Муравьи-убийцы и послеродовая депрессия: Топ-6 современных хорроров из ЮАР
Мы решили заглянуть в киноиндустрию ЮАР и посмотреть, есть ли там за последние двадцать лет чем поживиться любителям фильмов ужасов. Представляем урожай из шести лучших южноафриканских хорроров.
«Похититель костей» / The Bone Snatcher
(реж. Джейсон Вульфсон, 2003)
Дешевые спецэффекты начала нулевых уже воспринимаются как архаизмы, но в южноафриканских фильмах за счет индустриальной специфики они до сих пор выглядят очаровательно. Так случилось и с «Похитителем костей», где муравьи умерщвляют несчастных людишек, чтобы потом поднять их в виде зомби-скелетов, управляемых коллективным разумом. Своей комичной пластилиновостью монстры напоминают персонажей старых консольных игр.
Создатели обыгрывают образы аномальных смертоносных муравьев из африканских преданий. До самого финала не вполне очевидно, что именно пытается уничтожить героев — злые духи или живые существа. Действие разворачивается вокруг обаятельного, но простоватого разработчика софта Зака, приехавшего из Ванкувера в лагерь миротворцев в пустыне Намиб, чтобы работать над системой автономного жизнеобеспечения. В первый же день пропадает несколько местных исследователей, и группа спецназовцев отправляется на их поиски, прихватив с собой Зака. Неприятности в виде муравьев и их подопечных зомби-скелетов не заставляют себя долго ждать.
«Похитителю костей» сильно вредят мелочи, непонятно для чего добавленные в сюжет. Зак очень долго таскает с собой громоздкий аппарат для поиска воды, на котором периодически фокусируется кадр. В итоге странного вида агрегат ломается, не сыграв практически никакой роли. Схожая ситуация складывается с африканскими амулетами, зачем-то подаренными местным шаманом одному из второстепенных персонажей. Можно было бы предположить, что они станут неким оберегом, однако на деле амулеты оказываются лишь деталью ради детали. Но хоть сюжет картины и не блещет оригинальностью, эстетика здесь однозначно на высоте.
«Добыча» / Prey
(реж. Даррелл Рудт, 2007)
Мистер Ньюман — востребованный инженер, приехавший из Америки в Южную Африку, чтобы поучаствовать в строительстве плотины. Абсолютно уверенный, что здесь безопасно, Ньюман привозит с собой семью. Пока папаша в исполнении Питера Уэллера («Робокоп», «Обед нагишом») занят работой на стройке, жена с детьми отправляются на сафари по залитым солнцем африканским пейзажам. Согласно жанровым клише, непринужденный уикенд очень быстро превращается в кровавую бойню: львы, движимые желанием отведать человечины, всеми силами стараются вытащить беззащитных американцев из джипа, застрявшего посреди дороги.
Впрочем, хищники здесь не обладают ни гигантскими зубами, ни монструозными размерами, так что оказываются заурядными противниками. С маниакальной настойчивостью звери преследуют злополучную семейку, не проявляя изобретательности: без особого энтузиазма пытаются перевернуть джип или, на худой конец, проломить крышу. Куда интереснее здесь образы местных браконьеров, помогающих главным героям вырваться из мохнатых лап зверюг. Прежде всего охотники преследуют корыстные интересы, но одновременно помогают попавшим в беду американцам. Сегодня по понятным причинам такое изображение браконьеров воспринимается куда более неоднозначно, чем в 2007-м.
Насилие в «Добыче» очень невыразительное и однообразное, потому что звери практически не взаимодействуют с актерами. В основном кадр занимают лишь искаженные гримасами лица в алых брызгах. Увы, использование таких примитивных приемов — распространенная практика в южноафриканском жанровом кино, лишенном внушительных бюджетов. Но зато вышеупомянутый Уэллер буквально в одиночку вытягивает весь фильм из пучины штампов.
«Проект “Динозавр”» / The Dinosaur Project
(реж. Сид Беннетт, 2012)
Небольшая экспедиция американских криптозоологов отправляется в конголезские джунгли с надеждой воочию увидеть местное лох-несское чудовище. К исследователям тайно присоединяется сын главы экспедиции, и с самого начала у группы возникают неприятности: их вертолет падает в первобытный лес, населенный доисторическими монстрами. Так начинается экстремальное выживание.
«Проект “Динозавр”» в большей степени приключенческое кино, нежели хоррор. В происходящем на экране без труда можно углядеть параллели с «Парком Юрского периода», но в то же время легко заметить схожие черты и с классикой мокьюментари — например, с «Монстро». Кроме того, сюжетная канва фильма во многом напоминает «Ад каннибалов» (1985), где экспедиция также пропала в полностью отрезанном от цивилизации мире и судьбы ее участников прояснились исключительно благодаря «найденным пленкам».
Совмещение жанра found footage со злоключениями исследователей затерянного мира — ход совершенно предсказуемый. Тем не менее южноафриканским кинематографистам удалось сделать динозавров достаточно реалистичными — не в меньшей степени, чем вышло у авторов уже упомянутого «Монстро».
