ПОЕЗД-МЕРТВЕЦ: «ПОЕЗД В ПУСАН»

Компания «ПРОвзгляд» 24 ноября выпускает в российский прокат «Поезд в Пусан». О жанровой принадлежности этого фильма для RussoRosso рассуждает Дмитрий Комм.

Сначала о хорошем: новый южнокорейский фильм «Поезд в Пусан» — это лихо сделанное, круто сваренное приключенческое кино, где нон-стоп-экшн разворачивается, как туго закрученная спираль. Этакий «Поезд-беглец» (1985), в который для усложнения задачи добавили зомби. Все динамично до предела: поезд несется из Сеула в Пусан, внутри поезда носятся голодные живые мертвецы и уцелевшие пассажиры, причем первых с каждой минутой становится все больше, а вторых — все меньше. Бывший аниматор, переквалифицировавшийся в кинорежиссера, Ён Сан-хо хорошо владеет монтажом, трюки и спецэффекты сделаны качественно, а среди персонажей немало симпатичных лиц, особенно у юной героини Су-ан (которую и в жизни зовут Су-ан) — это просто самый трогательный ребенок, которого я видел в кино за последний год.

Реки крови по «Поезду в Пусан» не текут, о вываливающихся внутренностях и говорить нечего, а потому неудивительно, что сборы этой картины в мировом прокате уже подобрались к 100 миллионам долларов и явно будут еще выше. Рецензии в мейнстримовых изданиях тоже преимущественно благоприятные. В общем, «Поезд в Пусан» — это по всем критериям хорошее кино. Возможно, даже для семейного просмотра.

И вот тут рецензию можно было бы закончить. Потому что любой поклонник фильмов ужасов знает: «хороший фильм про зомби» — это стыдный оксюморон, примерно такой же, как «добрый кинокритик». Все же у нас тут сайт про хоррор, а не клуб благовоспитанных домохозяек, обсуждающих, какую киношку посмотреть в уикенд со всеми своими котиками, собачками, детишками, тренерами по фитнесу и прочими домашними животными. Фильм про зомби может быть либо шедевром, либо разухабистым трэшем (часто это одно и то же), но, если после сеанса вы выходите из кинотеатра без нервного смеха и ваша подружка говорит: «Какое хорошее кино мы посмотрели сегодня, любимый!», проверьте афишу: возможно, вы перепутали залы и попали на фильм Норы Эфрон.

train-to-busan-soo-an

Бог с ней, с кровищей (хотя бескровный корейский триллер — это как минимум странный зверь). Но «Поезд в Пусан» — это еще и, наверное, первый в истории фильм про зомби, в котором нет ни грамма юмора! Зато очень много рыданий и размазывания слез по грязным мордасам. И семейные ценности — в худших голливудских традициях — прут из каждого кадра куда назойливее, чем зомби.

Сценарий вообще состоит из голливудских штампов. Корейские драматурги, как и американские, убеждены, что в фильме должны быть психология и месседж. Даже если это кино про живых мертвецов или пауков-мутантов. Поэтому, если в начале «Поезда в Пусан» вы видите нерадивого папашу, больше заботящегося о бизнесе, чем о своей маленькой дочери, можете не сомневаться: в процессе картины он перевоспитается и поймет, что семья — это главное в жизни. Если вы видите на экране жирного капиталиста, он и будет главным трусом и злодеем. Если появляется грубый пролетарий, он точно окажется храбрецом, хотя и несколько туповатым. И так далее, все по учебнику.

Детей, разумеется, не убивают; ни одного зомби-ребенка в фильме не будет. Собственно, детей здесь вообще нет, за исключением упомянутой выше девочки Су-ан. Представьте себе: большой междугородный поезд, в котором всего один ребенок. Остальные дети, видимо, на велосипедах путешествуют.

В общем, тот, кто помнит канон яппи-культуры времен Рональда Рейгана, уже к середине фильма безошибочно угадает, кто из персонажей доживет до финала, а кто погибнет с разной степенью героичности. А чтобы не скучать в оставшееся время, можно попробовать посчитать, сколько раз в картине повторяется вот этот кадр.

