Спасибо, Марио, но наш хоррор в другом замке: Топ-10 хоррор-игр для NES
Компания Nintendo практиковала тоталитарный подход к своей консоли NES. Хотите, чтобы ваша игрушка вышла на этой платформе? Не вопрос, только сначала предоставьте копию корпоративной комиссии, а та уже решит, подходит ли такой контент для приставки или нет. Японцы очень радели за семейный видеоигровой досуг, поэтому на NES не выходило практически ничего, что могло вогнать в краску адептов семейных ценностей — бруталитет, обнаженка и двусмысленные шуточки срезались упомянутой комиссией. Поэтому и с хоррором на «денди» была напряженка: ужасы — не кавайно и уж точно не для детей. Кое-что, разумеется, просочилось, но хоррором это можно назвать лишь с натяжкой. Вот о таких примерах мы и поговорим.
Maniac Mansion
Год выпуска: 1987
Разработка и издание: Lucasfilm Games
Жанр: point-and-click quest
Maniac Mansion был одним из первых point-and-click-квестов, поэтому по праву считается классикой. Но игра хороша не только старой доброй механикой. Сюжет рассказывает о метеорите, который ахнул о земную твердь и поселился в особняке доктора Фреда. Покумекав своими метеоритными мозгами, космический камень решил похитить некую Сэнди Пэнтс. И теперь ее бойфренду Дэйву Миллеру предстоит спасти возлюбленную, заручившись помощью двух друзей.
Игроку на выбор предоставляется целых шесть персонажей. У каждого из них есть свои специальные возможности, а также своя музыкальная тема. Если будете проходить, дважды подумайте, брать ли в команду серфера Джеффа Вуди: у него прикольные реплики, но как помощник он абсолютно бесполезен (разве что умеет чинить телефон). В зависимости от выбора напарников меняются реплики, способ прохождения и концовки, коих здесь шесть. Сеттинг игры очень напоминает бэшные хорроры 1980-х, но почти все тропы и штампы разработчики Lucasfilm Games раскрасили забавными гэгами. Например, зеленое инопланетное щупальце тащится от рок-н-ролла. Мертвый Кузен Эд (мумифицированный двоюродный брат жены антагониста) любит проводить время с порножурналами (с фотографиями мумий, разумеется). Да и ряд концовок выдержан в юмористическом ключе:
Также игра знаменита ложными намеками: половина предметов не имеет никакого применения, а многие пути ведут в никуда. Практически в самом начале геймер находит бензопилу, но воспользоваться ею не получится: можете хоть трижды облазить весь особняк — топлива вы не найдете. В сочетании с бойкими подколами и реиграбельностью Maniac Mansion сразу обеспечил себе статус хита.
Игра вышла сначала на Commodore 64 и Apple II, затем ее портировали на Atari ST и Amiga. Когда дошло до Nintendo, японцы, разумеется, потребовали подчистить непотребный контент. Разработчики так и сделали, но одну из фишек (возможность взорвать хомяка в микроволновке) оставили. В Nintendo обнаружили подвох слишком поздно: картриджи уже лежали на прилавках магазинов и продавались так хорошо, что ни о каком отзыве партии не могло быть и речи. Косяк с хомяком поправили лишь в следующих изданиях. Зато в NES-версии появилась новая концовка, позволяющая скормить вредный метеорит огромному плотоядному растению.
Friday the 13th
Год выпуска: 1989
Разработка и издание: Pack-in-Video, LJN
Жанр: survival horror
После Resident Evil и Silent Hill «Пятница, 13-е» выглядит, мягко говоря, ванильно. Любителям выживалок и одноименной франшизы придется долго смывать WTF-настрой. Однако по общей атмосфере творение Pack-in-Video действительно тяготеет к сарвайвалу.
Игроку предоставляется возможность управлять вожатыми лагеря «Хрустальное озеро». Суть проста: спасти детишек, прокачать оружие, валить (или перепрыгивать) поднимающихся из земли зомби (Фульчи-стайл), не заблудиться в бесконечных дорожках и, конечно, дать отпор маньяку в маске. В помещении Джейсон — так себе соперник (главное — вовремя уворачиваться), а вот на открытой местности становится серьезной угрозой. После каждого поражения он возвращается, становясь все живучее и шустрее.
