ТРИЛЛЕРЫ ММКФ: МЕРТВЫЕ ШКОЛЬНИЦЫ, ЗВЕРИ-УБИЙЦЫ И ЖЕНЩИНЫ-ЗМЕИ

В этом году Московский международный кинофестиваль радовал поклонников жанрового кино не только программой «Ночи страха», посвященной хоррорам. В кинотеатре «Октябрь» показали приличное количество триллеров из разных стран — от Польши до Китая. RussoRosso рассказывает о самых интересных из них.

Датская «Преисподняя» из конкурсной программы не может похвастаться ни особой оригинальностью сюжета, ни обилием скандинавских лиц, но смотрится при этом вполне увлекательно. Родившийся в Чехословакии режиссер Фенар Ахмад снял криминальную драму про месть, поместив все сюжетные перипетии в среду иракских эмигрантов Копенгагена. Когда у уважаемого кардиохирурга Заида (похожий на Вина Дизеля Дар Салим) убивают младшего брата, вставшего на скользкую дорожку криминала, он без особых усилий сбрасывает личину законопослушного гражданина. Слава Аллаху, в прошлом главный герой неплохо боксировал, так что теперь ему достаточно просто возобновить тренировки. А погружение на криминальное дно может пройти и вовсе без особых усилий — просто места надо знать: придя с женой в ресторан, Заид натыкается на заказавшего брата авторитета, который разместился за соседним столиком. Картина похожа скорее на ранние боевики со Стивеном Сигалом, чем на трилогию «Пушер» Николаса Виндинга Рефна, но, чтобы как-то оправдать ее участие в конкурсе, необходимо отметить элементы психологизма: когда Заид не гоняет в ночи на мотоцикле и не ломает кости преступникам, он общается с любящим покурить травку приятелем покойного брата, беременной женой и так и не привыкшими к законам принявшей их страны родителями. В любом случае это не психологическая драма, а скорее кино про оборотня, практически мгновенно пережившего трансформацию: вчерашний хирург обнажает клыки и, раскрасив лицо маскировочным гримом, идет убивать.

Кадр из фильма «Преисподняя»

Китайский фильм «Что скрывает тьма» (2015) Ван Ичунь из программы «Время женщин» — ретродрама взросления, маскирующаяся под детектив. Сюжет вращается вокруг расследования серии изнасилований и убийств школьниц в маленьком китайском городке в 1991 году, но едва ли не большее внимание уделяется знакомым приметам коммунистического адка. Дети в красных галстуках бегают на сеансы китайского соцреализма, и не дай бог девушкам сделать маникюр, а парням — и того хуже — устроить домашний сеанс эротического кино: придут люди в форме, вырубят электричество, чтобы кассету нельзя было достать из видеомагнитофона, а дальше — родителей в школу и пятно на биографии. Отец главной героини Цюй — медицинский эксперт, которого многие считают неудачником, и именно отношениям отца и дочери посвящена львиная доля сюжета. А кто же окажется убийцей? Дедуля, который просит Цюй читать ему романы с постельными сценами и только притворяется, что не может ходить? Глазеющий на девушек в юбках продавец мороженого? Местный дурачок? В летнем мареве разлиты тоска и тревога, а смерть может подкараулить по дороге из школы, на каждом пустыре, потому Цюй и мучается по ночам кошмарами. «Что скрывает тьма» обходится без разгадки: кто местный Зодиак, зрителю остается неизвестно, но это нисколько не вредит фильму.

«След зверя» 68-летней Агнешки Холланд, получивший приз имени Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале, был показан в программе кинокритика Андрея Плахова «Эйфория окраин». Классик польского кино сняла на удивление мизантропическую притчу в оболочке кажущегося наивным детектива. Обаятельная и эксцентричная пенсионерка Янина Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) отстаивает права животных, но делать это не очень-то просто, если ты живешь в городке, где каждый второй — охотник. В остальное время она преподает английский в местной школе, общается с соседом Славосвятом и девушкой по прозвищу Добрая Весть, покуривает коноплю, занимается сексом с приезжим энтомологом (чешский актер Мирослав Кробот снимался у Белы Тарра и Петра Зеленки) и, конечно же, расследует серию убийств среди охотников. Земля вокруг каждого найденного тела истоптана животными, так что поначалу кажется, что против погибших мужчин ополчилась сама природа. Лес в фильме выглядит не менее пугающе, чем в «Антихристе» (2009) фон Триера: под слоем опавшей хвои копошатся личинки, а в кадре постоянно пробегает то енот, то лисичка, от которой так и ждешь фразы про хаос. Налет сказочности в этом странном и очаровательном фильме обернется настоящим хеппи-эндом для любителей природы: оказывается, когда становится тяжело, достаточно нажать на кнопку, чтобы во всем мире выключилось электричество, а ты очутился в сельском эдеме.

Кадр из фильма «Роковое искушение»

Интересен и фильм закрытия фестиваля «Роковое искушение» Софии Копполы. Ремейк классической южной готики Дона Сигела «Обманутый» (1971) с легкой руки российских прокатчиков обрел сомнительное название, но нельзя сказать, что так уж теряется в неизбежном сравнении с оригиналом. По сюжету во время Гражданской войны в США герой Колина Фаррелла, раненый солдат из армии северян, попадает в закрытый пансион для девочек на территории южан. Как и персонаж Клинта Иствуда, он пытается крутить романы сразу с несколькими ангелоподобными дамами (отличные Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг), которые ходят в белом, учат французский и томятся без ласки в готически обветшавшем особняке. Как и в оригинале, он за это поплатится: вызванное ревностью и неудовлетворенным желанием женское коварство окажется смертоноснее вражеской пули. При этом Коппола сместила акценты. Если герой в фильме 46-летней давности был порядочной сволочью, что подчеркивали флешбэки с кадрами из его славного военного прошлого, в этой картине откровенно змеиными повадками обладают представительницы прекрасного пола, а Фаррелл вызывает сочувствие: не то чтобы он влез в курятник — скорее сам попал как кур в ощип. В общем, в качестве упражнения в несколько необычном для режиссера стиле картина, безусловно, удалась — получилось красиво и в необходимой мере зловеще.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.29MB | MySQL:202 | 0,639sec