ВОСЕМЬ ЦИЛИНДРОВ! ВОСЕМЬ ЦИЛИНДРОВ! ОБЗОР MAD MAX
Год выпуска: 2015
Разработка и издание: Avalanche Studios, Warner Bros. Interactive Entertainment
Жанр: TPS, vehicular combat, action-adventure
Океан высох и превратился в безжизненную пустыню — Великую Белизну. Человеческая жизнь ценится меньше, чем ржавый бампер прогнившего «вольво». Само слово «человек» исчезло. Не осталось ни дружбы, ни любви, ни жалости. Одичавшие подобия людей убивают друг друга ради глотка воды, банки собачьих консервов или куска лома. Те, кому повезло, стирают руки в кровь, горбатясь на рабских условиях в Газтауне. Остальные либо гниют в пустоши, либо прибились к одной из немногих фракций, балансирующих на узком дипломатическом утесе где-то между вялотекущей грызней и бартерными отношениями. А над всем этим хаосом царствует Он — Лорд Члем Острус, сын Несмертного Джо и Защитник Газтауна. Держись крепче, туша! Ибо, рассекая раскаленный песок, я поведу тебя Дорогой Ярости прямиком в Вальгаллу!
ВОИН ДОРОГИ
Макс Рокатански на своем пути через пустоши повстречался с Члемом Острусом и схлестнулся с ним в яростной схватке, окончившейся боевой ничьей. Защитник Газтауна получил бензопилой промеж глаз, но выжил. А Макс оказался посреди пустыни без машины и дробовика, зато с собакой. Судьба столкнула его с Жестянщиком — гениально-полоумным механиком, насмерть повернутым на собственной автомобильной религии. Жестянщик видит в Максе Святого — водителя, посланного Ангелом Внутреннего Сгорания, единственного человека, достойного взять в руки рулевое колесо Magnum Opus — уникального автомобиля, собранного по забытым технологиям. Тем временем Лорд Члем направил в Великую Белизну свою армию, дабы немногочисленные местные резиденты вспомнили, кто в Пустошах нумеро уно. Так начинается очередное приключение Безумного Макса…
Mad Max не столько видеоигра, сколько психологический тест. Жить не можете без постапокалипсиса? Настолько угорели по дизельпанку, что по вечерам скандируете клич «Восемь цилиндров!»? Тащитесь по автомобильной тематике? Тогда Mad Max захватит вас без остатка! Вам предстоит собрать собственное средство передвижения чуть ли не с оси, ломать руки-ноги и шеи ради V-образного двигателя и выживать по законам мира, в котором все законы умерли вместе с навыками чтения и письма! И так ли уж важно, что именно и сколько раз подряд придется делать, покуда вы рассекаете песок бронированным мускулкаром?
С другой стороны, если вы все-таки нормальный трезвомыслящий человек, чье подсознание не захлестывают приливно-отливные волны фетишей, то выполнение однообразных заданий достаточно быстро впаяет серое отражение скуки в радужную оболочку ваших глаз, принуждая к скоростному заезду по сюжетным квестам. Однако не спешите делать выводы сейчас: настоящая аутопсия только начинается!
ДВОЕ ЗАХОДЯТ — ОДИН ВЫХОДИТ!
Макс — типичный представителей антигероев-мстителей, потерявших всех, кого любили в этой жизни. Макс Пэйн, Беатрикс Киддо, Эрик Дрэйвен, Фрэнк Касл… Все они — ходячие мертвецы, ведомые лишь одной силой — жаждой мести. Наш протагонист не исключение: Макс Рокатански погиб вместе со своей женой и дочерью, а вместо него остался конструкт — Безумный Макс, одинокий странник из ниоткуда в никуда, несущий смерть каждому, кто встанет у него на пути.
Последняя (на сегодня) часть кинофраншизы дала достаточно намеков на полное и неизлечимое безумие Макса, однако многие зрители остались разочарованы: по их мнению, на протяжении всего хронометража Рокатански находится в тени яркой и доминирующей истории Фуриосы. Однако это скорее идиосинкразия на сильных женских персонажей: давно знакомому с вселенной Миллера зрителю не требуются регулярные истерики и сложные щи на фоне меланхолических музыкальных переливов, чтобы уловить вибрации искореженной личности. Эти вибрации кроются в деталях и не всегда видны при первом просмотре, но они на месте.
