СМЕРТЕЛЬНЫЕ УКУСЫ: ТОП-10 ФИЛЬМОВ УЖАСОВ О ПАУКАХ

Пауки всегда были любимцами у создателей хорроров. RussoRosso рассказывает, какой была история пауков и паукообразных в жанре ужасов. 10 фильмов, 10 сюжетов и 10 поводов для арахнофобии.


«ПЛАТО ПОТЕРЯННЫХ ЖЕНЩИН» / MESA OF LOST WOMEN
(реж. Рон Ормонд, Герберт Тевос, 1953)

Хотя пауки присутствовали в ужастиках еще со времен немого кино, на первые роли они стали выбиваться только в 1950-е, в эпоху расцвета низкобюджетной фантастики. «Плато потерянных женщин», вероятно, первый фильм, где они становятся центральным аттракционном. Рон Ормонд и Герберт Тевос сняли ярчайший образчик «хорошего плохого кино», прекрасный именно незамутненностью своего безумия: здесь сумасшедший ученый создает расу атомных женщин, в результате чего часть подопытных превращается в гигантских пауков. Удивительно, что снял это не Эд Вуд.

«ТАРАНТУЛ» / TARANTULA
(реж. Джек Арнольд, 1955)

Для пауков золотой век наступил с этого фильма. Снятый мастером своего дела Джеком Арнольдом («Создание из Черной лагуны» (1954), « Невероятно худеющий человек», 1957) «Тарантул» — первое кино, где восьминогий монстр становится главным героем, и первый арахнохоррор, который можно безоговорочно отнести к разряду классики жанра.

«ЧЕРНЫЙ СКОРПИОН» / THE BLACK SCORPION
(реж. Эдвард Людвиг, 1957)

Этот фильм Эдварда Людвига, вышедший в ту же эру, что и «Тарантул», примечателен двумя моментами. Во-первых, здесь пауки впервые выступают вместе с другими членистоногими (собственно, доисторическими скорпионами), открывая путь для огромного числа подражателей, запихивающих пауков в компанию самым разным монстрам. Во-вторых, спецэффекты здесь делал знаменитый Уиллис О’Брайен, в свое время работавший над «Кинг Конгом» (1933). Не будь второго обстоятельства, «Черный скорпион», может, и не стоило бы упоминать, однако как последняя крупная работа О‘Брайена (он умер через пять лет после выхода картины) фильм занимает далеко не последнее место в перечне арахнохорроров.

«МИЛЛИОН ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ» / ONE MILLION YEARS B.C.
(реж. Дон Чэффи, 1966)

Пожалуй, это наиболее широко известный фильм из списка: снятый Доном Чэффи как ремейк одноименной голливудской картины 1940 года, он дал поп-культуре один из самых узнаваемых образов того времени (Ракель Уэлч в меховом бикини) и стал очередным успехом британской студии Hammer. Для нас он интересен главным образом тем, что это первая попытка поместить гигантских пауков в доисторические декорации, в то время как предыдущие картины обычно стремились, наоборот, представить паучью угрозу как результат современных технологий.

«СЫН ГОДЗИЛЛЫ» / KAIJUTO NO KESSEN: GOJIRA NO MUSUKO
(реж. Дзюн Фукуда, 1967)

Фильм Дзюна Фукуды примечателен тем, что был первой лентой, в которой Годзилла столкнулся с гигантским пауком Кумонгой (Спига в американской версии) — впоследствии одним из ветеранов серии. Как и во многих других частях годзиллиады, здесь нашлось место и другим монстрам (в частности, гигантским богомолам), однако главным антагонистом был все же Кумонга.

«ЦАРСТВО ПАУКОВ» / KINGDOM OF THE SPIDERS
(
реж. Джон Бад Кардос, 1977)

К концу 1960-х популярность монструозных животных пошла на убыль — и пауки в хорроре измельчали (во всех смыслах). Фильмов с их участием стало меньше, и сами членистоногие участвовали в них все чаще в натуральную величину. Один из лучших образцов такого рода арахнохоррора — картина Джона Бада Кардоса, в которой маленький американский городок оказывается на пути миграции полчищ тарантулов. Снятый отчасти в подражание классике 1950-х, фильм все же смотрится достаточно самобытно и, очевидно, наследует скорее «экологическим хоррорам» о взбесившейся природе, популярным в 1970-е («День животных» (1977), «Стая», 1977) после феноменального успеха «Челюстей» (1975).

