ММКФ-2022: 8 жанровых фильмов фестиваля
С 26 августа по 2 сентября в Москве прошел 44-ый Московский международный кинофестиваль. Наши авторы делятся своими впечатлениями от картин, которые могут заинтересовать читателей RussoRosso.
«Полярис» / Polaris
(реж. Керстен Кэртхью)
Картина Керстен Кэртхью отличается сумасшедшей энергетикой: импульсы, инстинкты, бешеные чувства заменяют сюжет, предысторию и даже диалоги. Канадские леса, вокруг — мир после катастрофы или до начала всех времен (не так уж важно), главное что маленькая девочка ищет большую маму — белую медведицу. Спокойствию и благополучию обеих угрожают жестокие охотницы верхом на ржавых снегоходах.
Ленте, утонувшей по колено в снегу, удивительным образом удается сочетать рефлекторную жестокость – выдранные конечности и отрубленные головы – с головокружительной нежностью и пронзительной красотой пасторали белых далей. Кое-где пульс «Полярис» сбивается и путается, а правила вселенной выдумываются на ходу, но шероховатости переигрывает оголтелая искренность и сумасшедшая органика юной артистки Вивы Ли.
«Что видел Джосая» / What Josiah Saw
(реж. Винсент Грэшоу)
По собственному признанию Джосая видел лепрекона из задницы которого искрилась радуга — но стоит ли старику верить? Большой вопрос. Как и правдивость прочих обстоятельств: зрителям предстоит знакомство с целой семьей ненадежных рассказчиков. Не по большой любви, но родственникам все же придется собраться на фамильной ферме, чтобы уладить бумажную волокиту и закончить сделку по продаже общей земли, но прежде чем договор будет подписан каждый из Грэхемов получит собственную главу хождений по мукам.
Режиссер Винсет Грэшоу делает ставку на южную готику, глубоко закопанные секреты, упрямую религиозность и семейные узы во всех проявлениях. Картина неспешно бродит по цыганскому цирку, офису шерифа, замызганному трейлеру и гнилым кабакам, наращивая уверенность, что Грэхемы прокляты как и их земля. «Что видел Джосая» — редкая возможность не только увидеть Роберта Патрика, но и унять тоску по «Настоящему детективу»: Винсет Грэшоу явно оглядывался на Каркозу.
«Медуза» / Medusa
(реж. Анита Роша да Сильвейра)
На ММКФ «Медуза» попала из параллельной секции Каннского смотра: после гастролей по фестивалям картина бразильской режиссерки Аниты Роша да Сильвейры нашла приют на Mubi. Довольно сложно обозначить жанр ленты: в рамке кадра социальное вступает в диалог с мистическим, а coming-of-age история потакает внутренней жестокости. Во всяком случае синопсис точно не станет исчерпывающим описанием: церковные хористки слово Господа проповедуют силой. Напялив белые маски, блюстительницы нравов бродят по городу в поисках девиц, которые слоняются по ночам — явно с греховными помыслами — и наставляют заблудшие души на путь истинный через синяки и слезы.
«Медуза» интонационно перекликается с «Девушкой подающей надежды», но будто бы бьет рикошетом: да Сильвейра раздувает гротескные искры, а пугающие вещи и пассажи романа воспитания подает иронично. Пока релиз фильма прошел совершенно незаметно, но стилистически и идейно «Медуза» близка по духу лентам студии A24. Кто знает, может, да Сильвейра еще выйдет на международную арену страха.
Настасья Горбачевская
«Микулай»
(реж. Ильшат Рахимбай)
Региональные ужастики – возможный путь к тому самому хоррору, который станет национальным достоянием. Что-то подобное однажды пытались снять в «Жести», но запутались с жанрами, и она так и осталась тем самым фильмом с музыкой «Кровостока». Микулай – имя героя Виктора Сухорукова, который живет в отдаленной деревушке, защищенной от ненужных глаз непроходимой зыбучей глиной. Живет он по вековым традициям, с молодой женой на сносях и престарелыми родителями. Все меняется, когда в деревню приходит человек и представляется сыном Микулая, который хочет забрать отца в город.
Этно-триллер снят по пьесе Мансура Гилязова, который решил исследовать тему родины и современности, когда люди уезжают из поселков и деревень в большие города за мечтой. Фильм с первых кадров напоминает «Солнцестояние» и «Плетеного человека», что ничего хорошего не сулит героям. Когда персонажа Ивана Добронравова начинают преследовать галлюцинации, «Микулай» и вовсе превращается в ужастик об одиночестве и утрате. Создатели фильма удачно работают с традициями и сказками, которыми пугали нас в детстве, а образ Варвары Шмыковой точно запомнится всем, кто посмотрит фильм.
