Откуда руки растут: Разбор второго сезона «Эша против Зловещих мертвецов»
Завершился второй сезон «Эша против Зловещих мертвецов», в котором аллюзии взяты за один из главных художественных приемов. RussoRosso собрал очевидные и неочевидные реминисценции, цитаты и оммажи из хорроров и сайфая, которые встречаются в сериале.
«ЧЕРНОКНИЖНИК 2: АРМАГЕДДОН» / WARLOCK: THE ARMAGEDDON
(реж. Энтони Хикокс, 1993)
С современными детьми одни проблемы, убедилась демоница Руби (Люси Лоулесс). Уже в первой серии второго сезона выяснилось, что ее неблагодарные отпрыски из Ада (а технически — и бедного Пабло (Рэй Сантьяго); он выступил в роли вагины) совершенно не нуждаются в маме, зато жаждут заполучить «Некрономикон» для своих детских шалостей — вызова демона Ваала и погружения мира в хаос, например. Могучий колдун из фильма «Чернокнижник 2: Армагеддон» Энтони Хикокса тоже не нуждался в своей биологической матери. Поэтому расправился с ней сразу, как выбрался из утробы. После он решил освободить своего отца Сатану из плена (правда, для этого ему понадобился не «Некрономикон», а древние руны). К счастью, мир не без хороших людей. Чернокнижника остановил воин-друид с волшебным кинжалом. А с детками Руби справились верные бензопила и дробовик Эша (Брюс Кэмпбелл). Ну и без маминого кинжала тоже не обошлось.
«ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ» / SOMETIMES THEY COME BACK
(реж. Том Маклафлин, 1991)
Когда во второй серии Эш возвращается в родной Элк Гроув, быстро выясняется, что ему тут не рады. То ли из-за своеобразного чувства юмора, то ли потому что даже его отец уверен в том, что именно Эш 30 лет назад убил своих друзей и сестру в хижине. Тема болезненных воспоминаний, которые не оставляют человека в покое, одна из любимых и у Стивена Кинга. Чаще всего единственный выход для его героев — взглянуть призракам прошлого в глаза и разобраться с ними по-мужски. Так делает школьный учитель в экранизации кинговского рассказа «Иногда они возвращаются» Тома Маклафлина. То же приходится сделать и Эшу, только вместо призраков он борется с дедайтами и озлобленными земляками. Трудно сказать, что хуже.
«ПИЛА: ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ» / SAW
(реж. Джеймс Ван, 2004)
Важные вещи всегда трудно найти. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце… «Некрономикон» в трупе. Насыщенная сцена в морге из третьей серии произвела впечатление даже на бывалых любителей кровавого трэша. В поисках книги Эш хотел покопаться в незнакомом мужике едва ли сильнее, чем одна из жертв знаменитого Конструктора из слэшер-франшизы «Пила». Правда, у Аманды Янг была дополнительная мотивация в виде механизма на голове, готового разорвать ей челюсть. Отключить его мог только ключ, зашитый в желудке соседа по камере. Сцены похожи еще и тем, что и Эш, и Аманда сначала были уверены, что имеют дело с безжизненными трупами. Оба ошиблись. И обоих это не остановило.
«КРИСТИНА» / CHRISTINE
(реж. Джон Карпентер, 1983)
Любовь Эша к своей машине (желтому «Олдсмобилю Дельта 88») обязана была стать предметом иронии в сериале — и тут на помощь сценаристам пришла «Кристина». В третьей и четвертой сериях точно так же, как и в карпентеровском хорроре, одержимая тачка встает на дыбы и устраивает настоящий дестрой, круша и давя все, что подвернется под колеса. Однако между автомобилями есть и принципиальные различия: машина Эша действует по указке «Некрономикона», в то время как «Плимут Фьюри» из экранизации романа Стивена Кинга просто сама по себе капризная, ревнивая и опасная «девочка», заводящаяся с пол-оборота. Такой фифе Эш, конечно же, никогда бы не доверил свою жизнь, какие бы прелести у нее ни прятались под капотом.
«НЕЧТО» / THE THING
(реж. Джон Карпентер, 1982)
Еще один оммаж Джону Карпентеру — на сей раз его культовому «Нечто» (при том что Брюс Кэмпбелл уже играл в навеянном «Нечто» хорроре под названием «Вторжение на Землю», 2002). Очутившись в пятой серии в полицейском участке, герои пытаются выяснить, в кого из них вселился монстр — зубастого инопланетянина тут подменяет демон Ваал, не менее, впрочем, опасный. Высшая точка напряжения — сцены, когда Эш, его друзья и случайно попавшие в замес элк-гроувцы проверяют друг друга на человечность так же, как и обреченная команда полярников в карпентеровском шедевре.
«ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА» / THE EXORCIST
(реж. Уильям Фридкин, 1973)
Оригинальным образом в сериале была обыграна и знаменитая сцена из «Изгоняющего дьявола». Напомним, что у Уильяма Фридкина два священника изгоняют демона Пазузу из маленькой девочки (согласно одной известной фрейдистской трактовке, они так пытаются вернуть испорченную Риган в состояние досексуальной невинности). В шестой серии «Эша против Зловещих мертвецов» происходит гендерная рокировка: теперь уже женщины — Руби, Лейси (Стефани Сонуга) и Келли (Дэна ДеЛоренцо) — пытаются спасти одержимого Книгой Мертвых Пабло.
«НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» / NIGHT OF THE LIVING DEAD
(реж. Джордж Ромеро, 1968)
В той же серии Эш и его спутники оказываются в осаде: дом Эша атакуют горожане, которые жаждут крови. Некоторые даже готовы пробивать головой окна, чтобы залезть внутрь. Все как в классическом хорроре Джорджа Ромеро: уровень самосознания у разъяренной толпы едва ли выше, чем у зомби. Ромеро с помощью мертвяков нарисовал сатирическую карикатуру на общество, которым легко манипулировать. Создатели «Эша против Зловещих мертвецов» проделали то же самое с элк-гроувцами.
«СОЛЯРИС»
(реж. Андрей Тарковский, 1972)
Призраки прошлого едят чувство вины на завтрак, а заедают самобичеванием. Сестра Эша Шерил (Эллен Сэндвайсс), в шестой серии вернувшаяся из мира мертвых, чтобы потрепать его совесть (ведь она погибла, потому что он не смог ее защитить), к этому рациону хочет добавить немного живой плоти. К чему приводят воспоминания в физическом воплощении, прекрасно показано в экранизации Андрея Тарковского романа «Солярис» Станислава Лема. К счастью, Эш, в отличие от Криса Кельвина, не склонен к рефлексии и решает вопрос быстро и эффективно.
«БАББА ХО-ТЕП» / BUBBA HO-TEP
(реж. Дон Коскарелли, 2002)
Брюсу Кэмпбеллу не впервой быть прикованным к больничной койке. Если в седьмой серии «Эша» он просыпается в бывшем дурдоме, где его пытается свести с ума демон Ваал, то в комедийном хорроре Дона Коскарелли «Бабба Хо-Теп» его герой Элвис Аарон Пресли очухивается после 20-летней комы в приюте «Заслуженный покой». Но на покой он вовсе не собирается: в темных коридорах приюта Элвису предстоит сразиться с древнеегипетским злом — мумией, питающейся душами престарелых людей. В сериале же Эшу приходится противостоять иллюзиям, насланным на него Ваалом, — в не менее зловещих коридорах лечебницы.
«НАЧАЛО» / INCEPTION
(реж. Кристофер Нолан, 2010)
Кстати, про коридоры. Идя по странной больнице в поисках здравого смысла в той же седьмой серии, Эш в какой-то момент теряет пространственную ориентацию: стены начинают вращаться, будто кто-то решил поиграть с гигантским калейдоскопом. Все как в знаменитой сцене из нолановского «Начала». Правда, в кошмаре Эша коридор не совершает полных оборотов, а едва прокручивается на 45 градусов, прежде чем вернуться назад. Ну так в «Начале» и сон был второго уровня, а в «Эше против Зловещих мертвецов» так, легкий морок Ваала.
«НЕВЕСТА ЧАКИ» / BRIDE OF CHUCKY
(реж. Ронни Ю, 1998)
Куклы чревовещателей — сами по себе жуткая штука. А если уж они умеют разговаривать, впору звать экзорциста. Маленькая наручная копия Эша вполне могла бы стать героем «Улицы Сезам», если бы ее транслировали в аду. Злобная, хитрая, похотливая кукла в седьмой и восьмой сериях выпьет немало крови — в прямом и в переносном смысле. Первая ассоциация — кукла Чаки, в которую вселился маньяк-вудуист Чарльз Ли Рэй. За шесть частей франшизы Чаки успел поубивать кучу народу, найти подружку и даже обзавестись потомством. Маленькому Эшу в сериале не дали так развернуться.
