7 жанровых дебютов, на которые стоит обратить внимание
В августе до российского проката дошла полнометражная лента австралийцев Дэнни и Майкла Филиппу «Два, три, демон приди!» — фильм получил множество положительных отзывов и был назван одним из самых успешных жанровых дебютов современности. Яна Телова рассказывает о 7 хоррор-дебютах XXI века, которые тоже не стоит оставлять без внимания.
«Население 436» (2006)
Реж: Мишель МакЛарен
С 1860 года в населенном пункте Рокуэлл Фоллз не меняется количество жителей — в нём всегда проживают 436 человек. Эта странность привлекает внимание властей, и потому однажды из Чикаго прибывает сотрудник статистического управления Стив Кэди (Джереми Систо), который должен разгадать загадку и вернуться в отдел с отчётом. Но в первые же дни в Рокуэлл Фоллз Кэди начинает понимать, что найти дорогу обратно будет не так-то просто. Дебют Мишель МакЛарен — изобретательный триллер, заигрывающий с давно знакомыми сюжетами. Он почти сразу заставляет вспомнить, например, о «Плетёном человеке» и о «Степфордских женах», но говорить о сюжете подробнее — значит испортить впечатление от просмотра.
Дебют Мишель МакЛарен примечателен и актёрским составом: наряду с профессиональными артистами одну из главных ролей исполнил основатель и вокалист ню-метал-группы Limp Bizkit, который уже спустя год после съёмок в «Населении 436» попробовал себя и в режиссёрском деле и выпустил драму с Джесси Айзенбергом «Образование Чарли Бэнкса».
«По ту сторону черной радуги» (2010)
Реж: Панос Косматос
В 1960-х годах доктор Арбориа создает компанию Arboria Institute, чтобы помогать людям достигать вершин саморазвития с помощью психологических опытов, терапии, изоляции и нейролептиков. Попасть в Arboria Institute можно добровольно, но вот покинуть его стены будет сложновато. Долгие годы доктор Арбориа успешно занимался экспериментами, и даже нашёл себе протеже — сурового и непримиримого Барри Нила, который с радостью принял бразды правления, когда пришло его время. По необъяснимым причинам к 1983 году в Arboria Institute остался лишь один пациент — истощённая и выбившаяся из сил девушка по имени Елена. Барри Нил внимательно следит за ней — на последнюю пациентку у него большие планы.
Сюжет полнометражного дебюта Паноса Косматоса («Мэнди») с первых же минут начинает расползаться и уступает место изображению. «По ту сторону чёрной радуги» — это прежде всего яркое полотно, эксперимент, упражнение в визуальном искусстве. Удалив из повествования слово как объясняющий элемент, Косматос взялся за модифицированную камеру Panavision, заправленную 35-миллиметровой плёнкой, и отправился собирать историю из порезанных изображений. Для кого-то такой подход — красная карточка, но если вы любите всматриваться в распадающиеся и наполовину стёртые кадры в поисках ответов, то «По ту сторону чёрной радуги» обязателен к просмотру.
«Инцидент» (2014)
Реж: Исаак Эсбан
Две истории и две временные петли: семейная пара на бескрайнем шоссе и пара уголовников с преследователем на пожарной лестнице без выхода. Что-то удерживает их в замкнутых пространствах и не дает перейти в следующий день — герои вынуждены снова и снова переживать одни и те же события, видеть одни и те же предметы. Исаак Эсбан талантливо переплетает две истории в одну, предлагая зрителю оригинальный финал, к которому не возникает вопросов.
Если вы радуетесь каждому новому фильму талантливого дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, то «Инцидент» Исаака Эсбана почти наверняка придётся вам по душе. Несмотря на то, что это режиссёрский дебют и многие актёры в фильме далеко не профессионалы (продюсерами картины стали частные мексиканские инвесторы, и потому во многих эпизодических ролях появляются они сами и их ближайшие родственники), в 2014 году «Инцидент» был показан на Каннском кинофестивале, а после — на престижных фестивалях в Ванкувере, Пусане и Сиджесе.
«Спокойной ночи, мамочка» (2014)
Реж: Северин Фиала, Вероника Франц
В удалённом старом доме, расположившемся на окраине кукурузного поля, 10-летние близнецы с нетерпением ждут возвращения матери из больницы. Но её появление отнюдь не радует мальчиков — мама выглядит подозрительно и не проявляет к ним прежнего тепла. Лицо женщины покрыто бинтами, которые она никогда не снимает в присутствии сыновей. Что, если она вовсе не та, за кого себя выдает?