«СЕДЬМЫЕ ВРАТА АДА» / …E TU VIVRAI NEL TERRORE! L’ALDILA
(реж. Лючио Фульчи, 1981)

В 1980-х с арахнохоррором дела в целом обстояли неважно: тренд на гигантов давно миновал, а фильмы про обезумевших животных утратили свою новизну. Пауки, конечно, не исчезли из ужасов полностью, однако сколь-нибудь значимые фильмы про них стали большой редкостью. И наиболее значимым было присутствие этих героев в эпизодах, как в фильме маэстро Лючио Фульчи. В истории о раскрывшихся вратах в ад играют свою роль и агрессивные пауки — сцена с ними, безусловно, запомнится любому, кто внимательно смотрел картину.

«АРАХНОФОБИЯ: БОЯЗНЬ ПАУКОВ» / ARACHNOPHOBIA
(реж. Фрэнк Маршалл, 1990)

Самый мейнстримный представитель арахнохоррора в списке, и попал он сюда не столько за это, сколько за уникальность всего проекта: снятый на рубеже 1980-х и 1990-х при участии Стивена Спилберга (исполнительный продюсер) и студии Уолта Диснея, фильм стал режиссерским дебютом Фрэнка Маршалла — известного продюсера, работающего в кино до сих пор. Кроме того, примечательна тональность ленты: в отличие от большинства типичных арахнохорроров, здесь в сюжет добавлена заметная доля черного юмора. Нельзя сказать, что жанровый эксперимент увенчался провалом, хотя кассовые результаты и были невпечатляющими. Зато здесь можно увидеть, как Джон Гудман расстреливает полчища венесуэльских пауков.

«КЛЕЩИ» / TICKS
(реж. Тони Рэндел, 1993)

Этот фильм словно автомобиль из прошлого, собранный на современном конвейере. Режиссер Тони Рэндел снял «Клещей» в декорациях лагеря для подростков, добавил к главным героям агрессивных окрестных жителей и внутригрупповые конфликты — и получился на удивление бодрый малобюджетный арахнохоррор с впечатляющими спецэффектами, сделанный поразительно всерьез, без каких-то следов иронии или отсылок к классическим фильмам о восьмилапых мутантах. Едва ли не единственный фильм ужасов о пауках в 1990-е, снятый в таком режиме, притом снятый хорошо, — уже одно это гарантирует ему место в нашем списке.

«АТАКА ПАУКОВ» / EIGHT LEGGED FREAKS
(
реж. Эллори Элкайем, 2002)

А вот ровно то, чего ожидаешь увидеть в арахнохорроре 2000-х: ностальгия по старым ужасам, цифровые гигантские пауки, рейтинг PG-13 и общая несерьезность происходящего. Однако, несмотря на все перечисленное, это отличный образец фильма о пауках от Эллори Элкайема и его лучшая работа (считать таковыми, например, последующие четвертую и пятую части «Возвращения живых мертвецов» трудно даже при очень большом желании).

«ПАУКИ» / SPIDERS 3D
(
реж. Тибор Такач, 2013)

Последний фигурант нашего списка — яркий пример того, как история может повторяться дважды: сначала в виде трагедии, затем в виде фарса. Тибор Такач («Врата» (1987), «Безумная», 1989) снял картину, отсылающую зрителя к классическим образцам 1950-х и 1960-х, но с современными технологиями, которые местами столь же ненатуральны, как и пластиковые пауки в фильмах золотого века арахнохорроров. Тем не менее смотреть «Пауков» все же можно. Хотя бы для того, чтобы почувствовать разницу между копией и оригиналом, пусть даже между ними и пролегает дистанция в несколько десятков лет.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Андрей Григорьев

    Я бы всё же расширил список, упомянув вполне приличного «Арахнида» Джека Шолдера (снят в нулевых и содержит ряд неплохих нецифровых спецэффектов), «Верующих» Джона Шлезингера (с паучками там была очень запоминающаяся по отвратительности сцена — пожалуй, сама шоковая во всём фильме), прибалтийского «Паука» (пластилиновые фантазии на тему Фрейда), ну и «Смертельное благословение» Крейвена (сцена с пауком там хотя и не играла по сюжету особой роли, нервы щекотала изрядно).

    • Denis Saltykov

      Если дополнять, то я бы еще и добавил «Лавалантулу» Майка Мендеза. И его же Big Ass Spider — следующим дополнительным номером.