«ФАНТАЗМ 5» / PHANTASM: RAVAGER
(реж. Дэвид Хартман, 2016)
По удивительному стечению обстоятельств второй сезон «Эша» также рифмуется с финальным «Фантазмом» — что немудрено, это детище все того же Дона Коскарелли (см. пункт. «Бабба Хо-Теп»). По его сюжету Реджи Бэннистер, как и герой Кэмпбелла, оказывается в больнице и не понимает, где явь, а где вымысел. Но если Эш способен выкарабкаться из паутины безумия, то в случае Реджи все не так однозначно: до конца не понятно, пребывает ли он в состоянии квантовой суперпозиции (то есть в нескольких состояниях одновременно) или просто сошел с ума.
«РЕАНИМАТОР» / RE-ANIMATOR
(реж. Стюарт Гордон, 1985)
Образ, который принимает Ваал в психушке (очки, белый халат, безумный взгляд), отсылает к ученому Герберту Весту (Джеффри Комбс) из трилогии «Реаниматор». Как и Вест, Ваал умеет воскрешать людей из мертвых, а точнее превращать их в зомби, а еще точнее — в дедайтов. Помимо этого, Эш во второй серии сражается с мертвецами в морге (см. пункт «Пила: Игра на выживание»), что тоже отсылает нас к аналогичной сцене из финала первого «Реаниматора».
«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» / A NIGHTMARE ON ELM STREET
(реж. Уэс Крэйвен, 1984)
Эшу уже приходилось встречаться со зловещим убийцей из сновидений Фредди Крюгером в серии комиксов. А в восьмом эпизоде ему самому на время пришлось встать на темную сторону. Для пущей убедительности Эш проводит лезвием бензопилы по грязной стене клиники с душераздирающим звуком, вызывающим у поклонников жанра однозначные ассоциации. «Раз, два, Фредди заберет тебя…»
«СИЯНИЕ» / THE SHINING
(реж. Стэнли Кубрик, 1980)
Еще один эпизод восьмой серии рифмуется с шедевром Стэнли Кубрика. Когда Эш под влиянием темных сил хочет уничтожить «Некрономикон» (то есть убить Пабло), парень прячется с Руби внутри небольшой комнатки. У них происходит диалог, из которого выясняется, что Руби становится более человечной и искренне переживает за Пабло. Ни дать ни взять мать с сыном. Но «папаша Эш» с бензопилой все равно находит их и прорезает в двери (и случайно подвернувшемся трупе) дыру, просовывая в нее довольную физиономию. У Кубрика Джек Николсон подобную ситуацию непринужденно разрешил топором.
«ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ» / THE TEXAS CHAIN SAW MASSACRE
(реж. Тоуб Хупер, 1974)
По сути, вся франшиза про Эша — своеобразный реверанс в сторону классического слэшера, заставляющий орудие зла служить благому делу. Как говорится, добро должно быть с кулаками. И аппаратом для распилки нечисти. Более конкретной цитатой из «Техасской резни бензопилой» Тоуба Хупера можно назвать сцену с подвешенным на цепях Пабло и медленно приближающейся к нему пильной цепью. Антураж очень напоминает оригинальный разделочный цех, хорошо хоть без крюков для мяса обошлись.
«НАЗАД В БУДУЩЕЕ» / BACK TO THE FUTURE
(реж. Роберт Земекис, 1985)
Совсем уж жирная цитата из первой части «Назад в будущее», которую не заметит только тот, кто не знаком с трилогией Роберта Земекиса. В девятой серии Эш переносится на своем «Олдсмобиле» в 1982 год, совсем как Марти МакФлай на «ДеЛориане» в 50-е. При этом герой Брюса Кэмпбелла замечает, что знает спортивные результаты на три десятилетия вперед, так что легко может поставить на победителя (напомним, что во второй части «Назад в будущее» Марти посетила та же самая идея).
«ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ» / THE EVIL DEAD
(реж. Сэм Рэйми, 1981)
Пасхалки из оригинальной трилогии Сэма Рэйми раскиданы по всему сериалу. Но в девятой серии они получились особенно яркими. Когда переместившихся в прошлое Руби и Келли в лесу неподалеку от злополучной хижины атакует ожившее дерево и пытается их сожрать, его способ охоты до боли напоминает знаменитый эпизод изнасилования из первой части трилогии. Поэтому когда после спасения Руби успокаивает Келли словами «Ничего, могло быть и хуже» — она знает, о чем говорит.
«ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ 3: АРМИЯ ТЬМЫ» / ARMY OF DARKNESS
(реж. Сэм Рэйми, 1992)
В девятой серии также есть еще одна самоцитата. Как и в «Армии тьмы», Эш наступает на гвоздь (правда, не в старой мельнице, а в хижине), при этом злой клон проникает внутрь его желудка, а герой Брюса Кэмпбелла пытается справиться с ним проверенным способом — кипяточком.