СЛЕДУЙ ЗА ЧЕРНЫМ КОТИКОМ: ОБЗОР FRAN BOW
Год выпуска: 2015
Разработка и издание: Killmonday Games
Жанр: point-and-click adventure, puzzle
Видеоигры — это одна из разновидностей искусства наравне с синематографом, живописью и книгописанием. Просто большинство продолжает делать вид, что все еще считает игры чем-то нишевым. А они давно уже вылезли из своей корзины с кубиками, куклами и канифолью, дабы с машинной безжалостностью обрушить месседж на ничего не подозревающих игроков. Не верите? Посмотрите на слезы взрослых мужчин, которые, не в силах сдвинуть курсор влево, выбирают сахарно-карамельную, но насквозь синтетическую концовку в Life is Strange!
Параллель с творением Dontnod не совсем случайна: в нашем сегодняшнем обзоре парадом также командует юная леди с нестандартным мышлением, а концовку вы наверняка будете осознавать в течение недели. Ну что? Давайте знакомиться!
REDRUM
Игра встречает посетителей безрадостным монохромным роликом. Вот она, Фрэн Боу-Дагенхарт, играет со своим лучшим другом, котиком по имени Мистер Полночь, в окружении любящих родителей и заботливой тети Грейс. Проходит несколько секунд — и черно-белые тона разбавляются щедрой порцией алого: кто-то зверски расчленил маму и папу, а сама Фрэн с питомцем бежит от кровавого кошмара в лес. Там и теряет сознание, обретая его уже в детской инкарнации лавкрафтовского Аркхема. Главврач пичкает девочку таблетками и не пускает к тете, медсестры видят в своих пациентах лишь обузу, охранник проявляет склонность к педофилии, дети закупорены в своих неврозах и психопатии, периодически возникающий демон с козлиными рогами обещает пытки и страдания, родители мертвы, а бедный Мистер Полночь до сих пор где-то там, в холодном лесу, без еды и воды… Котик в Fran Bow — нечто большее, чем персонаж; он — основной мотиватор для Фрэн, символ зверски выпотрошенного, уже недостижимого счастья и агонизирующей надежды, единственный проблеск в материализовавшемся аду. Ради спасения Мистера Полночь девочка решает выбраться из обители боли и размолотых в кашу осколков детского сознания.
Фрэн — добрый и любопытный ребенок, и эти качества должны помочь ей в реализации задуманного побега. Резиденты больницы если когда-то и знали, что такое доброта, то давно уже стерли свои воспоминания о казенную еду, сеансы терапии и руины собственного «Я» (или, быть может, «Оно»). За свои добрые дела Фрэн получит некие предметы, которые ей непременно пригодятся. А природная пытливость ума поможет шарить по ящикам и комбинировать собранное.
Но этих качеств недостаточно для того, чтобы сбежать. К счастью (ох, к счастью ли?), у нашей юной мисс есть секретное оружие. Когда-то доктор Дирн назначил ей дуотин, но из-за побочных эффектов отменил прием этих таблеток. Скушав лекарство, Фрэн может видеть то, чего нет в (этой) реальности и попадать туда, куда раньше путь был закрыт. Но побочные эффекты никто не отменял: мертвые животные, отрубленные головы, тени-мучители, трупы, скелеты…
СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ
Наталия Фигероа и Исак Мартинссон (не поверите, но оба — шведы) познакомились давно. У нее был талант к писательству и рисованию, а он владел навыком композитора и был на ты с программированием. Они поженились и стали работать вместе, экспериментируя с музыкой и анимацией, пока не пришли к выводу, что для эволюции совместного творчества им необходимо добавить еще один ингредиент — интерактивность. Так в 2012 году зародилась компания Killmonday.
На заре своей деятельности компания тренировалась «на кошках», клепая бесплатные игры. Одна из них смогла привлечь к себе внимание — Mr. Red`s adventure In The Missing Balls [здесь должна была быть шутка, связанная с названием игры, но она была удалена в силу своей безблагодатности]. То был упорото-рождественский платформер с красным маппетом в качестве протагониста. Собственно, в игре было все, чтобы понравиться ценителям индики и летсплейщикам: приятная анимация, легко усваиваемое управление (платформер же!), психоделический сеттинг и хардкорность. Последний пункт был реализован за счет permadeath: если вы довели персонажа до надписи game over, извольте проследовать на первый уровень, и плевать всем, сколько вы там до этого прошли. Та-да!