«Петрополис»
(реж. Валерий Фокин)
Театральный режиссер Валерий Фокин снял «Прибытие» Дени Вильнева, замиксовав его с «Последними и первыми людьми» Йохана Йоханнссона. Главный герой приходит в себя в темном помещении, и его тут же начинают допрашивать в формате звучащего голоса, как в сериале «Колл-центр». Ему приходится пережить все заново, вспомнив малейшие подробности собственной жизни, чтобы дать человечеству еще один шанс начать все сначала.
Кроме звезды «Конька-Горбунка» Антона Шагина в фильме снялись Юлия Снигирь («Казнь»), Джунсуке Киносита («Мистер Нокаут») и Владимир Кошевой («Купи меня»).
«Петрополис» – фильм рассуждение, пугающий атмосферой, осознанием того, что никакого будущего у людей нет и никогда не было, а главное доказывающий, что фантастические триллеры можно создавать из малого и без бесконечно огромных бюджетов, постоянно запрашиваемых у государства.
Дмитрий Бортников
«Я иду играть»
(реж. Анна Зайцева)
В Твери подростки один за другим уходят из жизни посредством суицида. Это же происходит с младшей сестрой главной героини Даны. Пытаясь докопаться до причин произошедшего, она узнаёт, что сестричка была вовлечена в загадочную интернет-игру, напоминающую «Синего кита». Руководит всем некая личность с жуткой маской на лице и её помощники-администраторы. Чтобы разобраться и вывести сетевых убийц на чистую воду, Дана сама становится участницей.
Российские хорроры не так часто радуют нас своим присутствием, а российские скринлайф-хорроры делают это ещё реже. Фильм Анны Зайцевой по сценарию Евгении Богомяковой (обе делали веб-сериал «Сама дура») и Ольги Клемешевой не хватает звёзд с неба, как хоррор: подоплёка происходящего становится понятна довольно быстро, а в финале авторы чуть заигрались с кульминациями, но главное: «Я иду играть» — это достойный и увлекательно сложенный триллер с мистическим флёром, от которого веет одновременно «Синистером» и «Убрать из друзей». Маловато для вечности, но очень прилично для бедной на хоррор-эксперименты российской индустрии.
«Горечь» / Ku bei
(реж. Роб Джаббаз)
Джим и Кат — молодая пара, в отношениях которых много любви, но немало и скрытых обид друг на друга. Мир уже год как живёт с вирусом, к которому человечество, кажется, адаптировалось и уже не воспринимает всерьёз, но в один ужасный день всё меняется: будучи в разных концах города, главные герои оказываются в центре пандемии, превращающей людей в быстро теряющих человеческий облик монстров, движимых желанием убивать и насиловать.
Жестокость, передающаяся, как вирус — тема не новая. «Горечь» (в других вариантах «Грусть») снял канадец Рон Джаббаз, внезапно застрявший в Таиланде в период пандемии и познакомившийся там с продюсером Джеффом Хуаном, который предложил ему адаптировать комикс Crossed создателя «Пацанов» Гарта Энниса. Итог — кино, которое признавали «самым жестоким и шокирующим фильмом года», и это не удивительно: тут есть, например, сцены сдирания кожи заживо и очень жуткое сексуализированное насилие, но самое, конечно, интересное — это сам мир, который внезапно обратился в зомби-апокалипсис, где стёрты любые границы между дозволенным и недозволенным.
«Нечто в доме» / Something in the Dirt
(реж. Джастин Бенсон, Аарон Мурхед)
Калифорния, загаженный многоквартирный дом. Недавно в одно из помещений переехал бармен Левай, который еле сводит концы с концами из-за неприятных тайн в своём прошлом. Тут же он знакомится с соседом Джоном, у которого решает стрельнуть сигаретку — так и завязывается их знакомство. Очень скоро два почти незнакомых друг другу человека становятся свидетелями странного явления и решают задокументировать происходящее на камеру.
После студийной неудачи с «Гранью времени» и ремесленных опытов с сериалами для Netflix и Disney+ тандем Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда возвращается в родное лоно: низкобюджетное инди, ломающее мозг своей экстравагантностью. Впрочем, их новый фильм делает это ещё более искусно. Даже в названии фильма в программе ММКФ скрыта внутренняя шутка: «Нечто в доме» — так Джон и Левай решили назвать свою документалку, хотя первоначальным названием было «Нечто в земле» (под которым Something In The Dirt выйдет в нашем прокате). Это наверняка не совпадение, но новый фильм дуэта как раз о том, что именно попытка постигнуть суть всех совпадений мира может превратить вашу жизнь в хаос, из которого выбраться будет почти невозможно.
Иван Афанасьев