СОЗДАТЕЛЬНИЦЫ АНТОЛОГИИ ХХ НАЗЫВАЮТ ЛЮБИМЫЕ КАДРЫ ИЗ ХОРРОРОВ
Портал Film School Rejects попросил Йованку Вукович, Энни Кларк, Карин Кусаму, Софию Каррильо и Роксанну Бенжамин — кинематографисток, ответственных за вышедшую 17 февраля на VOD-платформах хоррор-антологию ХХ, — назвать любимые кадры из повлиявших на них фильмов.
Карин Кусама (сегмент «Ее единственный выживший сын»)
«Техасская резня бензопилой» (1974) / режиссер Тоуб Хупер / оператор Дэниэл Перл
Лишь несколько хорроров тревожат тебя изнутри так же, как это делает «Техасская резня бензопилой» благодаря агонии, которой подвергаются жертвы, и нигилизму главного антагониста — Кожаного лица. Как взрослый ребенок, который не понимает мир вокруг себя (и который не смог бы сочувствовать его обитателям, даже если бы понимал), Кожаное лицо машет в воздухе своей бензопилой в демонстративной бесполезной ярости в конце этого классического фильма, напоминая нам всем, что он находится в ловушке собственной жестокости, когда терроризирует других. Этот образ, как никакой другой, заставляет меня почувствовать настоящую бессмысленность насилия.
Роксанна Бенжамин (сегмент «Не падай»)
«История двух сестер» (2003) / режиссер Ким Чжи Ун / оператор Ли Мо-гэ
Мне нравится этот кадр, в котором Ким Чжи Ун использует кадрирование, чтобы изолировать или поймать в ловушку своих персонажей в широком натурном плане. В фильме он часто повторяет такой прием, наделяя ранее беззаботный образ ужасом. Этот же кадр позже отзеркаливается в сцене, где персонаж лежит на спине в луже крови на полу.
Йованка Вукович (сегмент «Коробка»)
«Изгоняющий дьявола III» (1990) / режиссер Уильям Питер Блэтти / оператор Джерри Фишер
Если вы видели недооцененный сиквел Уильяма Питера Блэтти к «Изгоняющему дьявола», основанный на его книге «Легион», то вы знаете эту сцену. Темный длинный больничный коридор. Великолепный статичный кадр без склеек. Чистый кошмар. Охранник отлучается, когда медсестра входит в комнату посреди коридора. Охранник возвращается, поднимает фуражку и снова уходит, оставляя зрителя наблюдать за пустым коридором. Через секунду появляется медсестра, выключает свет, закрывает дверь и начинает отходить, когда — бум! — дверь открывается и происходит самая эпичная и пугающая сцена, когда-либо заснятая на целлулоид. Ее эффектность заключается в выборе плана и правильного момента. Мы видим все банальные действия издалека, камера статична, ничего важного не происходит — ведь если бы происходило, мы смотрели бы на все ближе, верно? Нам становится комфортно — и тут Блэтти резко зумирует в верный момент, сопровождая это громким пронзительным музыкальным сигналом. Все закончились, а вы обделались и никогда не сможете снова заснуть. Это на самом деле идеальный кадр.
Энни Кларк (сегмент «Вечерника в честь дня рождения»)
«Пианистка» (2001) / режиссер Михаэль Ханеке / оператор Кристиан Бергер
Кадр с Изабель Юппер из «Пианистки» Михаэля Ханеке. Никто не показывает человеческую жестокость так, как Ханеке, и никто не играет жертву и (или) насильника так, как Юппер.
София Каррильо (режиссер анимации в антологии)
«Лабиринт Фавна» (2006) / режиссер Гильермо дель Торо / оператор Гильермо Наварро
Бледный человек и его укрытие в «Лабиринте Фавна» кажутся взятыми из коллективного бессознательного. Это сцена истинного ужаса, дизайном которой можно наслаждаться. Бледный человек сам по себе отвратителен, но отвернуться от него невозможно. Зритель оказывается прикованным к месту и снова становится ребенком, который боится монстров, обитающих в его воображении.