НЕТ НА СВЕТЕ ПРЕКРАСНЕЙ ОДЕЖИ, ЧЕМ БРОНЗА МУСКУЛОВ И СВЕЖЕСТЬ КОЖИ: ОБЗОР MOTHER RUSSIA BLEEDS
Годы выпуска: 2016
Разработка и издание: Le Cartel Studio, Devolver Digital
Жанр: beat ‘em up
Купить и любить: http://store.steampowered.com/app/361300/
Берем все говно, которое творилось с Матушкой Россией при переходе от однопартийного коммунизма к однопартийному демократизму, аккуратно кладем в блендер, заливаем до верхней отметки водкой, нажимаем на кнопку «Смешать с гротеском» и держим ее минутки полторы. После этого выливаем смесь в миску, даем ей настояться — и можно кушать большой ложкой. Таков рецепт трех идейных шеф-поваров от видеогейминга для битемапа нового тысячелетия. Осторожно, не обляпайтесь!
19-Й РАЙОН
«В Париже у каждого мужчины есть женщина», — писала Айрис Мёрдок. И, несмотря на то что Mother Russia Bleeds была сделана тремя мужчинами, дамам в этом повествовании отведена важная роль: если бы не они, еще неизвестно, чем бы дело кончилось.
Александр Муттони и Фред Дёрф (не путать с Дёрстом) оба жили в Париже, но не подозревали о существовании друг друга. Первый горбатился над приложениями для «Лицекнижки», и, когда лимит терпения для подобной работы иссяк, он уволился ко всем чертям, думая, чем бы теперь занять руки, чтобы хватило на кофе с багетом. Фред же трудился в Ubisoft, в частности, принимал участие в разработке Just Dance, но, будучи гитаристом и любителем музыки поплотнее, уволился из мейджора в поисках чего-то более душевного. Ему-то и пришла в голову идея сделать Mother Russia Bleeds. Но с идеями как? Реализовать масштабный проект в одиночку почти невозможно. Для этого нужен хотя бы один единомышленник. По счастью, у девушки месье Дёрфа была лучшая подруга, которая в тот момент встречалась с месье Муттони. Знакомство прошло успешно, ребята быстро сдружились и начали работу над проектом, а девушки получили приставку «экс» и на этом исчезают из нашей истории.
Через два месяца Алекс с Фредом нашли недостающее звено в лице Фло (в миру Флориан Рено), и все трое направили стопы в 19-й район Парижа на квартиру к Муттони (так как у него были самые большие апартаменты). От разработки до реализации прошло долгих три года, но усилия стоили того: ребята сотворили игру, которой гордились. На ютуб был оперативно вброшен коротенький трейлер, который внезапно стал невероятно популярен и распространялся по Всемирной паутине быстрее испанки. Ролик привлек внимание Devolver Digital — достаточно известной компании, занимающейся изданием небольших инди-игр. Devolver любит и умеет работать с европейскими энтузиастами (наиболее тесно сотрудничает с Croteam и их главным детищем Serious Sam), так что после недолгих переговоров в Париж был выслан сотрудник для тест-драйва. Грэм (так звали сотрудника) взял в руки геймпад и ужаснул весь Le Cartel: оказалось, игрок из него не ахти, и мобы нарумянивали ему почем зря. Троица уже не сомневалась, что игра Грэму не понравится, а когда он встал и казенным тоном сообщил, что с ними еще свяжутся, даже самые оптимистичные мысли отошли в мир иной. Но Devolver-таки с ними действительно связался, и все закончилось хорошо.
Но там, где у La Cartel все хорошо закончилось, у нас с вами все только начинается!
