Топ-10 удивительных хоррор-мюзиклов
Тридцать лет назад, 19 декабря 1986 года, на экраны вышел хоррор-мюзикл «Магазинчик ужасов» Фрэнка Оза. В честь этой даты RussoRosso вспомнил еще несколько фильмов, сделанных в том же жанре, — иногда страшных, иногда веселых, иногда грустных, иногда глупых, но всегда удивительных.
«ПРИЗРАК РАЯ» / PHANTOM OF THE PARADISE
(реж. Брайан де Пальма, 1974)
Формалистский эксперимент Брайана Де Пальмы — рок-версия «Призрака Оперы». Молодой и неприятный композитор Уинслоу Лич (Уильям Финли) продает сначала оперу по «Фаусту», а затем и душу еще более неприятному коротышке-продюсеру музыкального лейбла Death Records Свану (Пол Уильямс). Последний тоже когда-то заключил сделку с дьяволом и поэтому, как Дориан Грей, не стареет. Единственный персонаж, который не вызывает неприязни, это начинающая певица Феникс (Джессика Харпер) — ее-то Уинслоу и пытается оградить от тлетворного влияния Свана. Сценарий, как, впрочем, и логика, — не самая сильная сторона этого фильма, сшитого из произведений Гастона Леру, Оскара Уайльда и Иоганна Вольфганга Гёте. Зато здесь есть первоклассная режиссура (Де Пальма мастерски выстраивает ритм повествования, не оторвешься), ревущие музыкальные темы Пола Уильямса и чувство стиля. Изуродованный Уинслоу с железными зубами и в мотоциклетном шлеме формы птичьей головы — настоящий ужас, летящий на крыльях ночи, образ, который отпечатывается в памяти надолго. В частности, он стал иконой стиля для жителей канадского города Виннипег, в котором в честь фильма даже был организован фестиваль.
«ШОУ УЖАСОВ РОККИ ХОРРОРА» / THE ROCKY HORROR PICTURE SHOW
(реж. Джим Шармен, 1975)
Классика непотребного хоррор-мюзикла: новобрачные (Барри Боствик и Сьюзан Сарандон) ночью сбиваются с пути и выруливают к замку Окли Корт, в котором фрики устраивают вечеринку. Тем временем хозяин дома — сумасшедший ученый-трансвестит Фрэнк Н. Фёртер (Тим Карри) с планеты Транссексуалия — готовится представить свое мускулистое творение, а заодно открыть мещанам все радости сексуальных перверсий. «Шоу ужасов Рокки Хоррора» Джима Шармена — это кино-праздник, воспевающее фильмы категории «Б». Но, как часто бывает с праздниками, в финале он перерастает в поминки. Это одновременно веселое и грустное зрелище, подкупающее как раз своим резким перепадом температур. Вышедший в 1981 году сиквел первоначально должен был носить имя Rocky Horror Shows His Heels, но в итоге его нарекли «Шоковой терапией». Так мог бы называться и оригинальный «Рокки Хоррор». Самое то.
«МАГАЗИНЧИК УЖАСОВ» / LITTLE SHOP OF HORRORS
(реж. Фрэнк Оз, 1986)
Экранизация бродвейского мюзикла на либретто Ховарда Эшмана, поставленного, в свою очередь, по мотивам одноименного фильма Роджера Кормана 1960 года. Скромный парень из цветочного магазина Сеймур Клерборн (Рик Моранис) покупает необычное растение. Вскоре незадачливый ботаник выясняет, что фотосинтеза тут явно недостаточно — цветок предпочитает человеческую кровь или, еще лучше, мясо. Его аппетиты растут вместе с размерами. Одновременно растет и интерес к необычному экспонату: толпы покупателей, внимание прессы, а ко всему прочему Сеймуру начинает отвечать взаимностью любимая девушка. Весь этот пир духа происходит под заводные музыкальные номера в антураже Америки 60-х. К слову, музыку написал Майлз Гудман, на счету которого десятки саундтреков к известным фильмам и сериалам (в том числе к «Байкам из склепа»), а также номинация на «Золотой глобус» — как раз за «Магазинчик ужасов». Компанию Моранису, известному прежде всего по дилогии «Охотники за приведениями» и диснеевским фильмам из серии «Дорогая, я опять что-то натворил с нашими детьми», составляют блистательный Стив Мартин в роли набриолиненного а-ля Элвис дантиста с садистскими наклонностями, Билл Мюррей, появляющийся в коротком, но запоминающемся эпизоде (и этот эпизод — чистая радость), Джеймс Белуши и многие другие. В фильме хватает черного юмора, кровавых деталей и мрачных сцен, хотя общий легкомысленный настрой сохраняется до конца. Отдельного разговора заслуживает инопланетный гость. Благодаря стараниям режиссера и кукольника «Маппет-шоу» Фрэнка Оза (он также озвучивал Магистра Йоду в «Звездных войнах») цветок-людоед поет, танцует и вообще выглядит живым и обаятельным. Так и хочется покормить.
