6 вопросов, которые остаются после просмотра «Оно приходит за тобой» (или почему мы ждем сиквел)


СУБСТАНЦИЯ

В повторный прокат вышел хоррор Дэвида Роберта Митчелла, который не только молниеносно стал культовым, но и смело попирал каноны жанра, во многом определив облик фильмов ужасов 2010-х. Пересмотр ленты на большом экране — не только отличная возможность оценить как фильм выглядит 10 лет спустя, но и повод подумать: каким может быть сиквел? Работа над продолжением уже началась и нам повезло — Митчелл и исполнительница главной роли Майка Монро у руля проекта, а после оригинального фильма остались животрепещущие вопросы. Настасья Горбачевская рассуждает (со спойлерами!), о том, что оставило зрителей в приятном замешательстве, и что можно ожидать от грядущего продолжения хоррора «Оно приходит за тобой».


Что такое Оно?

Самый очевидный и одновременно самый любопытный вопрос: что же такое Оно?

Одна из общепринятых трактовок сводится к тому, что монстр представляет собой ЗППП. В пользу прочтения говорит и недержание одной из первых «гостьей» Джей, и расправа через половой акт. С другой стороны, со временем стала более популярна интерпретация демона, как страха повзрослеть и внутренней неуверенности в себе подростков. Не просто же так сущность выбирает знакомых своих жертв, чтобы влезть в их шкуру?

Помимо идейных рассуждений о символизме и авторских посылах остаются и вполне прагматичные вопросы. Существует ли нулевой пациент? Оно одно или их много в разных частях света? Название сиквела непрозрачно намекает, что больше двух. Влияет ли вера в монстра на его поведение: почему Грега существо не преследовало целых три дня? Из-за того, что он сомневался в реальности кошмара? Отправляется ли монстр в спячку или безустанно бдит подростковые половые связи?

Фильм Дэвида Роберта Митчелла — редкий случай в жанре, когда недосказанность совершенно не раздражает, а скорее еще больше пугает. Но все же надеемся, что в сиквеле мы узнаем больше о биографии похотливой твари.


Как победить Оно и чем закончилась схватка в бассейне?

Слэшеры традиционно оставляют лазейку для сиквела. Прием вечный, но все же в обход жанровых условностей, еще до финальных титров Джей (Майка Монро), Пол (Кейр Гилкрист), Яра (Оливия Луккарди) и Келли (Лили Сепе) поняли, что лужа крови в бассейне — не гарант спасения: придется воспользоваться планом «Б» и передать проклятие дальше через секс-работниц. По крайней мере нам намекают на возможную траекторию заразы — как обычно, нельзя сказать точно.

Ловушка с электрическими предметами потерпела фиаско, но возможно вода все же является слабым местом? Или у него другая уязвимая точка? Смогла ли Джей увидеть истинный облик монстра в бассейне? Сиквел, если не и расскажет, как распрощаться с проклятием навсегда, то хотя бы продемонстрирует отличается ли демон случайного секса подростков от вурдалака one-night-stand тридцатилетних? Или нет?


 Была ли Энни предыдущей «жертвой» Хью/Джеффа?

Как и положено культовым слэшерам, у «Оно приходит за тобой» запоминающаяся и яркая открывающая сцена, в которой юная девушка в белье и в красных туфлях (Бэйли Спрай) пытается сбежать от невидимого преследователя. Уехав прочь, ближе к ночи она оказалась на берегу и смирилась с неизбежной участью — в последнем звонке она просит у отца прощения за все.

Подгоняемая паранойей и безвыходным положением Джей решает разыскать молодого человека, который наградил ее проклятием. Хью оказывается Джеффом (Джейк Вири) и говорит, что передал заразу Джей, потому что надеялся, что она сможет справиться. Связь молодого человека и Энни не проговорена буквально, но вполне вероятно, что девушка из открывающей сцены была первой (или очередной?) попыткой Джеффа избавиться от преследователей. Именно поэтому молодой человек так нервничал и несколько раз говорил о том, что если Джей погибнет, Оно придет за ним.


