Себастьян Ваничек: интервью с режиссёром «Паутины страха» — кошмара арахнофобов и клаустрофобов

Себастьян Ваничек: интервью с режиссёром «Паутины страха» — кошмара арахнофобов и клаустрофобов

18 апреля в прокат выходит энергичный и стильный французский арахно-хоррор «Паутина страха», а RussoRosso поговорили с его режиссёром. Себастьян Ваничек отвечает на вопросы Дмитрия Соколова о фильмах, монстрах и пауках.

На съёмках «Паутины страха»


Дмитрий Соколов: Себастьян, я должен начать с того, что ваш фильм производит отличное впечатление. В нём выдержан бодрый темп, и даже без монстров легко нагнетается нервозность – а с пауками всё становится в разы веселее! Так что первый вопрос будет простой: как вы пришли к идее фильма?

Себастьян Ваничек: О, спасибо вам большое! Я хотел собрать в одном фильме максимум из того, что мне интересно. Взять простых, но понятных многим людям персонажей, поместить их в знакомую среду (я сам вырос в пригородах вроде того, что показан в фильме), добавить напряжения и каких-то монстров, известных каждому человеку. Все хотя бы раз в жизни сталкивались с пауками, в конце концов! Но если ты живёшь за городом, это более-менее привычно, а если ты живешь в городе, то ты видишь их редко, и тебе в них не нравится примерно всё: то, как они выглядят, как сложно их поймать, как они могут забраться в кучу укромных мест, и потом ползать по тебе… это неприятные ребята, одним словом.

На съёмках «Паутины страха»

ДС: Да, и у вас они выглядят до жути эффектно! Мне очень понравилась сцена в ванной, когда девушка кричит, пока её парень пытается выловить одного большого паука, но куча новых уже лезет по стенам. И в этом смысле мне кажется, что фильм как бы соединяет две ваших ранних короткометражки: здесь есть агрессивные животные (как в «Crocs») и психологическое напряжение (как в «Mayday»). И мне особенно запомнился изобретательный визуальный ряд фильма. Кто придумывал все эти фишки с расфокусом, переворотом камеры, разными точками обзора — вы, ваш оператор, или вы вместе?

СВ: У меня действительно очень хороший оператор, мы [с Александром Жаменом] уже работали над моим коротким метром «Mayday», плюс он намного более опытный чем я, успел снять кучу рекламных роликов и несколько полных метров, поэтому он хорошо понимает, как необходимо передать то или иное чувство на экране с помощью угла съёмки, освещения, и такого рода вещей. Сначала я работаю с раскадровками, мы с ним их просматриваем, обсуждаем, как будет выглядеть та или иная сцена, и каких эмоций я хочу в ней добиться. А дальше он говорит мне, с помощью каких кадров мы можем снять то, что мне нужно.

ДС: Короче, это творческая коллаборация!

СВ: Да, абсолютно. Иногда я просто рисую на картинке то, что хочу получить на экране, и он меня понимает!

На съёмках «Паутины страха»

ДС: Ещё мне в фильме понравилось постоянное чувство клаустрофобии и ощущение сдавленности пространства, несмотря на то, что действие происходит в обычном многоквартирном доме. У вас есть какой-то любимый хоррор о пауках, замкнутых местах, или любимый хоррор вообще?

СВ: Я вообще-то не то чтобы огромный фанат хоррора, хотя люблю этот жанр. Но если говорить про фаворитов, то это «Чужой» (1979). В нём обращаются с монстром так, как надо с ним обращаться. Действие происходит в огромном пространстве [космического корабля], но оно всегда ограничено, и люди, которые сражаются с чудовищем, совершенно обычные. Это не какие-то супергерои, не коммандос, нет, это просто рабочие, которые трудятся на утомительной работе и внезапно должны бороться с неизвестным, очень умным чудовищем. У них нет мощного оружия, нет опыта, нет изобилия ресурсов, а монстр, наоборот, может легко перемещаться по всему кораблю, оставаясь незамеченным, и чувствует себя в этом месте всегда комфортно.

ДС: Примечательно, что «Чужой» тоже пропитан клаустрофобией: кругом полумрак и теснота, а чудовище может быть хоть на стене, хоть на потолке, непонятно, откуда исходит угроза в моменте.

СВ: Да! Очень много событий происходит в узких, длинных коридорах, где мало света, непонятно, куда бежать… в общем, фильм постоянно держит в напряжении.

На съёмках «Паутины страха»

ДС: А из французских хорроров у вас есть любимый?

СВ: Вообще, у нас во Франции есть некоторая проблема с жанровыми фильмами, к ним до сих пор есть предубеждения. Хотя мы видели в последние годы очень много глубоких, действительно интересных и умных фильмов, которые достойны большого разговора. Мы видели «Сырое», до этого были «Мученицы», а, например, совсем недавно смотрели «Титан», то есть жанровые фильмы, которые показали, каким разным и глубоким может быть хоррор. Если говорить о моих французских фаворитах… знаете, я вообще не то чтобы хардкорный фанат хоррора, но «Кровавая Жатва» (2003) Александра Ажа прошла сквозь моё тело и сознание. Это фильм, который остался со мной, несмотря ни на что, и который стремится тебя глубоко зацепить, проникнуть в твой мозг.

Кадр из фильма «Кровавая жатва», реж. Александр Ажа

ДС: Говоря о цепких фильмах — что вообще отличает хоррор от прочих жанров, чем он должен, по-вашему, зацепить зрителя, чтобы остаться с ним?

СВ: Интересный вопрос! Конечно, многое зависит от деталей вроде напряжения, чувства тревоги, и так далее. Но для меня главное — это персонажи, и то, как они реагируют на происходящие события. Например, вы можете поставить перед ними монстра, и если они закричат, попытаются убежать — будет хоррор; если рассмеются или поймут, что монстр не страшный — будет комедия, и так далее. В общем, хоррор отличает не только ощущение напряжения или верность какому-то конкретному стилю, но прежде всего реакция персонажей на окружение, то есть — как они взаимодействуют с внешней средой.

На съёмках «Паутины страха»

ДС: И тогда последний вопрос: можно два слова о вашем будущем проекте? Вы же сейчас работаете над проектом во вселенной «Зловещих мертвецов»?

СВ: Да, но я под NDA, поэтому, увы, не могу сейчас много говорить об этом. Всё, что мне хочется сказать — что мне дана полная творческая свобода, и у меня во многом та же команда, так что идёт интенсивная разработка сценария и общего концепта. Я люблю эту франшизу, и когда я сейчас работаю над проектом, то главный вопрос, на который надо ответить: «какой бы я хотел видеть свою историю в мире «Зловещих мертвецов»?».


Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.98MB | MySQL:106 | 1,375sec