«ПРИЗРАК ОПЕРЫ» / THE PHANTOM OF THE OPERA
(реж. Джоэл Шумахер, 2004)
Восьмая экранизация готического романа Гастона Леру и первая — мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера, написанного по его мотивам. Композитор хотел видеть в режиссерском кресле только Джоэла Шумахера, поэтому пришлось ждать 13 лет, пока производственные графики обоих состыковались таким образом, что можно было начать съемки. На роль призрака, живущего в подвале парижского театра «Опера Популер» и начинающего устраивать карьеру приглянувшейся ему стажерке Кристине, был взят Джерард Батлер. В итоге ему единственному пришлось брать уроки вокала, потому что все остальные центральные актеры (Эмми Россум, Патрик Уилсон и Минни Драйвер) ранее профессионально занимались пением. Картина получила противоречивые отзывы (в основном хвалили актеров и декорации). А иначе и быть не могло: Шумахер — король кэмпа, до этого прославившийся тем, что добавил соски на костюм Бэтмена. «Призрак Оперы» в его постановке — как соски Бэтмена — вещь избыточная, но не лишенная обаятельности, хоть и несуразной. Фильм не столько страшный, сколько страшно веселый.
«СУИНИ ТОДД, ДЕМОН-ПАРИКМАХЕР С ФЛИТ-СТРИТ» / SWEENEY TODD: THE DEMON BARBER OF FLEET STREET
(реж. Тим Бёртон, 2007)
Экранизация мюзикла Стивена Сондхейма на либретто Хью Уиллера в момент выхода казалась слишком безупречной, и в этом чувствовался какой-то подвох. Но сегодня понимаешь: никакого подвоха не было, это действительно классное кино. Мстящий за жену брадобрей Бенджамин Баркер aka Суини Тодд (Джонни Депп) — олицетворение всех униженных и оскорбленных, но Тим Бёртон не идеализирует своего персонажа: праведный гнев героя быстро перерастает в безумие, превращая все страшные подозрения зрителя в самые неутешительные выводы — никто не будет счастлив. Лучше всего смысл фильма сформулировал критик Роджер Эберт: «Самый кровавый мюзикл в истории театра стал самым кровавым в истории кино. И это вовсе не радостный аттракцион — это мрачная трагическая история о мести, в которой разбиваются сердца, творится жестокость и пекутся дьявольски вкусные пироги». Умри, лучше не скажешь.
«ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ОПЕРА» / REPO! THE GENETIC OPERA
(реж. Даррен Линн Боусман, 2008)
Даррен Линн Боусман снимал с переменным успехом сиквелы «Пилы», а потом связался с Терренсом Здуничем и Дарреном Смитом — и дальше как в тумане, три хоррор-мюзикла в копилке. Здунич и Смит оказались многостаночниками: и композиторами, и сценаристами, и актерами. Так родилась «Генетическая опера» — продукт генной инженерии в кинематографе. По сюжету в 2056 году человечество поразила пандемия отказа органов. Подсуетившись, корпорация GeneCo начала предлагать части тела на замену. Стоит это дорого, покупать новые детали приходится в рассрочку. Пропустишь платеж — придет Конфискатор, специалист по изъятию (несмотря на явные параллели, картина не имеет ничего общего с фильмом «Потрошители» 2010 года). Расцветает черный рынок, который представляет Расхититель Могил, он же Рассказчик (Терренс Здунич). На фоне всего этого социал-дарвинизма, происходящего в киберпанковском похожем на театральную готик-версию «Бегущего по лезвию бритвы» будущем, разворачивается история готичной Рапунцель — Шайло Уоллес (Алекса Вега), отец которой (Энтони Хэд) держит девушку взаперти из-за редкой болезни. Вскоре Шайло узнаёт, что в ее прошлом есть тайна, связанная с главой GeneCo Ротти Ларго (Пол Сорвино) и оперной дивой Слепой Мэг (Сара Брайтман). Это скорее не мюзикл, а рок-опера, укладывающаяся в рамки термина «вульгарный аутеризм». Никакой легковесности и хэппи-энда, все серьезно и трагично (хотя не без иронии). Впечатляюще выглядят кровавые сцены — режиссер «Пилы» не роняет планку и под разнообразную музыку, которая вполне соответствует видеоряду: тут вам и готик-метал, и джаз-кабаре, и разухабистый поп-панк в исполнении бунтующего подростка.
