от дешевых анимационных вставок до несмешных и нестрашных смертей карикатурных персонажей. Фильм не спасла и фигура многообещающего молодого режиссера Тая Уэста. В кинетической и гротескной «Лихорадке 2» нет и следа атмосферного, внимательного к деталям стиля его первых полных метров. И если не читать титры, можно поклясться, что фильм делал кто-то другой. На самом деле, это не так уж далеко от истины: Уэст не писал сценария и, отказавшись от требований продюсеров переснять часть сцен, ушел из проекта на стадии монтажа. Продюсеры сами досняли нужные кадры и перемонтировали фильм. К релизу «Последних каникул 2» Уэст даже попытался убрать свое имя из титров уже чужого фильма, но безуспешно. Обвинить в провале конкретных людей трудно. Хотя кажется, что проект был обречен на катастрофу не сразу. На бумаге Уэст действительно выглядит подходящим режиссером для истории, большую часть хронометража которой школьники болтают о своих жизненных проблемах, а кровавая кульминация происходит в одной единственной замкнутой локации. [2/10]

10. Prey (2001)

За время учебы на курсе Келли Рейхардт — крестной матери тихого независимого кино США — Уэст снял несколько короткометражек. Сейчас в открытом доступе есть только одна из них — десятиминутный фильм Prey. Он идет в качестве бонуса на DVD дебютного полного метра Уэста «Гнездо» (2005).

Prey — простая история про двух фотографов, убегающих от низкобюджетного монстра по заброшенной дамбе. Но уже здесь можно найти элементы, которые в дальнейшем определят стиль режиссера: эффективный саунд-дизайн постоянного члена команды Уэста Грэма Резника, атмосферные зимние локации, которые режиссер повторно использует в своей «Кровавой охоте» (2007). Кстати персонаж, которого Уэст сыграл в фильме Джо Сванберга «Серебряные пули» (2011), показывает героине Кейт Лин Шейл именно кадры из Prey. Он говорит, что работу взяли на фестивали только благодаря красивому постеру, а после предлагает девушке примерить огромную маску оборотня из Prey. Кто бы мог подумать, что у этой маски будет больше чем один шанс войти в историю кино. [5/10]

9. «Гнездо» / The Roost (2005)

Келли Рейхардт познакомила Тая Уэста со своим давним соратником Ларри Фессенденом — легендой нью-йоркской андерграундной сцены и автором знакового независимого хоррора 1990-х «Привычке». Со своей студией Glass Eye Pix Фессенден предложил Уэсту 50 000 долларов на дебют в полном метре. Уэст, естественно, согласился, отложив даже переезд в Лос-Анджелес.

«Гнездо» — это прямолинейный хоррор про атаку летучих мышей-вампиров, показывающий при этом талант Уэста как жанрового режиссера. Грязная съемка на 16-миллиметровую пленку и вступление от лица ведущего ретро-телешоу в жанре ужасов обволакивают зрителя жуткой атмосферой. Долгий бубнеж молодых людей во время ночной поездки по глуши и их бесконечные брожения по темному ангару оборачиваются парой эффективных джампскейров, но все-таки по своему воздействию фильм отстает от более поздних работ Уэста. Персонажи здесь очень стандартные, их поведение и диалоги вгоняют в скуку, а кровожадных летучих мышей, напоминающих о «Птицах» (1963) Хичкока или того хуже — «Птицекалипсисе» (2010) Джеймса Нгуйена — трудно воспринимать без иронии. [6/10]

8. «В долине насилия» / In a Valley of Violence (2016)

В 2016 году Тай Уэст выпустил свой первый не-хоррор. Им был ревизионистский вестерн «В долине насилия», который спродюсировал вездесущий Джейсон Блум, и где главные роли сыграли Итан Хоук и Джон Траволта. Картина стала не только первым сотрудничеством Уэста с голливудскими звездами, но и первой работой, в которой он сделал звездой домашнее животное — трюкового пса Джампи, прославившегося на YouTube. Уэст заставил выполнять его фирменные трюки по командам Итана Хоука прямо в кадре. Легкомысленный дух кабельного телевидения десятилетней давности заметен в каждой сцене. Правда экшн-сцены получились как минимум болтливее и нескладнее (оба эпитета — комплименты), чем совсем уж простачковые конкуренты. Если предыдущие фильмы Уэста привносили в жанровое кино элементы экзистенциального мамблкора, то «В долине насилия» — это жанровая классика, рассмотренная через призму легких разговорных комедий, что-то вроде слакерской версии Тарантино. [6/10]

