ХОРРОРЫ ММКФ: НОЧИ СТРАХА
Хоррор-программа «Ночи страха» 39-го ММКФ под кураторством Виктора Буланкина закончилась, но 28 июня на закрытии секции он рассказал, что фильмы ужасов появятся на фестивале и в следующем году. RussoRosso уже писал про короткометражные хорроры программы. Теперь мы готовы рассказать о четырех полных метрах.
«За мостом», пожалуй, самая слабая работа из представленных. Режиссер Даниэль Шенк демонстрирует свою любовь к компьютерным играм и задает первую треть фильма в духе страшной бродилки, в которой камера прилеплена за спиной персонажа, шатающегося по темным углам и шарахающегося от исходящих отовсюду непонятных звуков. Девушка с отсылающим к персонажу «Бойцовского клуба» именем Марла Зингер не сильно переживает после гибели родителей. Нет, она хорошо к ним относилась, но живет прагматически: скорбь не воскресит мертвых. Чтоб отвлечься, девушка решает закатить вечеринку в родительском доме. В разгаре веселья парень, которого Марла недружелюбно дразнит Древобородом из «Властелина колец», раздает всем какие-то таблетки. Комната начинает мерцать, время ускоряться, а уже спустя мгновение героиня открывает глаза в темном лесу за мостом, с которого здесь принято прыгать желающим покончить с собой. Дальше Марла бродит во тьме, силясь разобраться, переживает она кошмарный сон, психоз от наркотиков-стимуляторов или все происходит взаправду. Вскоре она находит дома упаковки с сильным обезболивающим (некий вымышленный создателями фильма препарат пентагол), популярным среди местных наркоманов. Как только кино берется раскручивать детективную интригу, оно сразу превращается из тревожного триллера в скучноватую историю с пафосными перегибами. Чего только стоят стихи, написанные на мосту и звучащие для Марлы зловещим описанием ее характера: «Светлы твои глаза, душа твоя черна…»! Выдуманное Шенком обезболивающее, вгоняющее в стимуляторный психоз через 20 секунд после принятия таблетки, вряд ли подействует на вас: уже после трети фильм снижает градус психоза, а ближе к концу ослабевает и какая-либо стимуляция. «За мостом» не достигает ни точной реалистичности «Жабьей тропы» (2012), ни грязной тревожности «Антирождения» (2016). Слащавые стихи вместе с закрученным, но не интригующим сценарием уничтожают очарование этого кино задолго до финала.
Дебютный проект Самуэла Галли «Наше зло» — бразильская хоррор-драма о том, как отец нанимает киллера для убийства дочери. Стилистика, позаимствованная у Дэвида Линча, придает фильму вид эстетизированного безумия. С первых кадров мы наблюдаем за главным персонажем, листающим сайты даркнета и просматривающим образцовые видео с убийствами. Наиболее жестокий киллер нанят — и дальше остается гадать, во что история разовьется. Пока колоритный протагонист сияет лысиной и пучит влажные глаза, убийца всячески демонстрирует свой садизм. Где-то на фоне маячит странный клоун, но кино навязчиво сообщает: все это про мораль, любовь к людям и посмертную участь души. «Наше зло» может понравиться разве что любящим низкобюджетные поделки извращенцам, хотя при должном внимании этот фильм мог бы стать неплохим объектом насмешки — чрезмерная сентиментальность, помноженная на преувеличенную актерскую игру, буквально взывает: «Смотри, в этом хорроре все настолько плохо, что уже даже и хорошо».
Приключенческий зомби-фильм «Осечка» может заинтересовать российских зрителей сразу несколькими деталями. Во-первых, это американо-российская копродукция, так что в кино снялись сразу несколько актеров русского происхождения (правда, их персонажи постоянно оказываются предателями). Во-вторых, в главной роли — Дольф Лундгрен, всенародный любимец и звезда старой школы голливудских боевиков. Сам фильм, к сожалению, не блещет ничем. Медленные зомби и «плохие» капиталисты — формула верная, но полноценного хулиганства «Осечка» себе так и не позволяет. Примитивная комбинация из несмешных шуток, вялого экшна и шаблонных поворотов сюжета предназначена прежде всего для любителей оригинальной компьютерной игры. Но даже по медленным зомби стрелять самому гораздо веселее, чем смотреть, как плохо раскрытые персонажи вяло идут по одной локации, попутно иногда обманывая друг друга.
Самая сильная работа программы «Замена» — это немецко-канадский боди-хоррор. Главная героиня стремительно стареет (верхние слои эпидермиса морщатся и отслаиваются), а заодно теряет краткосрочную память. Экспериментальным путем девушка выясняет, что отмирающую кожу вполне можно заменить донорской… если предварительно донора вырубить, фрагмент кожи отрезать и просто наложить на собственную рану. Тревога усугубляется навязчивостью соседки, которая не только не прочь как можно чаще забегать в гости на вино, но и намерена завести с героиней лесбийский роман. Неспешное действие сочетается в «Замене» с минималистичностью сюжета, а кровавые сцены — с затягивающим саспенсом. Кстати, режиссер Норберт Кайль написал сценарий в соавторстве с Ричардом Стэнли (наш материал о нем читайте здесь). Хоть финал здесь и легко предугадать, наблюдать за развитием событий — одно удовольствие.
Программа «Ночи страха» на ММКФ — первая проба. Выбирать фильмы для нее есть из чего: фестивальный хоррор живет за рубежом интересной жизнью. Хочется верить, что с годом-другим качество кино в этом списке будет улучшаться вместе с количеством.