«КАРНАВАЛ ДЬЯВОЛА» / THE DEVIL‘S CARNIVAL
(реж. Даррен Линн Боусман, 2012)
Низкие сборы «Генетической оперы» не остановили Боусмана и Здунича, и они сняли еще один хоррор-мюзикл — правда, подешевле. Здунич написал сценарий, а в музыкальные соавторы позвал композитора Саара Хендельмана. Получившееся 56-минутное путешествие в адское шапито стилистически отличается от предыдущего фильма. Вместо готики и киберпанка — скрипящие карусели, мрачные клоуны, ожившие сломанные куклы и леденящие кровь аттракционы. А вместо тяжелых гитар и молотящих карданов — звуки шарманки, оркестр и прочее кабаре. Руководит развлечениями сам Люцифер (Терренс Здунич). И посетители ему соответствуют: воровка (Бриана Эвиган), доверчивая девушка-тинейджер (Джессика Лаундес) и безутешный отец, потерявший сына (Шон Патрик Флэнери). Все они погибли из-за своих недостатков — и вот им выпадает еще один шанс не облажаться. Но на то худрук карнавала и искуситель, что знает, за какие ниточки тянуть. Путешествие по аттракционам каждого из трех гостей рифмуется с одной из басен Эзопа, которые Люцифер читает вслух маленькому мальчику. И мораль у этих басен одна: попал в ад — гляди в оба. Фильм стал первой частью более глобального замысла о бунте дьявола против бога (Пол Сорвино). Дело в том, что ад просто перестал принимать грешников, чем вызвал переполох на небесах и заставил Создателя, или, как его тут все называют, Автора, забеспокоиться. Собственно, в последовавшем через четыре года сиквеле «Карнавал дьявола: Аллилуйя!» действие богоборческого мюзикла во многом перенеслось в благополучный рай. Но на фоне ярких декораций и бравурной музыки все жесткие, если не сказать жестокие, сцены стали выглядеть еще эффектнее. Каких новых чудес нам стоит ожидать — одному Автору известно.
«СТРАХ СЦЕНЫ» / STAGE FRIGHT
(реж. Джером Сэйбл, 2014)
Если и есть поджанр хоррора, который забавно смотрится в формате мюзикла, так это подростковый слэшер. Для Джерома Сэйбла «Страх сцены» стал первым полнометражным опытом после нескольких коротких метров (в том числе ироничной трэш-зарисовки «Легенда бобровой плотины», которую можно отнести к мини-рок-опере). Завязка у фильма непритязательная, как и положено в слэшерах. В летний театральный лагерь приезжают детки-актеры. Руководитель лагеря (Мит Лоуф, рок-музыкант, сыгравший в эпизоде «Шоу ужасов Рокки Хоррора») приглашает модного режиссера (Брэндон Юрановитц), который предлагает поставить «Призрака Оперы» в японском стиле. Но в процесс постановки вмешивается маньяк, у которого свое режиссерское видение. В эту сюжетную канву вплетается мрачная тайна из прошлого, однако все загадки шиты белыми нитками, и о том, что «убийца — дворецкий», догадываешься довольно быстро. Но смотреть на то, как маньяк разными способами расправляется с подростками под музыку, довольно весело. В ход идут ножи, электропилы и даже театральные софиты. Хотя самый смешной момент фильма, в котором цитируется «Техасская резня бензопилой», вообще не связан с убийствами. Чудненько.
«ДОЧЬ ТАНЦА» / CÓRKI DANCINGU
(реж. Агнешка Смочиньска, 2015)
А это — неведомый зверь из Польши. Агнешка Смочиньска сняла хоррор-мюзикл про поющих, как сладкоголосые сирены, русалок — красивых, но опасных, проглотят за раз, так что не зевай. Русалок, кстати, две — темненькая и светленькая. По цвету волос определены и их характеры. Девушки участвуют в бурлеск-шоу во всяких злачных заведениях, пока одна из них не влюбляется. А дальше всё как у Ганса Христиана Андерсена: вместо счастья навек — пена дней. Впрочем, «Дочь танца» (в другом переводе — «Соблазн») намного глубже, чем может показаться на первый взгляд: это не столько экспликация грустной андерсеновской сказки, сколько лихой концепт, попытка поместить мифологических героинь с огромными рыбьими хвостами в контекст позднесоциалистических 80-х и обнаружить, что с эстетической точки зрения они садятся туда как влитые. Что тут скажешь: дикие времена, разнузданные нравы.