«Особо опасный пассажир»: пилот за бортом
В прокат вышел авиационный триллер Мэла Гибсона о том, как наёмный убийца пытается выполнить задание на борту самолета. Дмитрий Соколов рассказывает, насколько удачным получилось возвращение известного актёра к режиссуре.
«Особо опасный пассажир» / Flight Risk (2025)
Режиссёр: Мэл Гибсон
Сценарий: Джаред Розенберг
Оператор: Джонни Деранго
Продюсер: Брюс Дэвей, Джон Дэвис, Джон Фокс, Мэл Гибсон и др.
Где-то посреди аляскинской глуши федеральный маршал Мэдолин Харрис (Мишель Докери) арестовывает Уинстона (Тофер Грейс), бухгалтера с мафиозными связями, готового сдать босса в обмен на защиту полиции. Но чтобы попасть в суд, Харрис и её подопечному нужно сначала долететь на самолете до Анкориджа, а уже оттуда вылететь в Нью-Йорк, где Уинстон даст все необходимые показания. Полёт на небольшом чартерном самолете выглядит максимально камерным: Харрис, Уинстон и болтливый пилот Дэррил Бут (Марк Уолберг). Поначалу всё идет нормально, однако вскоре Мэдолин начинает подозревать, что дружелюбный Дэррил вовсе не тот, за кого себя выдает, а мужчина готов сделать всё, чтобы для пассажиров этот рейс стал последним.

Courtesy of Lionsgate
Новая режиссёрская работа Мэла Гибсона в зарубежном прокате прошла без особого шума: оглушительным кассовым провалом «Особо опасный пассажир» не стал, но и критики оценили её невысоко. Между тем, если отвлечься от завышенных ожиданий, и взглянуть на фильм трезвыми глазами, Гибсон снял динамичный триллер в замкнутом пространстве, пусть и без больших идей или скрытых смыслов.
Причём ключевая интрига раскрывается в диалогах, а не в действиях: по ходу событий Мэдолин должна раскрыть заговор, мишенью которого стали она с Уинстоном, однако выяснить правду ей придётся через разговоры — сначала с пилотом, а затем и с собственным начальством. Конечно, Дэррил будет прилагать максимум усилий, чтобы бухгалтер и федеральный маршал не долетели до Анкориджа живыми, но ему необходимо оформить гибель пассажиров так, чтобы ни у кого не вызвать подозрений. Уинстон, в свою очередь, зажат меж двух огней — он может объединиться с Мэдолин, чтобы выжить, или же попробовать сбежать в суматохе, пока маршал и киллер выясняют отношения, чреватые авиакатастрофой. Сценарий постоянно играет с динамикой интересов в треугольнике героев, поэтому смотрится «Особо опасный пассажир» если не на одном дыхании, то уж точно без зевоты.

Courtesy of Lionsgate
Следующий плюс фильма — отличная актёрская работа Уолберга, которому явно в кайф играть весёлого и циничного убийцу. Дэррил, сверкающий нелепой лысиной (Уолберг специально побрил голову ради роли!), отпускает грязные шутки, не теряя присутствия духа даже будучи закованным в наручники. Ситуация для Мэдолин осложняется тем, что киллер — единственный, кто умеет управлять самолетом, так что без него нормально сесть не получится. В этом смысле гибсоновский фильм слегка напоминает «Турбулентность», другой авиационный триллер про убийцу на борту самолета. Здесь Мэдолин тоже придётся осваивать навыки пилотирования, причём не за толстыми дверьми кабины, а сидя спиной к тому, кто в любой момент может выбраться из плена.
Этот сюжетный нюанс тоже обыгран неплохо. Хотя почти все события происходят в крошечной кабине самолета, тут есть и несколько эффектных сцен с опасным пролётом посреди леса, и колебаниями на большой высоте. Правда, Гибсон больше увлекается не саспенсом (хотя его хватает, особенно до раскрытия личности убийцы), а детективной линией и борьбой за штурвал в самолёте. Так что ни с темпом, ни с поддержанием внимания к событиям у «Особо опасного пассажира» больших проблем нет.

Courtesy of Lionsgate
Проседает здесь драматический компонент. Ощущается очень сильная разница в прорисовке каждого из персонажей, что порой мешает воспринимать их всерьёз. Талант Уолберга (Дэррилу достались лучшие реплики) явно затеняет работу Докери, героиня которой выглядит шаблонной «железной леди» с глубоко скрытой травмой. И это не столько проблема актрисы, сколько сценарный недостаток — ей почти нечего играть. Уинстон тоже прописан схематично, но Тофер Грейс по определению здесь нужен для комической разрядки во время пикировок Дэррила и Мэдолин, так что с него спрос невелик. Удивительно видеть настолько бледные типажи в фильме режиссёра, известного мощными драмами, а не дуболомными боевиками.
Тем не менее, сноровка мастера делает своё дело, так что полтора часа с «Особо опасным пассажиром» пролетают незаметно. У фильма нет ни бешеного ритма «Ночного рейса», ни параноидальной атмосферы «Иллюзии полёта», но есть харизма Марка Уолберга, высокая динамика и крепкий по части напряжения сценарий, поэтому скучно во время просмотра вряд ли будет. А что после титров в памяти может остаться только массивная лысина главного злодея — это уже другой вопрос.