В игре реализована смена времени, так что противостоять врагам придется и днем, и на закате, и глубокой ночью. Но разнообразием геймплея Friday the 13th совершенно не радует. Не пойми откуда взявшиеся зомби нужны лишь в качестве препятствий, а сам Джейсон совсем не похож на ту машину для убийств, которую мы видели в фильме. Однако не будем записывать монотонность в недостатки: на прохождение у вас уйдет максимум полчаса, а манчкины проходят «Пятницу, 13-е» за смешные 10 минут. На то они и манчкины. Из плюсов в игре есть сумасшедшее психоделическое сражение с головой Памелы Вурхиз, которая летает вокруг импровизированного алтаря и пытается посильнее укусить вожатого. До недавнего времени это была единственная официальная игра о маньяке «Хрустального озера», и опробовать ее рекомендуется каждому фанату культовой франшизы. Хотя бы для ознакомления.
Beetlejuice
Год выпуска: 1991
Разработка и издание: Rare, LJN
Жанр: platformer, run and gun
На радость всем фанатам фильма Тима Бёртона в 1990-м Rare разработали для DOS одноименную игру, в которой любой желающий может побегать да попрыгать в шкуре легендарного биоэкзорциста. Год спустя «Битлджус» был портирован и на NES.
Игрушки от Rare нечасто вызывают нарекания по графике, но вот Beetlejuice получился аляпистым. По жанру это платформер с элементами run and gun с меняющимся видом, как в Contra Force. Битлджусу во что бы то ни стало нужно напугать проклятых яппи Дитцев, а заодно сразиться с вездесущими недругами. А их у биоэкзорциста немало: мертвые футболисты, песчаный червь, а также всякие скорпионы (похожие на лицехватов), жабы, призраки, щупальца, да мало ли там тварей.
К сожалению, Beetlejuice не снискал теплых отзывов, и игру если и вспоминают, то по большей части с матюгами. И Rare сами в этом виноваты. Помимо блеклой визуальной части есть большие вопросы к неоправданной хардкорности платформера: хваленый биоэкзорцист может лишь прыгать. Чтобы атаковать агрессивно настроенную окружающую живность и боссов, ему нужны пауэрапы, с помощью которых Битлджус превращается в оборотня, скелета, змею и прочее. Пауэрапы продаются в магазине за специальные очки, а единственный способ набить очки — это топтать тараканов (буквально). А лупить ботинками тараканов — так себе удовольствие: насекомые маленькие, и порой приходится точечно попадать в пиксель, чтобы заполучить треклятые очки. Проблема заключается еще и в том, что, если перед вами босс, а все очки и пауэрапы вы уже израсходовали, извольте смотреть на Game Over — менеджменту нужно обучаться сызмальства. Более того, посмотреть точное количество имеющихся очков можно исключительно в магазине. Ну и, конечно, связь видеоигры с фильмом весьма условная, хотя фансервис в виде узнаваемых персонажей присутствует. Единственное, что можно безоговорочно похвалить, — яркий, запоминающийся, разнообразный саундтрек. Вот бы все в Beetlejuice было таким.
A Nightmare on Elm Street
Год выпуска: 1990
Разработка и издание: Rare, LJN
Жанр: platformer
Очередная игра от LJN и Rare по мотивам кинофильма. Платформер A Nightmare on Elm Street можно проходить соло или вчетвером (что примечательно, половая принадлежность персонажей делится поровну). В центре повествования — спящие детишки, пытающиеся спастись от Фредди Крюгера. Они бродят по локациям из кинофраншизы (школа, кладбище автомобилей, дом 1428), сражаются со змеями, крысами, летучими мышами и прочей недоброй фауной и собирают кости Фредди, попутно пытаясь найти бумбокс — единственный способ проснуться. На каждом уровне героев ожидает та или иная инкарнация Потрошителя из Спрингвуда (самая смешная — это Крюгер в обличии летучей мыши). Во сне дети могут использовать суперспособности, как в «Воинах сна», а на последнем уровне придется заново побеждать всех предыдущих боссов.