Получив необходимое количество экспы (а заодно и море удовольствия), Killmonday организовали краудфандинговую кампанию на IndieGoGo, ибо настало время для чего-то более серьезного. Когда необходимая сумма была собрана (без малого 30 тысяч евроденег), перед Fran Bow загорелся зеленый свет…
Игра представляет собой двухмерную point-and-click-адвенчуру, что не только избавляет геймера от необходимости разбираться с управлением (знай себе point да click), но и освобождает вторую руку для захвата стакана с жидкостью / поглаживания морской свинки. К чести фру Фигероа нужно отметить, что едва ли за время прохождения (а это шесть часов, если не будете тупить, как автор) вы хоть раз вспомните о том, что существуют трехмерные компьютерные игры. Персонажи и бэкграунд полностью нарисованы вручную и не только выглядят элегантно, но и вполне способны конкурировать с Broken Age, который стоил, на минуточку, аж три миллиона. Озвучки в игре нет, но это не обедняет Fran Bow, а воспринимается как фича.
Супруги Фигероа-Мартинссон, равно как и поклонники их творчества, гордо лепят игре хэштег #horror, но ужас тут номинальный. Если вы ровесник Фрэн или чуть старше (вплоть до 16) — да, адвенчура вас напугает по полной программе, без дураков. Взрослой аудитории, увы, такие ощущения не светят. Fran Bow нельзя назвать страшной — она скорее неуютная. Монотонные звуки, выкаченные глаза Фрэн, близкий контакт со всевозможными психическими расстройствами и анимационный gore медленно, но верно давят на игрока. Однако полноценный саспенс сохраняется, по большому счету, лишь на первом уровне: по мере прохождения хоррор потихоньку исчезает, уступая место психоделике задолго до середины игры. Причем первосортной, безумно-кислотной психоделике, подобно той, что была в Sanitarium (никаких параллелей, только личные ассоциации!).
АНАТОМИЯ ПОДСОЗНАНИЯ
Приятные взгляду внешние параметры Fran Bow выдают не только талант Фигероа-художницы, но изрядное количество отсылок. Среди самых очевидных — рассказы Говарда Уилфридовича Лавкрафта и, разумеется, American McGee’s Alice и его сиквел Alice: Madness Returns. У Фрэн такие же полосатые чулочки, как и у мисс Лидделл, вместо Чеширского Кота — Мистер Полночь, вместо пузырька Drink me — дуотин, вместо Шляпника — Итворд. Падение в пропасть также имеется, а Страна Чудес не одна, а сразу несколько! Разработчики свои источники вдохновения не скрывают: в игре вы непременно найдете фотографию Фрэн со своей подругой Алисой.
Но это всё — обертка! Внутри скрыта начинка из разветвленного сюжета, психо-детективных твистов и беспощадно-вдохновляющего месседжа. Ребята с трехбуквенного сайта (обойдемся без имен) упрекнули игру в отсутствии глубинных смыслов. Мы этот пассаж развенчивать не будем, потому что он неизбежно ведет к спойлерам. Скажем лишь, что это неправда: у Fran Bow весьма обширная мифология, тесно переплетенная с психологией, и принимать все, что происходит на мониторе, за чистую монету… Нет, не неправильно, но это все равно что смотреть на Сан-Паулу и видеть только местные красоты, полностью игнорируя фавелы: город действительно прекрасный, но без трущоб впечатление о нем будет однобоким, неполным, условным и утрированно сказочным.
За год Fran Bow обросла не только изрядным количеством ревью и вики-статей, но и солидным комьюнити, в котором почти каждый из адептов не задумываясь стер бы себе память, лишь бы пережить ощущения от игры еще разок (почти прямая цитата). А уж численность тредов и роликов на тытрубке о смысле игры и концовки кажется и вовсе запредельной, для инди-игры-то! Люди спорят, вдохновляются, соглашаются друг с другом, ругаются, рыдают или подставляют плечо для рыданий другого. Во избежание спойлеров вам на эти ресурсы путь заказан, но у RussoRosso есть для вас подарок: то, чего вам не дадут больше нигде.
Это дисклеймер. Нет-нет, не морщитесь! Это действительно ценно! Сейчас я перейду на шепот, поэтому придвиньтесь чуть ближе…
Не надо относиться к этому как к игре. То есть все эти point-and-click, адвенчура и прочее — это действительно есть, но не это главное. Fran Bow — это не игра, а скорее трип. Шестичасовое путешествие, по возвращении из которого вы получите некие знания, историю, которая поможет вам остаться собой и пережить даже темные, по-настоящему темные времена. Но это не значит, что путешествие во всем будет приятным. Для игр не придумали трип-ситтера, поэтому основа ваших впечатлений — ваш же настрой. Так что настройтесь не на игру, в которой вы будете кликать мышкой, а на… Если вы знаете, какое существительное поставить вместо многоточия, значит, вы готовы.
Не прячь то, что ранит… Позволь ранить себя. © Fran Bow