13 напугавших редакцию RussoRosso хорроров
Решили редакцией RussoRosso в честь Хэллоуина вспомнить, какие фильмы пугали нас последний раз — у кого-то благодаря этому состоялось путешествие в детство, а кто-то сидел в ужасе ещё совсем недавно. В какие-то страхи хочется погружаться снова и снова, исследуя себя, какие-то появились благодаря общей атмосфере во время просмотра. Читайте и узнаете, что пугает тех, кто смотрит ужасы 24/7.
«Полуночное кино» / Midnight Movie, 2008
Что может напугать кинообозревателя? Для меня, как для типичного представителя пишущей братии, самая страшная мысль — кинотеатры могут оказаться совсем небезопасным местом.
«Полуночное кино» — сбывшаяся мечта от сценариста «Мастеров ужасов», создавшего целый мир вокруг обыденности. Тут есть своя мифология и уникальность (оружие маньяка, заигрывание с классикой, неожиданный финал). Огромный зал и аппаратная создают настоящую магию хоррора времен VHS. И главный минус всего этого — отсутствие каких-либо новостей о продолжении, а ведь уже 16 лет прошло с момента выхода картины…
Дмитрий Бортников
«Нечто» / The Thing, 1982
«Нечто» Джона Карпентера — фильм ужасов и детектив в одном флаконе. Помещённые в замкнутое пространство полярники не только спасаются от дьявольского чужеземного монстра, но также попутно выясняют, кто из них сохранил в себе человека, а кто — нет. Согласитесь, тонкая метафора?
Впрочем, «Нечто» — не иносказательная история, а в первую очередь жанровое кино с изумительными практическими спецэффектами, запредельным уровнем саспенса, неожиданными сюжетными ходами и леденящей кровь музыкой великого Эннио Морриконе. Картина, которая отлично смотрится и сорок лет спустя.
Геннадий Гусев
«Дом Ханны» / Hannah House, 2002
Это не фильм, а самый настоящий глубокий омут, словно поглотивший всех причастных к его созданию, ибо никто после него не снял и не снялся ни в одной картине. И теперь картина намерена сделать то же со зрителем. Лента, невероятно красиво стилизованная под немой кинематограф начала двадцатого века, наполненная жутким символизмом и великолепными дизайнами монстров. Потрясающая загадка, заставляющая трястись от страха, но при этом завораживающая настолько, что оторваться нет никаких сил и возможностей.
Артём Петров
«Искатели могил» / Grave Encounters, 2011
Это было давно, но правда. «Искатели могил» покорили меня не только своей мрачной эстетикой и метафизикой пространства. В период выхода фильма я с друзьями занималась исследованием заброшенных зданий, расположенных на территории Москвы и Подмосковья. И как раз накануне просмотра я побывала в больнице, которая очень напоминала помещение в «Искателях могил».
Конечно же, большинство таких зданий спроектированы по одному образу и подобию, а странные объекты на фотографиях оказались всего лишь пылью, подсвеченной вспышкой, но тем не менее просмотренные в три часа ночи в полном одиночестве «Искатели могил» буквально вынули из меня душу.
Наташа Анопа
«Байки из склепа» («Дом ужаса») / Tales from the Crypt (House of Horror), 1993
Впервые я посмотрел эту новеллу в юности, и до сих пор помню то тревожное впечатление, которое она произвела. Анализируя воздействие на юное сознание, приходишь к выводу, что постановщик Боб Гейл грамотно обыграл штампы и ловко обманул ожидания зрителя.
Начинается новелла как типичная молодёжная картина о братствах. Когда же в сюжете появляется старый дом, где, по легенде, жил нелюдимый старик, кажется, что сейчас новелла свернёт на проторенную тропу привидений в заброшенном доме. Таинственные крики, доносящиеся из дома, человек в чёрном балахоне в окне — всё это запланировано для того, чтобы напугать «салаг» или же происходит на самом деле?
Андрей Волков
«Первая ведьма» / The Wretched, 2019
Близкое общение с коллегами-кинокритиками только доказывает: страх — категория не универсальная, а очень личная. Часто одних до дрожи пугает то, что для других служит надежным снотворным. Меня в последнее время чаще до панических атак доводят новости или видеоигры, а вот фильмы и сериалы стали жертвами профдеформации.
Вспомнилась «Первая ведьма» — этакое оккультное «Окно во двор». Фильм помню плохо, но сработала обстановка: в деревне отключили электричество, а ноутбук старательно держал батарею вплоть до титров. В обстановке сельской изоляции поверить в колдунью по соседству ничего не стоит! Сработает ли ведьминское колдовство в октябре в городе? Даже не знаю.
