Режиссерский комментарий: «28 дней спустя»
Ревизионистский зомби-хоррор Дэнни Бойла «28 дней спустя» вышел почти 15 лет назад, но в начале февраля режиссер лично пообещал RussoRosso, что зрители еще смогут увидеть продолжение зомби-апокалипсиса. Для DVD-издания оригинальной картины Бойл со сценаристом Алексом Гарлендом рассказали интересные факты.
-
- Дэнни Бойл слегка изменил время вступления музыкальной темы на заставке студии Fox Searchlight.
- Открывающие кадры с массовыми беспорядками и насилием были основаны на материалах журналиста Сориэса Самуры из Сьерра-Леоне. Одно время кинематографисты собирались использовать документальную хронику, но решили не показывать настоящие смерти на экране. Все кадры «под хронику» были постановочными.
- Фильм снимали в цифровом формате DV, не особо распространенном в кино в 2002 году. Открывающие кадры, как считает Бойл, помогают привыкнуть к другому типу изображения.
- Бойл сам писал некоторые диалоги фильма.
- Фильм снимался в более-менее хронологическом порядке.
- Шимпанзе Джонни нашли в Штутгарте, где в итоге и снимали сцену в лаборатории. Бойл утверждает, что есть только две группы шимпанзе, которые работают в кино: одна в Лос-Анджелесе, а другая в Штутгарте.
- Бойлу хотелось, чтобы название фильма казалось просто пояснительным титром. Он намеренно не делал вступительных титров.
- Киллиан Мёрфи нервничал из-за того, что ему приходилось играть голым. Бойл даже запретил любые подколы на съемочной площадке.
- Режиссер намеренно не включил кадры с трупами на улице, посчитав, что полное отсутствие людей страшнее.
- Бойл был рад, что на смену вопросам «Каково работать с Леонардо Ди Каприо (они вместе сделали «Пляж». — Прим. RussoRosso)?» и «Как вы сняли сцену в туалете в “На игле”?» пришел вопрос «Как вы смогли заснять пустой Лондон?». Ответ, согласно режиссеру, вполне ожидаемый: группе разрешили на очень короткое время перекрыть улицы, кинематографисты работали рано утром и использовали мультикамерную съемку. Движение перекрывали на 90–120 секунд. Бойл считает, что сцены в пустом Лондоне помогли продать фильм зрителям.
- Алекс Гарленд уверен, что в сценах с пустым городом где-то на набережной все-таки можно разглядеть движущуюся машину.
- Значительная часть сцен была отснята до 11 сентября 2001 года. Бойл считает, что после трагических событий многое снять бы не получилось. Например, запечатлеть перевернутый автобус прямо около Даунинг-стрит, где находится резиденция премьер-министра Великобритании, точно бы уже не разрешили. Для этой сцены художник-постановщик Марк Тилдесли пообещал, что его команда сможет все убрать за 15 минут, и сдержал слово.
- Сцена, где Джим (Киллиан Мёрфи) начинает собирать разбросанные деньги в пакет, была навеяна фотографиями из Камбоджи 1979 года, когда Пол Пота выгнали из Пномпеня. На улицах валялись деньги, от которых не было толку. Бойл и его команда собрали большое количество материалов такого рода, это помогло визуально обогатить сюжет.
- В эпизоде, где у машины неожиданно срабатывает сигнализация, изначально не должно было быть музыки. Но в итоге все же было решено использовать на фоне трек East Hastings канадских анархистов Godspeed You! Black Emperor, чтобы у зрителей от резкого звука не случился сердечный приступ.
- Идея огромного стенда с объявлениями основана на реальных событиях, произошедших в Китае. После землетрясения 28 июня 1976 года в Таншане были разрушены все средства связи, и до их восстановления людям приходилось расклеивать записки в публичных местах.
- Смотрителю церкви не очень понравилась идея написать: «Покайтесь. Конец охрененно близок» — на стене, но разрешение все же было получено.
- Трупы сложили в церкви после того, как прочли о такой практике в Руанде. Многие из этих «трупов» — студенты-добровольцы, которые специально пришли сняться именно в этой сцене. Каждому из них дали по чашке чая в качестве оплаты. Денег на настоящую массовку не хватало.