7. «Выкидыш» / M Is for Miscarriage (2012)

На съемки короткометражек для альманаха «Азбука смерти» (2012) продюсеры выделили по 5 000 долларов каждому режиссеру. В то время как большинство из них попыталось максимально эффективно использовать бюджет, Тай Уэст снял короткий эпизод на простую цифровую камеру. Да к тому же рассказал самую прямолинейную и повседневную историю, какую только продавали под маркой хоррора за всю историю жанра. «Неловкий реализм», как определил свой стиль Уэст, достиг здесь чистейшего выражения. Большую часть полутораминутного фильма героиня проводит в поисках вантуза в шкафу, после чего возвращается в туалет. Когда в финальных кадрах цифровая камера пристально вглядывается в останки плода и изображение разваливается на кровавую массу из пикселей, становится не по себе. [7/10]

6. Dead and Lonely (2009)

Пятисерийный веб-сериал Dead and Lonely в общей сложности длится всего лишь 20 минут. Точнее будет сказать, что это короткометражка, разрезанная на пять кусков без признаков реальной эпизодичности. Герои истории про городской вампиризм и интернет-знакомства большую часть экранного времени, как обычно в фильмах Уэста, переодеваются, чистят зубы и моют посуду. Кульминацией сериала становится одно неловкое свидание ветерана мамблкора Джастина Райса и милой Пейдж Старк. И в тот момент, когда кажется, что Уэст окончательно превратился в ванильного романтика, мамблкор изящно оборачивается джампскейром. [7/10]

5. «Дом дьявола»/ The House of the Devil (2009)

Бесстыдно отсылающий к хоррор-классике «Дом дьявола» начинается с камео королевы крика Ди Уоллес, за которым следует точный оммаж начальным титрам кино из 1970-х. В своем прорывном хите Тай Уэст сконцентрировался на деталях ретро-стиля: роскошная 35-миллиметровая пленка, костюмы и музыка периода, а также вызывающие дежавю готический особняк и стремная парочка стариков в исполнении Тома Нунена и Мэри Воронов. Вот только с ходом действия становится ясно, что так концентрированно, как Уэст, в 70-е никто не снимал. Пока его современники-постмодернисты вроде Элая Рота и режиссеров «новой французского экстрима» весело играли в жанры и делали садистские аттракционы без оглядки на правдоподобность, Уэст повел жанр в противоположном направлении — стал добиваться, как он сам выражается, «неловкого реализма». В «Доме дьявола» каждый шорох и скрип, который издает крадущаяся по особняку героиня Джоселин Донахью, Уэст смог соединить в чистый саспенс. За ее натурально неловкими перемещениями наблюдать интересно, в то время как сам бездумный персонаж, похожий на модель из рекламы джинсов, не способен вызвать никаких эмоций. А приковывающая зрительское внимание Грета Гервиг исчезает из фильма непростительно рано. Филигранно исполненная картина заканчивается лихим финалом, не имеющим равных ни среди фильмов 70-х, ни среди фильмов Уэста. Но даже этого оказывается недостаточно, чтобы история действительно запала в душу. [7/10]

4. «Кровавая охота» / Trigger Man (2007)

Перед тем как пойти в лес охотиться Реджи бросает телефон в машине — стандартная уловка для современного жанрового кино. Однако Тай Уэст умудряется заставить ее работать как черту характера. За предыдущие мамблкорные полчаса герой получил пару раздражающих звонков от девушки, не дающей расслабиться с друзьями на природе. Характер развивается и далее. Даже после первой пролитой крови эволюция персонажа выглядит максимально естественно — от растерянности под оглушительный шум водопада до решения молча действовать во время долгой погони по индустриальным локациям. Все это наполнено множеством нарочито неловких движений, снятых на плохую цифровую камеру. Как и в других ранних фильмах Уэста, вторая половина «Кровавой охоты» почти лишена диалогов. Но они и не нужны, когда кровожадного маньяка играет Ларри Фессенден с лицом, провоцирующим ночные кошмары. Как раз продюсер Фессенден точнее всех и сформулировал художественное кредо своей студии Glass Eye Pix: «идеи категории А в фильмах категории Б». [7/10]

