ХОРРОР ПО ПАК ЧХАН УКУ, ИЛИ КАК ПОБЕДИТЬ СМЕРТЬ НА ЭКРАНЕ

Прежде чем говорить о хорроре и бросать жанру в лицо громкие заявления, давайте проясним, о чем идет речь. Дмитрий Комм писал: «Определение хоррора зависит лишь от одной составляющей формулы — набора художественных приемов, того, что я называю технологией страха».

Жанр хоррора неоднозначен и многогранен, в нем могут пересекаться поджанры и элементы других жанров, но неизменно одно ― присутствие саспенса, гнетущего напряжения и ощущения страха. Поскольку хоррор ставит целью напугать зрителя,  мы также говорим о таких элементах, как насилие, монстры, сверхъестественные сюжетные повороты.

Есть и другая любопытная трактовка хоррора, связанная с тем, как исследовал слово «жуткое» Зигмунд Фрейд. Он писал, что «жуткое» (unheimlich) ― это антоним понятия «уютное» (heimlich), «родное» (heimisch), «привычное» (vertraut). То есть жуткое пугает зрителя потому, что непривычно. Нечто непонятное на экране, что вызывает страх и отторжение, ― это то, каким может быть хоррор в массовом сознании. Я обратилась к работам Пак Чхан Ука, потому что именно его фильм «Олдбой» (2004) заставил меня когда-то почувствовать это жуткое, неуютное чувство страха и трепета, после чего этот режиссер навсегда стал для меня мастером хоррора, точнее, одним из них.

После выхода нового фильма Пак Чхан Ука «Служанка» мы убедились, что южнокорейский мэтр пришел к цельной форме повествования и определенной визуальной стилистике. Но не стоит забывать, что именно благодаря изощренному экранному насилию, которое характерно для хорроров, режиссер завоевал власть в результате кровавого дворцового кинематографического переворота на Каннском кинофестивале в 2004 году.

«ОЛДБОЙ» (2003)

Несмотря на то что у Пак Чхан Ука были фильмы и до «Олдбоя», именно эта неоднозначная и революционная картина сделала южнокорейского режиссера знаменитым. Интригует сначала то, каким странным образом главный герой О Дэ-Су попал в заточение: к кому, за что, когда его освободят? Но после долгих лет героя отпускают, и игра только начинается. Не буду раскрывать всех карт — вдруг кто-то еще не видел фильма. Скажу только, что расследование, которое начинает О Дэ-Су, чтобы отомстить за свое заточение, приводит его к совсем неутешительным результатам. В этом фильме кроме саспенса Пак Чхан Ук показал, что резво управляется с нетривиальными сценами насилия. Ключевая и моя любимая сцена ― отрезание языка.

«ТРИ… ЭКСТРИМА» (2004)

В альманахе хорроров часть Пак Чхан Ука называется Cut, но я бы не советовала переводить название как «Снято». По сюжету молодой привлекательный режиссер возвращается со съемок домой, а там маньяк-психопат, а жена героя, пианистка, привязана пальцами к роялю. Непрошеный гость угрожает отрезать у нее по пальцу до тех пор, пока ее муж не вспомнит, кто этот маньяк и за какую провинность он мстит. Эта короткометражка ― хоррор-бенефис Пак Чхан Ука, вишенка на торте жанра ужасов, неподражаемый союз саспенса, насилия и многополярности системы персонажей. Даже придраться не к чему.

«СОЧУВСТВИЕ ГОСПОЖЕ МЕСТЬ» (2005)

Красавица Ли Гым-Джа попадает в тюрьму в 19 лет за убийство пятилетнего мальчика. Никакого мальчика она не убивала ― его похитил, мучал и отправил на тот свет маньяк-извращенец, который взял в заложники дочь Гым-Джа и пригрозил с ней поступить так же, если ее мать не возьмет вину на себя. В тюрьме женщина детально продумала план мести, который после выхода из нее блистательно осуществила.В этом фильме Пак Чхан Ук показал все свое мастерство в сценах насилия и саспенса в кульминационном моменте. Родители всех детей, которых убил маньяк, собрались вместе, их нашла Гым-Джа. И каждый причинил злодею столько боли, сколько считал нужным.

«ЖАЖДА» (2009)

Пак Чхан Ук искусно может связать мелодраму, хоррор, историю противостояния слабости и переосмысления жанра фильмов о вампирах в одной картине. Священник-вампир хорош только для аниме — у корейского режиссера это мужчина, который покрывается мерзкими волдырями и язвами, если долго не пьет кровь. Герой влюбляется в жену пациента клиники, которую посещает как волонтер (на самом деле это легкий доступ к донорской крови), — вот тут-то и начинается его персональный хоррор. Жена не прочь избавиться и от ненавистного мужа, и от его семьи, и от поганой жизни ― идея стать вампиром для нее прямо-таки навязчивая.

«НОЧНАЯ РЫБАЛКА» (2011)

В 2011 году Пак Чхан Ук снял на iPhone 4 хоррор-короткометражку. Сам режиссер признавался, что к нему пришла одна очень простая и понятная идея, но ее не хватало для сюжета даже короткометражки, поэтому его брат медиахудожник Пак Чхан Кьон добавил в фильм арта и мистицизма.

Уверена, что каждый откроет для себя своего Пак Чхан Ука. Для кого-то это мастер хоррора, для кого-то ― триллеров с отменным чувством юмора. В любом случае взгляд Пак Чхан Ука на хоррор открывает новые горизонты в осмыслении жанра.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Nicolodi’s Banana Springs

    Да простит меня Ктулху, но если Пак Чхан Ук — мастер хоррора, то Вуди Аллен — отец дизельпанка и оззиплотейшена. Очень здорово, когда жонглирование терминами позволяет подогнать задачу под решение, но вот вопрос: кого мы обманываем? И ради чего?
    Вы фильмы-то хоть смотрели?

  • Hardboiled Gwendoline

    Ндаааа… Что-то у автора в голове интересное происходит! Влюбились, наверное, девушка?! Пак Чхан-Ук — мастер хоррора!!! Пфффффф…..

WordPress: 14.5MB | MySQL:205 | 0,679sec