- Тоби Седжвик, сыгравший инфицированного священника, устраивал воркшопы по движению для остальных актеров, игравших зомби.
- Взрыв на бензоколонке стоил 250 000 фунтов и был одним из самых дорогих спецэффектов в картине. Бойл шутил, что никто не стал бы делать скидку на то, что фильм британский, — зрителям нужен взрыв, как в боевиках Мела Гибсона. Взрыв снимали на множество камер, а монтажер Крис Гилл умело соединил кадры.
- Бойлу нравится, что Селена и Марк питаются шоколадными драже Maltesers, колой и другой нездоровой пищей «с бесконечным сроком годности».
- Кинематографисты получили разрешение снимать на железной дороге, что в Британии очень редко удается сделать.
- Оператор Энтони Дод Мэнтл настоял на том, чтобы у дома родителей Джима был припаркован Volvo, потому что долгое время жил в скандинавских странах.
- С помощью музыки Бойл хотел показать «культуру и историю Англии, которая уже исчезла».
- Трупы родителей Джима — реалистичные манекены, правдоподобию которых Бойл не уставал удивляться.
- Режиссер не был уверен, что фото, на обороте которого родители Джима оставляют ему предсмертную записку, стоит оставлять в фильме. Однако рискнул, решив, что у зрителей нужно вызвать определенный эмоциональный отклик.
- Сцену разговора в доме Джима было сложно снимать: в ней люди постоянно говорят и дается много информации. Визуально Бойл и Дод Мэнтл попытались добиться ощущения, будто лица персонажей вдавлены в экран. Это должно было показать тяжесть пережитого людьми зомби-апокалипсиса.
- На определенном этапе разработки сценария Гарленд думал, что Селена (Наоми Харрис) может сблизиться с персонажем Кристофера Экклстона, поскольку они оба прагматики. Но персонаж Селены к концу фильма изменился — и схожесть ушла.
- Марку (Ной Хантли) перед смертью дается большой монолог, чтобы зритель успел эмоционально привязаться к герою.
- Один из флешбэков, снятый на камеру Super 8, снимали в саду у дома Бойла.
- Сцена неожиданного нападения в доме Джима задает тон фильму: зритель понимает, что везде небезопасно.
- Многие сцены снимали в районе Доклендс, власти которого были очень дружелюбно настроены к кинематографистам. Там, по словам Бойла, Лондон выглядит более современным и пластиковым.
- Бумага, разносимая ветром, как посчитал режиссер, — дешевый и практичный способ показать изоляцию и постапокалиптический мир.
- Диалог Джима и Селины о любви давали читать актерам во время кастинга.
- Бойл очень твердо настоял в одной из сцен на том, чтобы вся крыша многоэтажки была заставлена ведрами. Просьбу смогли выполнить буквально в последний момент.
- На сцену разговора персонажей на балконе Бойла вдохновила диснеевская «Фантазия» (1940). Из нее перешла музыкальная композиция Ave Maria в аранжировке композитора фильма Джона Мёрфи. По словам Гарленда, реплики Ханны в конце этой сцены плохие — они как будто взяты из плохой телевизионной драмы.
- Сцену в туннеле, когда герои едут на такси по крышам брошенных машин, было тяжело снимать: выхлопные газы заполнили все пространство. Но Бойл был очень рад, что группе позволили работать в настоящем, хоть и закрытом туннеле. Режиссер признался, что момент, когда у героев пробивает шину, — ужасное клише, но посчитал, что не следует бояться их использовать, потому что зрителям они как раз нравятся. На съемки сцены ушло два дня.
- Странный кадр с цветами под Ван Гога Бойл оставил просто потому, что он ему нравится. Режиссер посчитал, что не все должно быть логичным и рациональным.
- По словам Гарленда, если бы у фильма был бюджет покрупнее и он снимался для более широкой аудитории, то главный герой не смог бы убить битой зараженного ребенка. В этой сцене можно услышать, как мальчик произносит: «Я тебя ненавижу». Зараженные постоянно что-то бормочут на протяжении фильма, но Бойл сделал слышимой именно эту реплику.