<
>

Кадры из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

И дело не в том, что «Поезд в Пусан» — плохое кино. Он совсем неплох по меркам голливудского мейнстрима второй свежести. Он просто не про зомби. Если заменить в нем живых мертвецов на какую-нибудь иную нечисть, например на инопланетян или даже банду террористов, он только выиграет. А с инопланетянами в качестве главных злодеев так и вовсе станет напоминать сиквел спилберговской «Войны миров» (2005) без всякой буквы Z. Которой многие его кадры, как принято сегодня говорить в культурных кругах, «вдохновлены».

<
>

Кадры из фильма «Война миров» (2005)

Любой жанр представляет собой контракт со зрителем. Читая на афише жанровое обозначение «триллер», «комедия» или «мелодрама», зритель точно понимает, какого рода эмоции ему предстоит пережить в темноте кинозала. За эти эмоции он платит деньги, покупая билет в кино, и, если не получает их при просмотре, если комедия не смешит, а мелодрама не заставляет прослезиться, он чувствуют себя обманутым: создатели картины нарушили контракт. Чтобы не чувствовать себя обманутым после просмотра «Поезда в Пусан», нужно точно уяснить: это героический эпос. Безумству храбрых поем мы песню! держись, друг, я тебя не брошу! нам бы только день простоять да ночь продержаться! Вот это все вы получите в избытке и с доброй порцией крупнокалиберных корейских слез в придачу.

Если же вы хотите посмотреть кино про зомби, тогда вам на «Новую эру или что-то в этом роде.

Share on VK
Дмитрий Комм

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Nicolodi’s Banana Springs

    Здраститя!

    Весьма неожиданно видеть, как бедных чосонов маститый товарисч рвёт на звёзды и полосы. Начнём с того, что нет ни одного — ещё раз — ни одного — ещё раз, только крупным планом — НИ ОДНОГО чосонского остросюжетного фильма, который выдерживал бы границы одного жанра. Берите, откуда угодно: Шири, Жёлтое море, Жажда, Горечь и Сладость, Человек из Ниоткуда, Карнавал Бесчестия, Преследователь, Я Видел Дьявола, Осатаневшая (которая Ким Бок Нам), Слепая… Если фильм заявлен как слэшер, значит, первые полчаса нам будут тыкать в лицо социальную драму. Если это триллер, то будут подсовывать социальную драму пополам с боевиком и гипернатурилистичным насилием. Это — Корея, детка! По-другому — никак. И высказывать это злым голосом «Поезду», как нашкодившему котёнку, это всё равно, что ругать Нору Эфрон, что она расчленёнки не добавила.

    А вообще, несмотря на полную заштампованность, это чуть ли не лучший зомби-флик последних лет. И каноны Ромеро, словно идеи Чучхе (это уже из другой Кореи) тут расцветают как встарь.

    Короче, нарумянили ни за что…

    • Mike Morkin

      А где вы тут каноны Ромеро нашли? Мне понравилось, как пожилая кореянка есть яицо в поезде. Лучшая сцена фильма.

      • Nicolodi’s Banana Springs

        Ну как же! Не секрет, что Ромеро густо мажет остросоциальный комментарий на свои картины: откровенно мерзкие белые воротнички, не заботящиеся ни о чём, кроме личного благополучия; потреблядство; быдло, собирающееся в стадо и ведущее себя ещё неадекватнее, чем ожившие мертвецы… Вот и «Поезд в Пусан» таким же пестрит. Ён-Сок — главный антагонист — манипулирует, травит и обрекает на гибель других, не обременяя себя никакими моральными принципами. Даже Сок-Ву (протагонист), тоже белый воротничок, на контрасте с дуболомным пролетарием выглядит эмоциональным инвалидом (до определённого момента). Ну и толпа, капитулировавшая перед страхом и потому легко управляемая. Почти в каждом фильме Ромеро мёртвые лучше живых — хоть своих не жрут. У Ё Сан-Хо всё точно так же.

        Касательно лучшей сцены: ставлю на девочку. Такое натуральное, чуть ли не истеричное рыдание (аж с вибратто) нечасто встретишь. Уж не знаю, что там с ней на съёмочной площадке делали, чтобы такого добиться. Помнится, весьма впечатлила девочка в Pacific Rim, но тут совершенно другой уровень.

  • Vladislav Severtsev

    девочка там просто прекрасная

WordPress: 11.98MB | MySQL:116 | 1,080sec