«Сафари» / Safari
(реж. Даррелл Рудт, 2013)
Еще одно творение сумрачного южноафриканского гения Даррелла Рудта. На сей раз он решил попробовать силы в поджанре «найденной пленки». К сожалению, результат получился далеким от реалистического: «Сафари» — слишком глянцевое кино, абсолютно не похожее на любительскую съемку в экстремальных условиях, а единственный сохранившийся атрибут жанра — периодически трясущаяся камера. К тому же герои, несмотря на выпавшие на их долю невзгоды, сохраняют такой вид, будто только что вышли из барбершопа в погожий летний денек. Реализма происходящему не добавляют и назойливые гиены, хрустящие человеческими костями, словно чипсами.
Протагонисты «Сафари» — жизнерадостные американцы, прибывшие в Южную Африку, чтобы поглазеть на дикую живность в естественной среде обитания. Непредвиденные приключения начинаются сразу после выезда из лагеря. Сначала на пути встречается маленькая девочка, направляющаяся в Йоханнесбург из Мозамбика, а затем машина попадает в аварию, и туристы с головой окунаются в атмосферу выживания среди голодных хищников, блуждающих под палящим солнцем.
Огромное количество событий разной степени абсурдности — безоговорочное достоинство «Сафари». За обрушивающимися на головы излишне оптимистичных американцев неприятностями интересно наблюдать: чего стоит хотя бы суетливый эксперт по оружию, умудрившийся снести себе голову из найденного ружья при попытке его проверить. Весь фильм герои постоянно попадают из огня да в полымя, из-за чего «Сафари» становится по-хорошему ироничным взглядом на проблемы богатых белых в бедной «черной» стране. Порция здорового смеха зрителям уж точно гарантирована.
«Из дома на Уиллоу-стрит» / From a House on Willow Street
(реж. Аластер Орр, 2016)
Киднеппинг, ожившие мертвецы, призраки, демоны, экзорцизм — такой набор жанровых мотивов и образов кажется несочетаемым, но создателям «Из дома на Уиллоу-стрит» удалось вместить их в одну историю. Другое дело, что собрать из них цельное кино едва ли вышло. В работе Аластера Орра группа предприимчивых уголовников похищает девушку из огромного пустого дома, надеясь получить за нее достойный выкуп и залечь на дно в Панаме. Однако вскоре выясняется, что заложница одержима злобным демоном, с которым не смогли совладать даже ватиканские экзорцисты. Преступники попадают в безнадежную ситуацию, когда темная сущность натравливает на них своих слуг, напоминающих зомби-сатанистов.
Несмотря на многообещающую завязку, «Из дома на Уиллоу-стрит» выглядит крайне несуразной химерой, состоящей из множества жанровых клише. Кроме демонической сущности, желающей поработить мир, присутствуют монстры с длинными языками, злобные мертвецы, а также постоянные перебои с электричеством и спуски в подвалы. Злополучных персонажей почти непрерывно преследуют призраки прошлого: именно они ответственны за большинство очевидных джампскейров. Исключение из заурядных образов — это привидение мамаши главной похитительницы, которому суждено сыграть немаловажную роль в развязке сюжета. Темп фильма постоянно меняется, суматошная беготня перемежается с продолжительными блужданиями по пустому дому и долгими заунывными диалогами. Ближе к финалу туповатые нерасторопные герои, наконец, получат по заслугам за тугодумие, но сверхъестественные силы помогут им в совсем уж безнадежной ситуации. Единственный (да и тот банальный) вывод, который делают создатели: материнская любовь способна победить любое зло.
Действие фильма разворачивается на территории США, однако съемки проходили в Южной Африке (большей частью — в Йоханнесбурге). ЮАР никогда не отличалась высоким уровнем жанрового кинематографа, и большинство хорроров скорее напоминают кустарные поделки, нежели внушительные студийные работы. На фоне этой тенденции «Из дома на Уиллоу-стрит» демонстрирует необычайную техническую продвинутость: монстры в фильме выглядят реалистично и устрашающе, а сцены драк и погонь могут посоперничать и с голливудской продукцией.
«Колыбельная» / Siembamba / The Lullaby
(реж. Даррелл Рудт, 2017)
Родив ребенка, юная Хлои возвращается в дом, откуда сбежала в приступе отчаяния, — там ее ждут тяжелые воспоминания и недовольная мать. Прибытие омрачается пугающими видениями и галлюцинациями, в которых девушку преследует загадочная темная фигура, желающая отнять у нее новорожденного. Постепенно Хлои узнает зловещие тайны своих родных мест.
Как и «Добычу», «Колыбельную» снял Даррелл Рудт, которого можно без преувеличения назвать самым влиятельным южноафриканским хоррормейкером. Помимо провального хоррора «Дракула 3000», в истории мирового кино он отметился картиной «Маленькая», номинированной на «Оскар» от ЮАР в 2012 году, и пронзительной драмой «Вчера» про эпидемию ВИЧ в родной стране — фильм получил небольшую награду в Венеции. Будучи уважаемым национальным кинематографистом, на свой очередной проект Рудт получил внушительный бюджет в 17 миллионов долларов.
Первая половина «Колыбельной» неплохо транслирует тревожное ощущение от пребывания в старом доме, с которым связаны детские страхи Хлои. Наиболее яркая особенность «Колыбельной» — пристальное внимание к теме послеродовой депрессии. Именно ее можно трактовать как причину всей цепи зловещих событий, начавшейся с рождения ребенка. События плавно движутся к нетривиальной развязке, а режиссер не брезгует нагромождать сюрреалистические элементы.