- Идея семьи очень важна для фильма. Фрэнк (Брендан Глисон) становится своего рода фигурой отца для Джима. Другой такой фигурой становится персонаж Экклстона.
- Бойл сформулировал идею фильма как «Ад — это отсутствие других людей» (в противовес формуле Жана-Поля Сартра «Ад — это другие»).
- Сцена заражения персонажа Брендана Глисона, в которой капля крови попадает ему в глаз, была написана довольно поздно. Сначала планировалось, что на него нападут зараженные собаки, но такое решение дорого обошлось бы продюсерам.
- Бойл хотел сделать дом, где живут солдаты, женственным местом. Режиссер назвал его «загородным домом Джейн Остин». На самом деле особняк был построен в первые годы XIX века для лорда Горацио Нельсона, но тот так и не успел в нем пожить, погибнув в Трафальгарском сражении.
- Директор магазина Budgens был фанатом фильма «На игле» и в обмен на постеры с автографом разрешил снимать в магазине ночью. Помещение не освещали специально, свет там — от собственных неоновых ламп. Неоновый оттенок убрали на постпродакшне. Гарленд назвал сцену в магазине данью уважения «Рассвету мертвецов» (1978) Джорджа А. Ромеро.
- Сцена с Мейлером — зомби на цепи (Марвин Кэмпбелл) — это вторая прямая отсылка к Ромеро. На этот раз — ко «Дню мертвецов» (1985). Мейлер ранее по ошибке появился живым и здоровым в сцене, где герои въезжают на территорию особняка.
- Сцена «цивилизованного» обеда солдат навеяна эпизодом из «Апокалипсиса сегодня» (1979). По словам Бойла, даже отличные режиссеры всегда снимают такие сцены одинаково общим планом: «Герои смотрят друг на друга и разговаривают, и все нужно отснять в двойном количестве, чтобы монтажеру было из чего строить динамику сцены. Снимать такие эпизоды скучно и сложно, актерам начинает надоедать, а игра теряет свежесть».
- В сценах с зараженными на видеокамерах устанавливалась другая скорость записи кадров. Операторы снимали на Canon XL1, которая позволяет фиксировать бóльшее количество кадров в секунду, чем привычные 24. Благодаря этому изображение почти статично, в результате оно кажется рваным. После психологической трансформации героя Мёрфи в конце фильма его снимали как зараженных.
- Девушек в особняке переодели в красные платья, чтоб подчеркнуть тему плодородия.
- В сцене, где Мейлера рвет на лежащего под ним солдата, в качестве рвоты использовался сладкий порошковый напиток. Его пускали по трубке, прикрепленной к голове актера.
- Бойл считал, что в сценах, где зараженные атакуют своих жертв, ничего особенно жестокого в самом кадре нет: актеры изображают, что сражаются за свою жизнь, а ощущение ужаса создает звук. Гарленд уточнял, что вдавленные в глазницы пальцы все-таки не самое приятное зрелище.
- Фильм изначально заканчивался на том, что герои уезжают из особняка на такси. После просмотра материала Fox дала деньги на второй финал — в Озерном краю. Его снимали на пленку, а не на видео, чтобы добавить масштаб и подчеркнуть ощущение надежды.
- Истребитель в конце фильма настоящий.
- Для фильма сняли и другие, более пессимистичные концовки, однако при тест-просмотрах кино казалось слишком тяжелым. Бойл захотел оставить хоть какой-то луч надежды: во всех альтернативных концовках Джим погибал.
53. Среди дополнительных материалов фильма есть раскадровка другого варианта развития событий, в котором не было никаких солдат. Селена, Джим, Ханна и зараженный и связанный Фрэнк приходили в лабораторию, показанную в начале картины, где узнавали, что зараженного можно спасти, если полностью перелить ему кровь. Группа крови Джима совпадала с группой крови Фрэнка. Он жертвовал собой ради него. Бойл отказался от этого, посчитав, что излечить от вируса, полностью перелив кровь, невозможно.