«2:22»: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СТРАСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРА В АРТ-ГАЛЕРЕЕ
Идущий в прокате фильм «2:22» начинается с кошмарного сна и несостоявшегося столкновения самолетов. RussoRosso разбирается, как этот сюжет развивается дальше.
2:22 (2017)
Режиссер: Пол Карри
Сценарий: Тодд Стейн, Нэйтан Паркер
Оператор: Дэвид Эггби
Продюсеры: Пол Карри, Стивен Хутенски, Джоди Маттерсон и другие
Дистрибьютор в России: «Парадиз» (в прокате с 29 июня)
Вокзал. Бизнесмен. Дети, один из них теряет мячик. Беременная женщина. Человек достает пистолет и стреляет. От хаотического набора образов Дилан просыпается — приснится же всякая ерунда, да еще и заканчивающаяся пальбой. У персонажа растерянное и немного грустное лицо Даарио Нахариса — любовника Дейнерис из «Игры престолов», брошенного ей перед походом в Вестерос (главную роль в «2:22» играет Михил Хаушман). Дилан идет на работу — он авиадиспетчер и постоянно очень точно рассчитывает время посадки и взлета самолетов в загруженном аэропорте Кеннеди в Нью-Йорке. Двигатели ревут, коллеги улыбаются, все идет правильно, но мы-то понимаем (или знаем, если смотрели трейлер или хотя бы читали синопсис), что сейчас обязательно случится дерьмо.
Точнее, чуть не случится. Но пока персонаж рассказывает о себе. Оказывается, он не просто мастер своего дела, но еще и уникальный человек. Всегда, не только на работе, Дилан всюду видит схемы — повторяющиеся элементы реальности, предсказуемые тенденции. Он моделирует действительность, что твой Шерлок в своих чертогах разума, и создатели фильма не стесняются исчертить экран воображаемыми персонажем линиями. Кажется, с его уст вот-вот сорвется: «Математика — язык природы», — и «2:22» развернется в интеллектуальный математический хардкор в духе «Пи» (1998) раннего Даррена Аронофски. Хотя, конечно, конвенциональный легкий саундтрек (а не нервный IDM) и приятная картинка с насыщенными цветами намекают, что все будет проще.
Вдруг начинается интрига обещанного триллера: Дилан «зависает» — и вот уже два самолета несутся друг на друга. В одном из них в иллюминатор выглядывает испуганная Сара — ее играет Тереза Палмер, известная хоррор-фанатам по зомби-мелодраме «Тепло наших тел» (2013) и по роли вздорной рок-н-рольщицы в «И гаснет свет…» (2016). Теперь, когда два протагониста определены, осталось дожидаться развития сюжета. Самолеты расходятся в последнее мгновение, Дилан пришел в себя и быстро сориентировался. Уж мы-то знаем, раз уж катастрофа почти произошла, но все же не случилась, — теперь смерть или судьба или Сатана собственной персоной обязаны устроить главным героям неприятности. Но нет, «Пункта назначения» (2000) тут тоже не будет.
«2:22» разбрасывает намеки сразу на несколько жанровых историй, но ни одна из них не развивается в крепкий триллер. Взамен сюжет закидывает новый вариант развития: протагонист оказывается настолько одержим своими видениями, что его стремление всюду усматривать повторы начинает внушать сомнения в психическом здоровье переработавшего авиадиспетчера — история может оказаться вариацией «Игр разума» (2001), да только превращается в сентиментальную мелодраму с любовным треугольником из успешных богемных людей. Дилан влюбляется в Сару, но где-то рядом маячит Злой Бывший. Девушка работает в галерее современного искусства, а ее бывший как раз презентует там свой цифровой арт-проект. Дальше следует череда случайностей, разговоры о ревности и, конечно, о великой силе любви. Тут даже есть постельная сцена, в которой стыдливо укутанные в пододеяльник персонажи медленно копошатся, создавая эффект максимальной романтики — без всякой телесной низости типа обнаженной груди или капелек пота.
Кажется, создатели «2:22» либо определялись с жанром прямо по ходу съемок, либо попытались собрать в один фильм сразу всё. Получившаяся путаница может разочаровать пришедших на фантастический триллер, но умилить невзыскательных любителей мелодрам, если только последних удастся затащить на сеанс и если они разберутся в перегруженном сюжете. Или плюнут на него во имя приторного финала — возможно, именно так решила поступить съемочная группа.