3. «Второй медовый месяц» / Second Honeymoon (2012)

Сегмент Тая Уэста, снятый для альманаха «З/Л/О» (2012) оказался настолько хорош, что когда кино вышло в российский прокат, его эпизод попросту вырезали. Серьезно, в России фильм вышел на 25 минут короче. Но дело здесь совсем не в том, что Уэст запечатлел в дебютном found footage какие-то небывалые секс и насилие. Наоборот, «Второй медовый месяц» — самый большой слоубернер в истории франшизы «З/Л/О». Влюбленная пара в исполнении Джо Сванберга и Софии Такал путешествуют по милой американской глубинке. Большую часть времени они проводят за пустой любительской видеосъемкой. Ее самым остросюжетным эпизодом становится момент, когда персонаж Сванберга подходит к опасному скалистому обрыву. Но именно полноценное погружение в персонажей по методу мамблкора и делает финальный твист таким эффектным: зло обнаруживается под тонкой пеленой повседневности. [8/10]

2. «Таинство» / The Sacrament (2013)

Сюжет этого found footage основан на истории секты Джонстаун. Но взяв реальную трагедию, Уэст не превратил ее ни в тяжелую драму, ни в образцовый хоррор. Кажется, в этот раз он хотел, чтобы фильм вобрал в себя лучшее от двух миров.

Сестра одного из журналистов издания Vice попадает в религиозную коммуну, и ее брат с коллегами едет снимать расследование. Время от времени Уэст наполняет поездку персонажей саспенсом, но ни разу не превращает в полноценный аттракцион и эксплуатацию. Главные сцены фильма работают не за счет жанра, а благодаря выдающейся актерской игре Джина Джонса в роли лидера культа и Кентакера Одли и Эми Саймец, столкнувшихся в долгом и безжалостном статичном дубле. И даже в те моменты, когда этот странный и неповоротливый фильм, сдает позиции, уникальные амбиции режиссера и честная трагичность повествования не дают отвести взгляд. [8/10]

1. «Тайны старого отеля» / The Innkeepers (2011)

Как и положено шедевру, «Тайны старого отеля» — не просто безупречно сделанный хоррор про дом с призраками, но и идеальный фильм про поколение 20-летних. Клэр бросает колледж и устраивается работать в старый отель на грани закрытия. Там она убивает время в компании такого же слакера Люка, который разве что немного постарше. Растерянная и не определившаяся в жизни героиня, кажется, серьезно нацелена на поиск в отеле привидений, что немного смущает даже Люка — опытного и циничного исследователя паранормальных явлений. Однажды в отель заселяется странная актриса-экстрасенс. Она говорит Клэр не ходить в про́клятый подвал, ведь 200 лет назад там было совершено самоубийство. Естественно Клэр, у которой в жизни ничего, кроме этих паранормальных явлений, не происходит, теперь не может думать ни о чем другом. При первых признаках того, что привидения действительно рядом, глаза испуганной до смерти героини загораются живым огоньком, и ее патологическую тягу к потустороннему не получается назвать иначе как трагической.

В этой картине Тая Уэста джампскейры эффективны не только благодаря неловкости движений и общей антикинематографичности действия, но и за счет сильных характеров, которые могут вызывать у зрителя эмпатию. Клэр в исполнении Сары Пэкстон — самая осязаемая и трогательная героиня не только в фильмографии режиссера, но и, возможно, во всем жанровом кино 21-го века. [9/10]


Читайте также:

Истоки мамблгора в «Зависимости» и «Привычке»
От новой искренности к социальной безнадеге: История мамблгора в 10 фильмах

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.42MB | MySQL:200 | 0,773sec