«ЗВОНКИ»: О БЕДНОЙ САМАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Третий фильм о мертвой девочке из колодца вышел в России без задержки, посмотреть его можно одновременно со всем миром. RussoRosso делится своими мыслями о плюсах и минусах «Звонков», а заодно думает, возможно ли теперь дальнейшее продолжение истории о Самаре Морган.


«Звонки» / Rings (2017)

Режиссер: Ф. Хавьер Гутьеррес
Сценарий: Дэвид Лука, Джейкоб Эстес, Акива Голдсман
Оператор: Шэрон Мейр
Продюсеры: Лори МакДональд, Уолтер Ф. Паркс
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип Paramount» (в прокате со 2 февраля)


Американская ремейк-франшиза «Звонок», наконец, выросла до размера трилогии. Однако новой картины дождаться смогли не все: шутка ли, прошло 12 лет с выхода сиквела. И вот она уже здесь: рекламная кампания закончена, ТВ-споты сворачиваются, день премьеры наступил — только вы и экран. А что на экране? Скажем честно, там корчится и извивается нечто неожиданное. И сюрприз вряд ли будет приятным.

Триквел оставил в покое потрепанное проклятием семейство Наоми Уоттс и переключился на совершенно новых персонажей. Сюжет вьется вокруг девушки Джулии, которая проводила бойфренда в колледж и постигает основы секса по скайпу. Но вскоре Холт (который бойфренд) перестает баловать подругу вниманием, трубку не берет, а вместо него звонит какая-то непонятная барышня и несет невесть что. Вместо того чтобы смириться с тем, что колледж — пора экспериментов, и найти себе нового парня, Джулс садится в свой не первой свежести универсал и едет на поиски непутевой второй половинки в его альма-матер. А там…

Да какая, впрочем, разница? Кассета, Самара Морган, семь дней — всё это вы уже видели. Давайте лучше искать приятные моменты, тем более что они редкие и малочисленные. А раз фильм держит зрителя на строгой диете, то нет ничего лучше, чем съесть печенье перед ужином.

Итак, момент номер один. Наверняка всем было интересно: что будет, если во время прихода Самары шлепнуть телевизор экраном об пол? Этот момент в «Звонках» показан детально, с разных ракурсов. Персонажам, впрочем, не помогает.

Момент номер два. А если спрятаться от Самары в самолете, что будет? Ответ — в фильме и проморолике. Не поможет.

Момент номер три. Это, собственно, Самара. Разложившаяся от долгого пребывания в воде плоть, покрытая гнилостной венозной сетью, а сверху — CGI-ные, но отлично смотрящиеся помехи и артефакты от дешевой VHS-ной домашней камеры. Помните Садако в японском «Звонке»? Это эталон. После нее Самара в американской версии казалась трассовщицей-наркоманкой, лицо которой приводила в движение достаточно безыскусная графика. Приятно, что эти моменты были учтены: в триквеле внешний вид мисс Морган действительно внушает.

К величайшему сожалению, на этом имбирно-позитивная часть заканчивается, а разговор о недостатках только начинается. Приступим к аутопсии.

Сюжет. Пожалуй, главная и наиболее болезненная проблема «Звонков». Жанровое кино вообще излишне заштамповано, и хорроры здесь не исключение, о чем их фанаты, разумеется, наслышаны, посему готовы чуть ли не на всепрощение. Однако с места вспомнить пример столь же монументального образца lazy script будет тяжело даже Чеме из «Дипломной работы» (1996). От персонажей никто не требует космической глубины и драматической развернутости, но вряд ли кто-то ожидает их, персонажей, полного отсутствия. Их попросту нет. Зато есть маски, условные архетипы, состоящие, фактически, из внешности и одной-двух характеристик. Главная героиня, студент, профессор, священник — без подсказок из фильмовых баз данных вы даже имен после сеанса не вспомните. Потому что персонажи не прописаны. А следить за манекенами, которые сеньор Гутьеррес переставляет из одного угла в другой, — удовольствие на любителя.

Добавляем почти полностью вымершие твисты, тотальную предсказуемость, рояли в кустах, сюжетные дыры размером с теленка (Джулз, где ты, говоришь, нашла материалы профессора про Самару?) — и получится нечто свинцово-беспросветное. Не второсортное, ни в коем случае. Второй сорт — это бишка, крепкий эрегирующий би-муви. В нашем же случае — пустота.

Актерская игра. В олдовых джалло и слэшерах к этому компоненту придираться грешно, но хорроры уже давно доказали, что могут вытаскивать из актеров лучшее (взять хоть классического «Чужого», хоть недавнюю «Ведьму»). «Звонки» в этом аспекте также удручают своей блеклостью. От уроженки Милана Матильды Лутс или молодого британца Алекса Роу чудес никто не ждал, а вот аморфность Джонни Галэки, умеющего показать непростых персонажей («Короли самоубийства», 1997), и Винсента Д’Онофрио, который в дополнительных эпитетах не нуждается вовсе, вызывает удивление. Пополам с негодованием.

Режиссура. Франсиско Хавьер Гутьеррес Диас (для друзей просто Хави) не зеленый новичок: его «Последние дни» (2008) помнят и вспоминают многие. Тем удивительнее, что в «Звонках» у него ничего не работает. Например, о том, что в определенных сценах должен быть саспенс, приходится догадываться по обстоятельствам. Не цепляет, не давит, не обволакивает, не вяжет, не напрягает, не притягивает: сплошные отрицательные частицы. Джампскейры поставлены так, что не напугают даже тех, кто не проходит по рейтингу PG-13, не говоря уже о предсказуемости. Можно развлекать друзей, безошибочно щелкая пальцами в тех моментах, где на экране появляется «пугалка». Ну право слово! Натянуть нарратив Хавьеру также не удается — и тот трепыхается безвольной тряпкой, провисающий и затянутый в каждом из трех актов. А в отсутствие крепких сюжетных столпов фильм смотрится бесконечно долгим.

Хватает у Гутьерреса и технических проблем. В первую очередь это касается освещения: поразительно, но в фильме за 33 миллиона долларов ряд сцен настолько затемнен, что не всегда понятно, кто именно находится в кадре. Пару камней стоит кинуть и в монтажную: если сцены с Самарой поданы хорошо, то ближе к финалу начинается беспощадный MTV в лучших традициях третьей «Заложницы» (2014). Но и это еще не всё: смешайте плохое освещение, клиповый монтаж и неоправданные переходы на ручную трясущуюся камеру и вылейте получившееся разом в одну сцену.

Ремейки азиатских хорроров американцам даются, скажем так, не слишком. Это не новость. «Один пропущенный звонок» (2008), «Пульс» (2006), «Глаз» (2008), да тот же «Звонок» (2002), гораздо менее саспенсовый, чем японский оригинал. По-настоящему удачным вышло разве что «Проклятие» (2004), ну так там и за рулем был Такаси Симидзу. Да и вносить свежую струю во франшизу с мировой известностью и пугать привычным всем концептом — это невероятно сложно. Но такая слабая работа в высшей степени неожиданна, учитывая наличие отличных актеров (пусть и на заднем плане), готовую мифологию, позволяющую тянуть рельсы из предыдущих фильмов, и невероятных объемов бюджет, на который есть где разгуляться. Увы, не сдюжили. И если триквела пришлось ждать 12 лет, то сейчас есть все шансы на то, что Самара Морган, наконец, нашла упокоение и не потревожит экраны кинотеатров вашего города еще очень долго. Возможно, даже навсегда. Не судите девушку строго: помните, что во всем виноваты ее родители.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.14MB | MySQL:196 | 0,735sec