Как бы то ни было, Mad Max предлагает глубокое погружение в сознание Рокатански, обнажая осколки эго, распускающиеся цветы боли, застаревшее отчаяние, черт, даже его трипы! Почему Макс продолжает колесить по мертвым землям? Ради чего он борется? Почему он так упорно отказывается умирать? Безумие… Долгие годы оно точило его разум: галлюцинации, кошмары, видения, крики и голоса, которые никогда не стихают, которые ничто не заглушит. Единственное, что может притупить агонию утраты, — это ярость, возникающая в момент сражения за свою жизнь. Когда кулак вдавливает зубы в горло того, кто пытался украсть у Макса топливо, когда рука выкручивает челюсть прихвостня очередного дюнного божка, когда передний бампер потрошит хлипкий каркас вражеского автомобиля, тогда они отступают… Безумие почти полностью стерло личность Макса, а оставшиеся осколки спрятало так глубоко, что их уже никогда не найти. И тогда он выдумал Равнины Безмолвия — место, где он сможет, наконец, обрести покой. Туда и лежит путь Макса через горы трупов и океаны уничтоженных машин, но путь этот заведомо тупиковый, ибо единственное место, где существуют Равнины Безмолвия, — это его голова.
Сюжет — самая сильная сторона Mad Max. Не зря же Warner Bros. просили дедушку Миллера курировать сценарные коллизии, дизайн и сам мир игры! Отринем страх перед патетикой: никогда раньше мы не видели самую суть Макса! А ближе к концу сюжет делает твист — и совсем немного отыгрыша и эмпатии будет достаточно, чтобы указательным пальцем ПРИКОСНУТЬСЯ к боли протагониста!
Несомненно, подобному фестивалю восприятия помогают многочисленные детали. Как и все постапокалиптические миры, вселенная Mad Max полнится условностями и прорехами. Но это мелочи в сравнении с ее логичностью, с ощущением того, что ты находишься в цельном мире. Например, по всей территории Великой Белизны разбросаны реликвии — записки давным-давно умерших людей, и в каждой из них сокрыта целая история, приправленная фантомной болью прошлого. Или язык жителей пустошей, представляющий собой слегка деформированную версию английского. Особо разработчики хвастались лагерями Члема: каждый имеет уникальный дизайн и не похож на соседа. Или, скажем, аутентичность сеттинга! Раз на дворе дизельпанк с высохшим океаном, то и все убежища будут сделаны из фур, контейнеров и радиаторных решеток, а в качестве дорожных достопримечательностей будут красоваться скелеты китов и иссушенные палящим солнцем руины коралловых рифов. И так во всем: вместо кастета — приклеенные к перчатке гайки да болты, вместо скота — опарышевые фермы, вместо религии — культы всепожирающего огня или воды, что однажды накроет пустошь.
Ребята из Avalanche, конечно, слукавили, когда утверждали, что в Mad Max нужно будет прямо-таки выживать. Нет, жрать опарышей из грудной клетки трупа или еще трепыхающуюся ящерицу — это удобный способ пополнить хитпойнты, но вовсе не необходимость. Однако и без этого мир игры ощущается как нечто цельное. И в него хочется возвращаться, дабы своей рукой внести изменения.
АЯТОЛЛА РОК-Н-РОЛЛА
По сюжету Максу нужен новый автомобиль, способный добраться до Равнин Безмолвия. И восьмицилиндровый двигатель! Чтобы собрать автомобиль, нужен гараж, а чтобы получить доступ к гаражу, нужно помогать местным бороться с Несмертным Члемом — такой вот порочный круг. Партизанская борьба тут хоть и однообразная, зато очень логичная, Эрнесто Гевара Де Ла Серна мог бы гордиться! Все по учебнику: снижение статуса Оструса как повелителя пустошей (включает снос символических Пугал и разминирование местности), обеспечение безопасности выбранной территории (уничтожение снайперов и патрулей), диверсии, бьющие по экономике Газтауна (да-да, можно грабить корованы), и самое главное — сделать так, чтобы конкретный кусок пустыни утратил для злодея всякую ценность. Для этого Макс использует тактику выжженной земли, демонтируя лагеря по добыче нефти, которую конвои затем везут в Газтаун на обработку. И так всю игру!
