День, когда Майкл вернулся домой

День, когда Майкл вернулся домой

В середине октября 2022 года на экраны выходит очередная часть франшизы «Хэллоуин», в которой неугомонного Майкла Майерса должны остановить раз и навсегда. Самое время снова вспомнить, как развивалась одна из легендарных слэшер-серий, за прошедшие годы пережившая рекордное число перезагрузок. Именно об этих самых перезагрузках, мы и хотим рассказать, чтобы помочь разобраться в хитросплетениях франшизы, из которой иногда почему-то пропадают даже главные герои. Об извилистом пути изменений «Хэллоуина» рассказывает Дмитрий Соколов.


Первый и лучший: «Хэллоуин» (1978)

В конце 1970-х молодой режиссер Джон Карпентер снял идеальный в своей простоте молодежный хоррор, задав каноны слэшеров на десятилетия вперед. В центре сюжета была история о том, как маньяк в маске преследует группу молодых людей, убивая их одного за другим – эта схема в 1980-х встречалась едва ли не в каждом втором малобюджетном хорроре, однако в самом первом «Хэллоуине» смертей было немного, и основной акцент Карпентер делал скорее на саспенсе, чем на изобретательных убийствах.

С точки зрения мифологии франшизы, оригинальный «Хэллоуин» важен прежде всего тем, что здесь был представлен почти весь набор элементов, использованных в сиквелах. Во-первых, сеттинг: действие большинства частей разворачивается в городке Хэддонфилд, штат Иллинойс. Во-вторых, ключевые персонажи: помимо всем известных Майкла Майерса и Лори Строуд (которая, кстати, появлялась далеко не в каждом сиквеле), это доктор Лумис и Томми Дойл. В-третьих, образ главного злодея: Карпентер не предлагал никаких объяснений целеустремленной ярости Майкла Майерса и не использовал (по крайней мере, прямо) мистических мотивов. Вместо этого режиссер сосредоточился на создании давящей атмосферы ожидания смерти – убийца всегда маячил где-то рядом, но редко появлялся на экране.

В отличие от других знаковых слэшеров – вроде «Пятницы 13-е» или «Кошмара на улице Вязов» – «Хэллоуин» с самого начала угодил в ловушку собственного успеха. Феноменальная популярность первой части привела к тому, что авторы франшизы пытались повторить достижения Карпентера, вновь и вновь возвращаясь к использованным в первой части сюжетным ходам. Именно по этой причине франшиза вскоре погрязла в перезагрузках, отсылающих к оригиналу.


Забытый сиквел: «Хэллоуин 2» (1981)

Первый сиквел – единственный, для которого Карпентер написал сценарий, – примечателен тем, что в нем появилось объяснение зацикленности Майкла Майерса на Лори. По ходу событий выяснялось, что Лори – сестра Майкла, которую после гибели семьи Майерс удочерили Строуды. Потянув за нить семейных связей, авторы франшизы нанизали на нее сюжет еще трех фильмов без участия Джейми Ли Кертис (об этом – ниже), а потом и еще парочки частей, где она согласилась сниматься.

В остальном «Хэллоуин 2» был добротным сиквелом: здесь еще сохранялась атмосфера первой части, но стало больше убийств, а среди персонажей на передний план выдвинулся доктор Лумис, позже ставший главным охотником на Майкла Майерса. Хотя этот фильм и оказался в тени последующих ремейков и ребутов, в целом он представляет собой одну из лучших частей франшизы – во многом за счет того, что режиссер Рик Розенталь тщательно воспроизвел карпентеровский стиль.


«Трилогия Шипа»: Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса (1988), Хэллоуин 5 (1989), Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса (1995)

После неудачного эксперимента с третьей частью, к которой мы вернемся позднее, франшиза надолго исчезла с экранов, вернувшись лишь под самый конец восьмидесятых. На этот раз Майкл Майерс преследовал свою племянницу Джейми Ллойд – погоня растянулась на три фильма, в ходе которых сюжет обрастал все новыми подробностями невероятной живучести маньяка. Лишь в шестой части повзрослевший Томми Дойл (мальчик, с которым сидела Лори Строуд в первом «Хэллоуине») выяснил, что вокруг Майкла существует древний Культ Шипа. Адепты этого культа, получившего название от одноименной руны, наложили заклятие на Майерса, спасающее их от гибели – но превращающее его в безжалостную машину для убийств, наделенную к тому же сверхъестественными способностями.

Проблема с этой сюжетной линией была в том, что она явно создавалась наспех, и оставляла больше вопросов, чем давала ответов. В итоге каждый фильм из трех заканчивался плохо продуманным клиффхэнгером. Правда, у «Проклятья Майкла Майерса» есть еще одна (так называемая «продюсерская») версия, в которой сюжетных дыр немного меньше. Но в любом случае, вся «Трилогия Шипа» – слабейшее звено в цепи приключений маньяка из Хэддонфилда. Дело не только в сценарных недоработках, но прежде всего в том, что четвертая и пятая части были крайне блеклыми по части убийств и саспенса вообще – а шестая намного больше напоминала мистический хоррор, чем слэшер.


Новое начало: Хэллоуин: 20 лет спустя (1998), Хэллоуин: Воскрешение (2002)

Кассовый успех «Крика» в середине 1990-х поднял новую волну популярности слэшеров, что дало шанс на возрождение и «Хэллоуину». На этот раз за дело взялась опытная команда во главе с режиссером Стивом Майнером (создавшим образ Джейсона Вурхиза в третьей «Пятнице 13-е») и сценаристом Кевином Уильямсоном (автором «Факультета», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и того самого «Крика»). Седьмая часть была мягким ребутом франшизы: в сюжете игнорировались события «трилогии Шипа», а главной героиней вновь стала Лори Строуд. Она спокойно жила в калифорнийском городке Саммер Глен, воспитывая сына… пока на горизонте не появился Майкл Майерс, после долгих поисков нашедший свою главную жертву. В следующем фильме сюжетная арка Лори неожиданно завершалась: Майкл убивал ее прямо в прологе, после чего возвращался в давно заброшенный дом семьи Майерс. Там он устраивал охоту на телевизионщиков, снимающих остросюжетное реалити-шоу.