Западные игрожуры 1990-х от A Nightmare on Elm Street камня на камне не оставили. И, прямо скажем, поделом. Идею со сбором костей Rare беззастенчиво украли у Castlevania II: Simon’s Quest (там нужно было собирать останки Дракулы), за что игра позже получила обидное описание «Castlevania для бедных с интересным, но удивительно слабеньким злодеем». В целом NES’овский «Кошмар на улице Вязов» действительно выглядит худосочно: слабенькая картинка, тоскливые противники (крыс и змей хватает и в других платформерах) и посредственный саундтрек. Но как представитель жанра игра вполне работает, так что если ваша фанатская любовь к Фредди распространяется и на консоли, то вам не составит труда пройти эту игру.
Castlevania
Год выпуска: 1986
Разработка и издание: Konami
Жанр: platformer
Бессмертный культ, которому поклоняются и сегодня. Одна из самых известных игр для NES. Вспоминайте свои любимые эпитеты и ставьте их в превосходную степень — каждый из них подойдет «Кастлвании».
Саймон Бельмонт, потомок легендарных борцов с нечистью, прознал, что убиенный сто лет назад граф Дракула снова в строю, и отправился в замок вампира, чтобы очистить его от скверны — комнату за комнатой, уровень за уровнем.
За те шесть уровней, что есть в «Кастлвании», Саймон отправит в чистилище Медузу Горгону, Чудовище Франкентшейна (вместе с Игором), мумий, саму Смерть (!), графа Дракулу и его призрак. Для 1987-го у игры замечательная цветастая картинка с неплохими спрайтами (особенно удались скелеты). Тщательно выверенный уровень сложности позволяет, с одной стороны, избежать замусоливания контроллера в угоду искусственно созданной хардкорности, а с другой — не дает игре скатиться в казуальщину, а геймера заставляет хорошенько пропотеть. А о саундтреке только что мифы не слагают: композиции Кинуё Ямаситы — одни из самых известных восьмибитных игровых треков. По сей день эти мелодии звучат превосходно, а на ностальгирующего олдфага они оказывают эффект разорвавшейся слезоточивой гранаты. Must-play в своей абсолютной форме.
Monster Party
Год выпуска: 1989
Разработка и издание: Human Entertainment, Bandai
Жанр: platformer
Хотя прошло уже больше 30 лет с выхода приставки NES, многие игры для этой консоли до сих пор остаются в памяти старшего поколения и даже привлекают юных геймеров. Одни тайтлы знамениты своей визуальной составляющей (Chip & Dale 2), другие — музыкой (Bucky O’Hare), а Monster Party известна как одна из самых странных восьмибитных игр.
Марк возвращается домой после бейсбольной тренировки. Его внимание привлекает звезда, ярко сияющая в вечернем небе. Она быстро увеличивается в размерах и оказывается никакой не звездой, а монстром по имени Берт. Берт сообщает Марку, что на его родной планете распоясались злые монстры и что ему срочно нужна помощь. Протагонист, как и всякий нормальный ребенок, говорит, что боится злых монстров. Но Берт заверяет: Марк справится, особенно с такой бейсбольной битой. На неведомой планете монстры действительно творят беду, а бита Марка действительно их утихомиривает. Первый уровень встречает игрока сочной зеленой травой и кубиками со смайликами — типичная картина для ценящих инфантильность Nintendo. Но две минуты спустя все выглядит уже по-другому: смайлики сменяются окровавленными черепами, цветовая гамма темнеет, на бэкграунде вырисовываются трупы, а игра пестрит надписями Hell. Каким образом Nintendo такое пропустили — загадка. Для геймеров того времени, привыкших к няшным изображениям, это был почти шок. Весьма приятный, впрочем.