Что случилось на берегу?

Дэвид Роберт Митчелл построил сновидческое измерение в дебюте: пространство в фильме лишено четких контуров, времена года путаются, календарей и вовсе не существует. Создается ощущение будто все герои окутаны легкой дымкой. С одной стороны отсутствие конкретики открывает больше возможностей и свободы, с другой неизбежно вызывает вопросы.

Одной из самых странных и не артикулированных сцен в фильм становится заплыв Джей в озере/ реке/ другом водоеме. После смерти Грега (Дэниэл Дзоватто) проклятие возвращается к Джей: девушка садится за руль, едет всю ночь, а затем в лесу спит на капоте машины. Утром она подходит к берегу и видит трех мужчин на катере, после чего залезает в воду. В следующей сцене Джей мокрая сидит опять за рулем, а по ее щеке катится слеза. Планировала ли она передать «вирус» случайным встречным? Думала ли о том, что в воде будет в безопасности? Или же просто хотела «умыться» после ночи в лесу? Вряд ли сиквел прольет свет на купание с утра, но любопытство никуда не исчезает.


 Отец Джей — самоубийца? 

Мы можем лишь гадать как Оно выбирает людей и по какому принципу принимает формы. В случае Джей были и незнакомки, и случайные встречные (мальчик, который за ней подглядывал), и близкие (Яра). Закономерно самый тяжелый удар нанесло последнее появление существа: монстр принял форму отца Джей, о чем нам говорит семейная фотография. До этого существо уже появлялось в облике матери Грега: выбор родителей едва ли можно назвать неожиданным, но вопросы все же остаются.

Джей отказывается говорить сестре, что вокруг бассейна разгуливает папа и кидается электрическими приборами. Если отец ушел из семьи, стоит ли скрывать, что Оно перевоплотилось в папу? На снимке, который мы видим в спальне Джей и ее сестра Келли совсем еще дети, а отец выглядит так же — он (а вернее монстр в обличье мистера Эйта) ничуть не постарел. Значит ли это, что отец умер? Или, что Оно ориентируется на память жертвы? Пользователи Reddit предполагают, что папа покончил с собой, чему в общем-то нет ни подтверждений, ни опровержений. Лишь скромный намек от матери Грега, подглядывающей в окно: «Не семья, а просто ужас». Вполне вероятно, что в сиквеле мы можем узнать больше о семье Джей и Келли.


Как сложились отношения Джей и Пола?

Отношения Джей и Пола можно назвать самым щекотливым предметом обсуждения. Восприятие больше зависит не от показанного фильме, а от глаз смотрящего.

Оптимисты могут считать «Оно приходит ночью» фильмом не только о трудностях взросления, но и о чистой любви. В случае сентиментальной веры в лучшее, финал шепчет нам, что у Джей в жизни закончился этап случайных половых связей, девушка обзавелась постоянным партнером (хорошим парнем!), и они жили долго и счастливо, несмотря на то что кто-то подозрительный маячил за их спинами.

Со стороны публики более циничной есть подозрения, что все же «Оно приходит за тобой» выстроил куда менее радужную перспективу для героев. Если в чувствах Пола сомневаться не приходится, то симпатия Джей вполне может быть криком о помощи, еще одной попыткой спастись от проклятия или робкой надеждой вернуться в эру невинности и первых поцелуев (как мы помним, Пол и Джей обсуждают свой первый поцелуй на диване). К финалу героиня практически заняла место своего дейта Хью и поместила в зеркальную ситуацию Пола.

Участие актера Кейры Гилкриста в сиквеле пока не подтверждено, но можно предположить, что зрители почти наверняка узнают, когда и как закончились отношения Джей и Пола, и удался ли план с участием секс-работниц.

Share on VK
Настасья Горбачевская

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


В ТУМАНЕ
WordPress: 12.22MB | MySQL:119 | 0,731sec