Параллельно с этим придется отбиваться еще от двух группировок настолько утонченных отморозков, что их даже антагонист к себе в армию не зовет. Ну и, разумеется, несюжетные квесты в духе «найди-убей-принеси», совсем мелочные и практически ненужные задания от случайных прохожих (скажем, выполнить столько-то уникальных прыжков) и разблокирование новых территорий. Чтобы устроить дестрой на какой-либо территории, сначала придется найти и отбить lookout point с воздушным шаром и уже оттуда осмотреться. Если вас натурально тошнило от этого занятия в Assassin’s Creed и Far Cry, то Mad Max рискует стать последней каплей…
На самом же деле достаточно рутинный прогресс игры нивелируется прокачкой автомобиля и главного героя. Улучшения для Magnum Opus могут запросто заткнуть за пояс какой-нибудь FlatOut, по разнообразию ассортимента приближаясь к Need for Speed. Усиленный бампер для лобовых атак, мощная броня, шипы, шины, двигатель, подвеска, нитро — все это не только меняет облик вашей машинки, но и облегчает процесс войны с ненавистным диктатором! И не забываем про красивости (кузов, краска, метки) и оружие: прокачанный до максимума гарпун позволяет вырывать из вражеских тарантаек двери и колеса, огнеметы по бокам за секунды превратят авто неприятеля в груду железа, улучшенная бум-палка запросто уберет с дороги сразу две вражеские единицы техники, а шипованные спиннеры выпотрошат даже самую толстую броню.
Разумеется, чтобы оснастить свой Шедевр по последнему слову дизельпанковой техники, необходимо накопить изрядное количество лома (местная валюта) и достаточно далеко продвинуться по сюжету: V8 вам дадут ближе к концу игры, а цена улучшений даже щедрую душу запросто превратит в Шейлока.
Также упростить жизнь Максу помогут крепости лидеров дружественных группировок. Надоело бегать по дюнам в поисках крыс, ящериц и опарышей? Обрыдло ездить к одному и тому же источнику пресной воды? Машина жрет бензак, как из пистолета, а заправляться по пути негде? Или банально кончились патроны? Не беда: находите нужные запчасти, ставите соответствующий проект — арсенал, опарышевая ферма или колодец для воды — и расходные материалы будут пополняться при каждой остановке в крепости. Можно даже заставить местных жителей подбирать ошметки машин, которые вы раскурочили на дороге ярости.
А вот чтобы раскачать самого Макса, придется выполнять ачивки, зарабатывая специальные очки. Эти очки тратятся у местного мистика Гриффы, который вознамерился достать «настоящего» Макса из темных закоулков его души. Левелапы развивают пассивные скиллы (снижение потребления горючего, увеличенный урон, продолжительный режим ярости и далее в том же духе), а также открывают доступ к физической модернизации. Хотите прикрутить к дробовику новые стволы? Надоело ходить в фуфайке? Желаете научить Макса разбивать головы дикарей о стены или отбирать оружие, ломая руки? Тогда сверяйтесь со списком ачивок и выполняйте те самые «ненужные» задания! Благо список огромен и уровень известности растет практически незаметно.
AH, MEDIOCRE!
Но в чем же соль? Раскачка, квесты, улучшения, скиллы — это есть везде. Что отличает Mad Max от прочих, гораздо более продуманных TPS с элементами RPG? Отличный вопрос, туша!