Monster Party состоит из восьми уровней. Босс всего один, но на каждом уровне есть от трех до четырех мини-боссов, а по локациям бегают мелкие мобы, отсылающие либо к западным (лавкрафтовские люди-рыбы), либо к японским (собаки с человеческими головами) хоррорам. Марк может лупить их самостоятельно или на время превратиться в Берта и пострелять супостатов издали. Странно в игре то, что среди этого вивария постоянно появляются стебные существа. Например, злобно спящие летучие мыши, завидев игрока, оказываются не менее злобными глазастыми зонтиками. А на уровне «Озеро Мертвого мира» Марка преследует акулий плавник. С мини-боссами все еще хлеще. Есть «нормальные» ребята вроде мумии, сфинкса или минотавра, а есть… Ну, скажем, в одной из комнат лежит дохлый паук и извиняется: Sorry, I’m dead. В другой комнате Марка поджидает жареная в кляре креветка, превращающаяся в луковое колечко, а потом в свиную рульку (sic!). Каждый из мини-боссов что-то сообщает главному герою, и зачастую в этом сообщении скрыт гэг. Больше всех на этом поприще стараются зомби: они приглашают игрока посмотреть на их танец, после исполнения которого испускают дух.
Концовка Monster Party — отдельный разговор. Марк побеждает всех монстров, и Берт возвращает мальчика домой, оставляя в подарок шкатулку. Дома юный бейсболист, естественно, шкатулку открывает, а из нее —
Ghosts’n’Goblins
Год выпуска: 1986
Разработка и издание: Capcom
Жанр: platformer
Великий рыцарь сэр Артур со своей принцессой Прин Прин мило беседовали, расположившись почему-то рядом с кладбищем. Судя по тому, что доспехи доблестный воин снял, дело приближалось ко второй базе, а как все знают из слэшеров, лучший способ накликать беду — это пытаться раскрутить принцессу (чирлидерша тоже подойдет) на секс. Вот так с Артуром и приключилась напасть: вылетевший из-за кустов крылатый демон схватил Прин Прин и улетел в свой замок. И не просто абы какой демон, а сам Сатана. Рыцарю ничего не оставалось, как одеть доспехи и поспешить на выручку даме сердца.
Про хоррор тут все понятно: путь Артуру преграждают гули, скелеты, зомби, огры, драконы, демоны, летучие мыши и прочие камрады, ассоциирующиеся у людей с чем-то ужасным. Но знаменита Ghosts’n’Goblins вовсе не этим, а своей беспощадностью к геймеру. У протагониста всего две жизни: одна «тычка» снимает с него доспехи, заставляя бегать по враждебным локациям голышом, вторая превращает в груду бесхозных костей. Количество врагов на квадратный пиксель зашкаливает, зашкаливает и еще раз, мать его, зашкаливает. Как будто всего этого мало, битву с Сатаной можно начать только вооружившись крестом. Проморгали крест — извольте перепроходить предыдущие два уровня. Но и это пустяки: после того как вы разбили 16 килограмм геймпадов, пробили кулаками дыру в стене и познали вкус всех седативных препаратов ближайшей аптеки, добрались-таки до финального босса и открыли для него коробку звездюлей, вас не осенит своим светом Ника. Игра вежливо сообщит, что пережитые страдания — всего лишь иллюзия, ловушка Сатаны, а чтобы по-настоящему сразиться с повелителем демонов и освободить чертову Прин Прин, нужно пройти игру еще раз, но уже на повышенном уровне сложности (куда уж выше-то!).
Bram Stoker’s Dracula
Год выпуска: 1993
Разработка и издание: Probe Software, Sony Imagesoft
Жанр: platformer
Если в фильме Фрэнсиса Форда Копполы Джонатан Харкер был практически бесполезным персонажем, то в видеоигре от Probe Software он в одиночку разгребает весь бардак, который учинил известнейший из вампиров. Сначала британский аристократ направляется в Трансильванию, где бойко разделывается с разнообразной нечистью. Его крестовый поход продолжается в замке Дракулы, затем действие переносится в Лондон (Харкер держится молодцом и там) и снова возвращается в мрачную Румынию. Ни вампиры, ни дракон, ни многочисленные злодейские аватары Влада Цепеша не способны остановить лондонского денди.
