«НАДО ТУТ РАЗВИВАТЬ, А НЕ В МОСКВЕ ИЛИ ПИТЕРЕ»: АРТЕМ КИМ — О ТРИЛЛЕРЕ «СВИСТ» И СИБИРСКОМ КИНО
«Если ты никого не видишь, это не значит, что не видят тебя» — сообщает слоган фильма «Свист». Дебютная картина режиссера из Братска (Иркутская область) Артема Кима снималась практически без бюджета, а сегодня выходит онлайн. RussoRosso поговорил с начинающим постановщиком о съемках кино и перспективах индустрии в Сибири.
Денис Салтыков: Как для вас начинался проект «Свист»?
Артем Ким: Вообще идея снять ужастик возникла три года назад. Тогда и начали работать, но из-за банального недостатка знаний и слабого сюжета готовую 1/3 фильма я просто удалил безвозвратно. Заново приступили к съемкам в апреле прошлого года. Я тогда уже сильно переработал сценарий, пришлось экстерном хватать верхушки такой сложной профессии, как режиссер. Я понимаю, что наша работа далеко не шедевр, ляпов и прочих ошибок хватает, но нельзя ничему научиться, не совершая их.
Д. С.: А как возникла в вашей жизни любовь к жанру ужасов? Есть ли какие- то фильмы, которые вдохновили на создание «Свиста»?
А. К.: Вообще я не любитель ужасов. Если только саспенсы Хичкока и несколько фильмов из серии «Возвращение живых мертвецов». Я хотел снять не именно фильм ужасов, а больше триллер с мистическим уклоном. Отчасти получилось, ведь основная линия поведения героев связана с их реакцией скорее на события, нежели на появление призрака. И роль этого персонажа в картине посредственна, она только предпосылка. Остальное делают люди.
Д. С.: В этом смысле важной задачей наверняка оставалась работа с актерами. Был ли кастинг и как он проходил? Как собиралась остальная часть съемочной группы: оператор, звукорежиссер?..
А. К.: Кастинга как такового не было, снимались друзья и знакомые. На роли игроков я принципиально брал людей, которые знают, что такое Encounter. Сам играл в свое время. Актеров на роли остальных персонажей я выбирал из похожих на героев типажей. Что касается остальной съемочной группы… Если скажу, что сам снимал, монтировал, грейдил, сводил звук, вы поверите? Ведь это так. Звукооператором еще был Максим Аверченков, он принимал участие в дубляже, был главным за пультом. Помогал в выводе эмоций, которые достаточно сложно непрофессионалам сделать на этапе дубляжа.
Д. С.: Вы упомянули о ляпах и ошибках, которые замечаете. Что бы прежде всего хотелось изменить в фильме, чтоб он стал ближе к идеалу?
А. К.: Есть моменты, которые хотелось бы поправить, возможно, доснять или даже переснять. Но сейчас уже говорить об этом поздно. Оборудование бы хотелось получше, но это дело наживное — было бы желание. При работе над другими проектами я, естественно, буду учитывать предыдущий опыт. Что касается идеала, его не существует. Это вообще утопическое понятие, на мой взгляд, и сугубо субъективное. Взять, например, азиатские фильмы. С европейской точки зрения, они непонятны, сумбурны и скучны, но для азиатского зрителя они идеальны. И наоборот. Это интересно.
Д. С.: Каковы ваши планы на будущее? Какой фильм вы хотели бы снять следующим?
А. К.: Планы есть, как и идеи с проектами. Не скажу, что следующие работы будут связаны с ужастиками, — это совершенно другие жанры. Одна идейка имеется, мне ее супруга подкинула — можно сделать отличный трэшачок. Но пока это не входит в творческие планы. Хотя кто знает, как все может повернуться.
Я большой любитель фантастики и детективов, поэтому следующие два проекта хочу снимать именно в этих жанрах. Фантастическая драма будет в первую очередь, так как это мне это очень интересно. Фильм ориентировочно называется «Каким ты вернешься». Такое снимать сложно, бесспорно. Но от этого еще интереснее, потому что придется получать новые знания. Особенно в CGI, с которым я пока не дружу.
Д. С.: Фантастическая драма — звучит отлично! Вы хотели бы снять ее в Братске или локация не столь важна?
А. К.: Большую часть натурных съемок проведем в Иркутске. Братск — город молодой, здесь нет дореволюционных строений, тем более связанных с католическим зодчеством. А по сценарию должны быть. В родном городе мы будем работать только в тех локациях, которые можно отснять в павильоне, в жилых помещениях.
Д. С.: Близка ли вам идея развития кинопроизводства именно в Сибири? Или вы бы с легкостью уехали снимать куда-нибудь, где индустрия уже налажена?
А. К.: Из Сибири бы я не уезжал точно: до нас томагавки не долетят, если что начнется. (Улыбается.) Надо тут развивать, а не в Москве или Питере. Была же раньше Свердловская киностудия, Ялтинская — все работало. Выпускали отличные фильмы. В Иркутске существовало отделение кинопроизводства. Мне кажется, чтобы людям было интереснее жить, нужно развивать это направление на местах, хотя это чертовски сложно. И дело не только в деньгах — ключевую роль играет наш менталитет. Его сломать сложно. Но можно. Вон, например, ребята из Улан-Удэ сняли «Решалу» (2012). Да, фильм в тренде, про пацанов, но он же выстрелил! Потому что хорош. «Чайник» (2010), «На Байкал» (2011) — это все наши сибирские фильмы, разноплановые. Люди здесь более образованны, что ли. Без сисько-писечной направленности. Поэтому мне не хочется отсюда уезжать. С другой стороны, если бы позвали поработать куда-нибудь, с удовольствием бы откликнулся. Но потом — домой.
Д. С.: Какие еще сибирские фильмы вы бы прежде всего порекомендовали посмотреть любителям остросюжетного жанрового кино?
А. К.: Насколько я знаю, они еще в производстве. Вот так сразу и не скажу. Можно посмотреть забайкальский вестерн «Тайник красных камней» (2015) — очень забавный и интересный фильм. Также снят энтузиастами, юморной, своеобразный. Любителям драм можно глянуть «Буузы» (2013) — заставляет подумать. Из хорроров на слуху только «Проект: Панацея» (2013) из Приморского края.
Смотреть «Свист» онлайн бесплатно: http://www.whistle-movie.com/