Если седьмая часть была встречена зрителями и критиками достаточно тепло, то восьмая вызвала негодование многих фанатов. Понять их можно: настолько беззастенчиво вычеркивать из франшизы главную героиню – ход рискованный и необязательный одновременно. Ко всему прочему, сюжет напрочь игнорировал судьбу сына Лори, но, как бы то ни было, на «Воскрешении» франшиза в привычном ее виде была надолго закрыта. «Хэллоуин» закончился не триумфом «последней девушки», а историей о том, как неостановимый маньяк в итоге достиг своей цели.


Второе возвращение: Хэллоуин (2018), Хэллоуин Убивает (2021), Хэллоуин заканчивается (2022)

Через 40 лет после выхода первой части, франшиза пережила еще один – и самый масштабный в своей истории – ребут. Дэвид Гордон Грин оформил свою трилогию сиквелов, как прямое продолжение самого первого «Хэллоуина», разом отменив все последующие части. В новом каноне возвращение к корням органично переплеталось с новыми для франшизы темами. Во-первых, Грин избавился от вороха избыточных объяснений: отныне Майкл Майерс и Лори Строуд были не связаны никакими родственными узами. Тем самым маньяк из Хэддонфилда вновь стал чистым Злом в человеческом облике, о мотивах которого можно было только догадываться. Во-вторых, была переосмыслена семейная тема: в центре «Хэллоуина» 2018-го были непростые отношения Лори с дочерью и внучкой. Благодаря этому семейные связи превратились из предлога для поиска новых жертв в значимую драматическую линию. Наконец, в-третьих, новые фильмы много внимания уделяли тому эффекту, который убийства Майкла оказали на Хэддонфилд и его жителей: франшиза представила портрет города, 40 лет живущего в тени давней трагедии.

При этом, обновленный «Хэллоуин» оставался слэшером с многочисленными убийствами, умело нагнетаемым саспенсом и выверенной атмосферой блуждающей тревоги. И если сценарий фильма 2018-го по сути воспроизводил сюжет классического «Хэллоуина» (лишь заменив историю нескольких подруг на историю семьи Строуд), то «Хэллоуин убивает» и «Хэллоуин заканчивается» оказались более самостоятельными в концептуальном плане. В них практически нет привычной постмодернистской иронии или деконструкции жанра: вместо этого Грин привнес в слэшеры драматический компонент, сделав акцент на хорошо прописанных персонажах и жителях Хэддонфилда – тихого городка, по улицам которого ходит безжалостный убийца.


Банальность зла: Хэллоуин (2007), Хэллоуин II (2009)

Фильмы, снятые Робом Зомби, примечательны тем, что в них представлена единственная за всю историю франшизы попытка начать историю «Хэллоуина» с чистого листа, не эксплуатируя при этом наследие оригинала. Если у Карпентера (и позже у Грина) Майкл Майерс был непознаваемым чудовищем, движимым иррациональной яростью, то Зомби очеловечил монстра. Майкл был представлен как обычный – до поры до времени – ребенок, страдающий от жизни с абьюзивными родителями. Его превращение в бессловесного потрошителя Зомби сделал центральной темой своего «Хэллоуина», а в сиквеле ремейка попытался показать не только психологические последствия бойни Майерса для выживших героев, но и основные черты его внутреннего мира.

Первая задача, надо признать, была решена эффектнее, чем вторая. Там, где Зомби показывал становление Майкла в качестве лишенного эмпатии маньяка, он успешно соединял достоверных и ярких персонажей с кровавым натурализмом – но там, где фокусировался на причудливых видениях Майерса, напротив, серьезно терял в динамике и правдоподобии. Неудивительно, что сборы второй части оказались значительно ниже, чем у первой, и запланированный «Хэллоуин 3D» в итоге не состоялся.


P.S. История для рассказа в темноте: «Хэллоуин 3: Сезон ведьм» (1982)

«Сезон ведьм» – фильм с незавидной судьбой: формально он принадлежит серии, но его действие происходит во вселенной, где нет Майкла Майерса (в одной из сцен по телевизору мелькают кадры первого «Хэллоуина»). После второй части продюсеры (в том числе сам Карпентер) задумали превратить франшизу в антологию, каждая часть которой рассказывала бы отдельную историю на тему Хэллоуина. Так что триквел стал не слэшером, а мистическим хоррором с элементами сай-фая: его сюжет представлял собой вариацию на тему «Вторжения похитителей тел» (обратите внимание на название городка, куда едут главные герои). Вопреки репутации, это крепкий жанровый проект с выдержанной атмосферой и чарующе-зловещей музыкой авторства Карпентера. Снимал его Томми Ли Уоллес – художник и монтажер нескольких хитов КарпентераТуман» и «Нападение на полицейский участок №13», например), а также будущий постановщик телевизионного «Оно», но из-за отсутствия Майкла Майерса фанаты предали его анафеме и, несмотря на прибыльный прокат, «Сезон ведьм» по сути похоронил франшизу вплоть до конца 1980-х.


И напоследок предлагаем посмотреть трейлеры всех фильмов франшизы:

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Sae

    What!?

WordPress: 12.01MB | MySQL:111 | 1,117sec