NES-версия «Дракулы Брэма Стокера» получила смешанные отзывы от критиков: одни клеймили игру слабой и скучной, другие раздавали высокие оценки и звездочки. На деле же это достойный платформер. Ничего революционного, но вполне крепкий для жанра продукт. Картинка могла бы быть сочнее, зато есть известный сеттинг и атмосферные румынские уровни, а главное — саундтрек за авторством голландского восьмибитного гуру Йеруна Теля. Вполне весомый аргумент, чтобы потратить 40 минут жизни на прохождение.
Alien 3
Год выпуска: 1992
Разработка и издание: Probe Software, LJN
Жанр: platformer, survival horror
А вот это детище Probe вплотную подбирается к хоррору в привычном для всех смысле. Сюжет прост, как дэб: Рипли бегает по негостеприимной Фьюри-161 и пытается спасти заключенных от принудительного честбастинга. Каким образом — не раскрывается, но главное — найти бедолаг. Сделать это непросто: героине регулярно мешают ксеноморфы и лицехваты. Но главный антагонист здесь время. У игрока есть три минуты, чтобы найти всех окукленных людишек, а каждый уровень — запутанный лабиринт с ложными ответвлениями и тупиками. Обнаружив всех заключенных, нужно еще найти выход. Иначе — G A M E O V E R. Прямо так: капсом и с пробелами.
Игра не может похвастаться замечательными спрайтами персонажей, но задники выполнены на приличном уровне. Что важнее, «Чужой 3» обладает достаточным уровнем хардкорности, чтобы бросить игроку челлендж: многие геймеры 1990-х рисовали схемы уровней на бумаге, чтобы как-то ориентироваться. Отдельные из них после нескольких пробежек запоминали уровень наизусть и теперь работают в NASA (на самом деле нет).
Игрушка выделяется на фоне коллег по платформе наличием серьезной давящей атмосферы, а это весьма редкое качество для NES-продукции. Левел-дизайн давит, обратный отсчет давит, чужие падают с потолка и появляются за спиной, а из колонок течет ледяная музыка уже упомянутого Йеруна Теля. И если саундтрек «Дракулы Брэма Стокера» — это просто приятные и узнаваемые мотивы, то score к «Чужому 3» — настоящий шедевр, который можно слушать без оглядки на саму игру.
Uninvited
Год выпуска: 1991
Разработка и издание: ICOM Simulations Inc, Kemco
Жанр: point-and-click quest
Еще один из редких point-and-click-квестов для восьмибитной консоли. Как явствует из жанра, Uninvited является портом, изначально игру разрабатывали для Mac. Сделали ее еще в 1986-м, а на NES она вышла только спустя пять лет с некоторыми изменениями.
Uninvited предоставляет геймеру управление безымянным героем, попавшим в аварию. Он ехал вместе со старшей сестрой, но после ДТП она куда-то испарилась. Наверное, зашла в стоящий рядом дом. И герою следует поспешить следом, так как у автомобиля пробит бензобак — того и гляди рванет. А в доме геймера ждет история о злобном маге, а также проклятие, зомби, демоны и привидения.
Uninvited — годный квест. От сюжета хоть и разит мускусом многочисленных клише, но игра стабильно работает на атмосферу, а для подобных проектов это ключевой момент. Саспенс материализуется не сразу, постепенно нагружая геймера липкими ощущениями в стиле старой школы. И не стоит недооценивать возможность взять в руку паука и запустить его в привидение: вы когда так в последний раз делали?
В NES-версии появилось музыкальное сопровождение от Хироюки Масуно. Дополнительного саспенса оно не создает, но и прохождению не мешает. Если вы цените жанр и не избалованы современными играми, обязательно попробуйте себя в розыске пропавшей восьмибитной сестры.
Читайте также:
И если ты долго смотришь в матрицу, то матрица тоже смотрит в тебя: Топ-5 пиксельных хоррор-игр