Настасья Горбачевская
«Другие» / The Others, 2001
Когда работаешь с хоррорами и смотришь их изо дня в день, кажется, что с каждым новым чувствительность будет падать. Что уж говорить о тех старых фильмах, которые отпечатываются в памяти на долгие годы?
Так было с «Другими», которые я решила недавно пересмотреть. Фильм был включён в таком расслабленном настроении встречи с давним другом, мол, сейчас будет очень красиво и… немного страшно. Те сцены, которые вспоминались, ударяли по адреналину не хуже, чем стёртые из памяти, и в какой-то момент пришлось встать и включить свет везде, где только можно, потому что даже один шаг в темноте казался невыносимым.
Полина Николайчук
«Прикосновение», 1992
Есть фильмы, оставляющие после себя тревожный осадок — при одном упоминании о них холодеет в груди. Для меня в их числе — «Прикосновение» Альберта С. Мкртчяна; жуткое кино о смерти и цене жизни. В стандартный советский детектив вторгается потустороннее: расследующий самоубийство опер сталкивается с форзи, связным мира живых и мира мёртвых. При этом сам форзи фигурирует в фильме лишь в качестве портрета, но выдержать его пристальный взгляд сможет не каждый. И, ради бога, никогда не произносите фразу «Жизнь прекрасна и удивительна».
Дмитрий Шаля
«Не говори никому» / Speak no Evil, 2022
В детстве меня страшно пугали японские фильмы ужасов. Пересмотрев некоторые из них во взрослом возрасте, я поняла, что у страха действительно глаза велики.
Со временем фильмы ужасов стали для меня скорее полем для исследования — нравятся, но не пугают. Но в 2022 году кое-что впервые за долгое время вызвало тот самый неприятный холодок по спине — тогда я поняла, что долго ещё буду вспоминать этот фильм и его героев. Речь о датской картине Кристиана Тафдрупа «Не говори никому». История об обыденности зла, об ужасах без особой причины, о жестокости без цели. Прошло уже два года, а я по-прежнему вспоминаю финальную сцену с содроганием.
Яна Телова
«Побудь в моей шкуре» / Under the Skin, 2013
«Побудь в моей шкуре» — кино вязкое, стылое, напоминающее дурной сон, который обрёл обособленную, цифровую форму жизни. Пугает фильм не столь идей того, что где-то рядом может находиться иная форма жизни, но тем, как нечто иное взаимодействует с человеком. Что значит человек для иного? Как иное пытается походить на тебя самого и… каким образом внеземное поглотит тебя?
Композитор Мика Ливай буквально гипнотизирует звуком и в какой-то момент, завороженный зрелищем, ты боишься банально обернуться. Вдруг ты не услышал столь привычных, нечеловеческих шагов.
Денис Сапранов
«Диббук» / The Vigil, 2019
«Диббук» Кита Томаса выглядит словно гоголевский «Вий» в еврейской обёртке. В центре повествования — бывший член хасидской общины Яков, который всего на одну ночь соглашается побыть шомером и проводить покойника в последний путь. Безверие Якова становится его испытанием, ведь сложно не поверить в то, что видишь наяву. Камерный тлетворный мир, поглотивший героя, древнее еврейское зло и бытовой хоррор погрузили меня в пучину ночных кошмаров, и то ли из-за несвойственного мне испуга, то ли из-за высокой температуры в ту ночь, я так и не смогла досмотреть фильм до конца.
Алёна Химич
«Собиратель душ» / Longlegs, 2024
Фильмы ужасов связаны для меня скорее с фантазией, надеждой и свободной игрой воображения. «Собиратель душ» в этом смысле — редкий пример, который смог хотя бы ненадолго доставить мне глубокий дискомфорт. Речь не столько об испуге, сколько о нарастающем и давящем чувстве безнадёжности, которое транслирует Осгуд Перкинс, с холодной и умелой последовательностью показывая, насколько всепоглощающим и банальным может быть зло.
В мире «Собирателя Душ» не просто неуютно или жутко, там царит выжигающая пустота, отрицающая свободу выбора и жажду любви. Фильм работает отлично как поучительная история о бессмысленности сделок с дьяволом, а как панорама хтонической безнадеги — даже лучше.
Дмитрий Соколов
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей», 1981
Нет ничего ярче детских воспоминаний. Они хранятся глубоко в дальних закоулках памяти и оставляют прикрытые ворохом осенней листвы следы. Следы совсем незаметные, пока вдруг внезапно не подует ветер, обнажая их, и ты снова ощутишь себя маленьким мальчиком, дрожащим под липкой простыней летней душной ночи. Снятый в классическом стиле английской готики, с блестящим актерским составом, на протяжении двух долгих серий затягивающий в туман, тоску и безысходный ужас Гримпенской трясины, где из далекой темноты к тебе приближается хриплое дыхание и горящий череп Адской Гончей.
Владислав Северцев