«Спокойной ночи, мамочка» — режиссёрский дебют супруги и племянника известного австрийского режиссёра Ульриха Зайлдя — Вероники Франц и Северина Фиала. Творческий дуэт ответственно подошел к процессу съемок: кинопробы на главные роли близнецов проходили почти 240 пар, а актриса Сюзанна Вуэст, исполнившая роль матери, провела три месяца в полном одиночестве, время от времени обматывая тело повязками, чтобы вжиться в образ. Для того, чтобы финал истории не оказался известен раньше времени, все съёмки велись в хронологическом порядке, а никто из команды не видел целого сценария. Усилия Франц и Фиала не прошли даром — в 2014 году фильм вошёл в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля.
«Подарок» (2015)
Реж: Джоэл Эдгертон
«Подарок» (в оригинале: The Gift) — далеко не самое запоминающееся название, однако после просмотра становится ясно, что именно это слово наиболее изящно подводит черту под финальными событиями. Режиссёрский дебют актёра Джоэла Эдгертона («Стёртая личность») выстроен по канонам психологических триллеров нулевых — никаких дорогостоящих спецэффектов, только игра в упущенные события. «Подарок» не вносит в жанр ничего нового, но уверенно управляется со старым, а это дорогого стоит. Вдохновившись триллером Михаэля Ханеке «Скрытое», Эдгертон без видимых усилий способен удержать внимание своего зрителя и заставить его внимательно следить за развитием событий, чтобы плавно подвести к ошеломляющему финалу.
«Подарок» рассказывает о торговом представителе Саймоне (Джейсон Бейтман) и его жене Робин (Ребекка Холл), переехавших из Чикаго в Калифорнию в поисках лучшей жизни. Это место — родина Саймона, здесь он провёл детство и юность. Вскоре после переезда Саймон встречает бывшего одноклассника Гордо (роль исполнил сам Джоэл Эдгертон). В школе они не были друзьями, но при встрече Гордо отчего-то ведёт себя так, будто давно искал возможности вновь увидеть давнего знакомого, дарит Саймону и Робин дорогие подарки, приглашает на ужин к себе домой… С каждым днём Гордо становится всё навязчивее, и очень скоро его подарки приобретают зловещий оттенок.
«Глаза моей матери» (2016)
Реж: Николас Пеш
Франциска живет с родителями в уединённом доме в сельской местности. Отец — рабочий, мать — бывший хирург. Когда глава семьи уходит, Франциска спешит к матери, ведь у них намечен важный урок — сегодня они будут вырезать глазные яблоки у коровы. Мама Франциски учит её внимательности и аккуратности, а заодно и избавляет от чувства отвращения и страха смерти. Привычная жизнь Франциски навсегда меняется, когда в их дом врывается незнакомец. Прежде чем отец Франциски ловит преступника, тот успевает нанести матери девочки смертельные раны. Отец прячет убийцу в сарае, а девочка спешит воспользоваться полученными от матери знаниями и удаляет у преступника глаза и голосовые связки. Она хочет оставить его, чтобы продолжить изучать хирургию. Она хочет оставить его навсегда.
«Глаза моей матери» — режиссёрский дебют Николаса Пеша («Пирсинг», «Проклятие»). Его премьера состоялась на кинофестивале «Сандэнс», после чего фильм был выпущен в прокат и стал доступен на Netflix.
«Мир полон тайн» (2018)
Реж: Грэм Суон
Пять девочек-подростков, пустой дом и медленно подступающие сумерки. Полнометражный дебют Грэма Суона, предпочитающего называть свой фильм «антихоррором» задает привычные жанровые рамки, но выстраивает их вокруг совершенно непривычного способа повествования.
Голос на титрах предупреждает — скоро случится что-то ужасное. Но что это будет — страшная тайна. И пока вы гадаете, какой вас ждет финал, девочки будут рассказывать истории — леденящие кровь легенды, долгие годы ждавшие своего часа. Монологи героинь здесь не сопровождаются изображением, потому что они прежде всего ваши собеседницы. Что мы видим, когда человек напротив рассказывает историю? Мы наблюдаем за его мимикой, движением пальцев рук, трепетом волос, проверяющим взглядом, и, вместе с тем, следим за словами, вслушиваемся в тон и ритм голоса, представляем, как могло бы выглядеть только что описанное. В фильме Грэма Суона нет литров крови, отрубленных конечностей, ведьмовских штучек или явления призраков — они есть только в вашей фантазии. И если вы сможете сконцентрироваться на длительных монологах и представить услышанное, вас ждёт по-настоящему страшный просмотр.