Макс выезжает на своем Шедевре на проторенную дорогу. Колея глубокая — видно, что ей постоянно пользуются. Конвой. Вот он, показывается на горизонте. Впереди — бензовоз, а за ним внушительных размеров эскорт. Три бронированных тачки, несколько хилых малолитражек, пикап с солдатами Члема с копьями наперевес и еще парочка быстрых, но легковооруженных автомобилей. Макс выжидает, когда конвой почти проедет мимо, и, тщательно выбрав момент, вдавливает газ в пол. «Pedal to the metal!» — сзади удовлетворенно крякает Жестянщик, держа гарпун на изготовке. Magnum Opus с непередаваемым словами хрустом въезжает в малолитражку, буквально разрывая ее напополам. Жестянщик стреляет в водителя еще одной тарахтелки, выкорчевывая его из кабины. Восьмицилиндровый двигатель, захлебываясь, ревет на всю пустошь, а из выхлопных труб летит богатая постапокалиптическая смесь пополам с языками пламени. Сквозь этот рев прорывается рык четырех стволов дробовика, посылающих дробь в бензобак вражеского авто. Бум! Пикап с пехотой на три часа; Макс резко берет вправо — и половина воинов уже рассыпана по дороге. Спиннеры рвут кузов на части, в возбуждающий рокот V8 вклинивается мелодичный скрежет металла, а оставшиеся в кузове два солдата пытаются выправить ситуацию. Один прыгает на Шедевр и налетает на шипы, протыкающие его податливую плоть насквозь, — человеческое, слишком человеческое! Второй пытается повторить подвиг товарища, но Макс снова таранит пикап. Взрыв — и тело воина смешивается с пламенем, горящей покрышкой, рулевым колесом и внутренностями двигателя. В ход идут бум-палки, и теперь между безумным водителем и бензовозом стоят лишь два бронированных авто. Макс включает нитро, Шедевр уходит в форсаж, но планы нарушают невесть откуда взявшиеся машины Отморозков! Машинка-камикадзе влетает в тачку фракции Члема, чтобы с оглушительным свистом увлечь ее за собой в Вальгаллу! Второй бронеход теснит Макса слева, а справа таранит Отморозок. Еще две пришлые тачки из вражеской группировки гонят к бензовозу — теперь каждый сам за себя. Шедевр уже заметно богатит — сказывается контактная борьба. А на горизонте электрическими всполохами уже маячит буря…
И это далеко не единственный сюжет, сам собой вырисовывающийся в процессе прохождения. А его детали целиком и полностью зависят от вас!
ЗАПОМНИТЕ МЕНЯ!
Mad Max, в общем и целом, была положительно принята как рядовыми казуалами, так и бывалыми критиками. Без негатива, как водится, не обошлось: игре ставили в вину отсутствие свежих механик, повторяющиеся миссии («Неужели собирать лом — это так интересно?») и большую ориентированность на поклонников франшизы, чем на широкую аудиторию.
Последнее не совсем справедливо. Mad Max не ставит во главу угла киновселенную, хоть и содержит множество отсылок к фильмам (не только к «Безумному Максу», но и «Аэроплану», «Чужим» и «Храброму сердцу»), не забывая подтрунивать над видеоиграми (среди самых заметных — реверансы в сторону Just Cause, Hitman, Dying Light, Tomb Raider и Half-Life). Она фетишизирует мускулистые автомобили и мощные V-образные двигатели. До упора, до максимума, до гротеска! Если вы разбавляете кровь закисью азота, если вы готовы сражаться и умереть за бензак, чтобы вкусить чибургер с героями, если лязг деформированного металла звучит для вас слаще призывного стона самой дорогой старлетки, если, наконец, вы приходите в экстаз от рычания восьмицилиндрового мотора и не стыдитесь этого, то это ваш мир! Даже после прохождения всех безликих квестов до последнего вам захочется вновь вернуться сюда. И снова. И даже снова (после некоторого перерыва).
В то же самое время велика вероятность того, что вам будет здесь скучно и тоскливо. Ничего страшного, просто это не ваш фетиш. Кто-то любит строить дома и развивать отношения с соседями. Кому-то нравится красться между врагами, маскируя убийство под несчастный случай. Ну а кто-то готов жрать опарышей, лишь бы дали покопаться в олдскульной колымаге. Ибо он не капитан Уокер — он тот, кто на ты с Госпожой Смерть!