КРАСНАЯ ЖАРА
На дворе альтернативный 1986 год, больше напоминающий сборную солянку кулстори о лихих 90-х, приправленную щепоткой абсурда. Простой народ — забитое быдло, пытающееся с помощью примитивных развлечений хоть как-то дотянуть до места на кладбище. На окраинах — сторчавшееся подобие скинов, которые мешают некро (местный убернаркотик) с водкой и лихо отплясывают на колхозного вида дискотеках. В центре — братва, убивающая без предупреждения, без причины, без сожаления. Силовики и полиция — кровожадные палачи в лучших традициях Третьего рейха. Власть — зажравшаяся мразь, давным-давно махнувшая рукой на реальную жизнь в пользу дорогих клубов и еще более дорогих шлюх. И подступающие все ближе к Кремлю революционеры — панки, гуманитарии и отощавшие идейные, которым уже настолько невмоготу, что они готовы сложить головы здесь и сейчас.
Через этот водоворот, сквозь свиней-людоедов, грязные вагоны поездов, ряды спецназа и Красную от крови Пресню прорываются четыре цыганских антигероя: Иван, Наташа, Сергей и Борис. Обычно играбельные персонажи битемапов выглядят как группа молодчиков, способных навешать люлей сотне-другой супостатов. Местные же протагонисты похожи на перекрытых психопатов, вывалившихся из Manhunt. Особенно Борис, который, судя по описанию, вообще не приходит в себя.
Очевидно, что Le Cartel черпали вдохновение не только в Streets Of Rage и Hotline Miami, но и в социальных настроениях новейшей истории: тема революции синих воротничков и импотенции власти при всей условности сюжета чувствуется очень отчетливо. Оппозиционный настрой разработчиков находит отражение и в левел-дизайне: плакаты «Фашисты! Палачи! Убийцы!», столкновения с полицией, политические заключенные, местный лидер сопротивления, похожий сразу на обоих братьев Кастро… При этом уровни выглядят весьма космополитично: если бы не надписи на русском и вездесущие серп и молот, место действия игры легко можно было бы перебросить и в Германию, и в США, и в Чили.
В эту атмосферу прекрасно вплетен саундтрек Венсана Кассара, более известного под никнеймом Fixions. Возможно, саунд не так горяч, как OST из Hotline Miami, зато идеально гармонирует с втиснутыми в панельные застройки переулками, сквозь года хранящими амбре чужих (если не сказать чужеродных) организмов. Например:
BEAT THE BASTARDS!
Как битемап, Mother Russia Bleeds достаточно сложна в прохождении. Конечно, далеко не Battletoads (которая была просто запредельной), но попотеть придется. Следует сразу оговориться, что игра рассчитана на совместное прохождение: если у вас нет под рукой пары корешей с геймпадами, то ваше впечатление будет сразу ополовинено бессмысленной и беспощадной манерой игры ИИ.
Набор приемов достаточно стандартный: руки-ноги, захват, удары с разбега, а также charged punch, от которого руки пробирает приятная дрожь геймпада, а враги отлетают метра этак на три. Боевая механика оставляет небольшое пространство для комбинаций (как пример: захват — подброс — прыжок — захват на лету — удар оземь), однако большую часть игры вы будете вышибать мозги противника проверенными приемами. Видимо, выживают в альтернативной России лишь сильнейшие, потому что врагов приходится колошматить достаточно долго. Отрадно, что разрабы с любовью подошли к прорисовке повреждений, так что ближе к концу поединка условный полицейский больше похож на выпотрошенного зомби.
Кроме того, реализовано использование огнестрельного оружия и самых разнообразных подручных предметов — от дубинок и шокеров до унитазов и баянов! Но главная фишка игры — это наркотик некро, на который наших боксеров подсадили… Скажем, сволочи. Добывают его из поверженных врагов: видите, что уложенный на лопатки недруг дергается в конвульсиях, — доставайте шприц! С помощью некро можно поправить здоровье (свое или братюни) либо активировать режим берсерка, позволяющий лихо перемещаться по всей арене и ладошками сплющивать череп первого, кто попался под руку.
Вот тут-то и нужны друзья! Как известно, машинам неведомо сострадание, так что не рассчитывайте, что боты подгонят вам здоровья или поднимут со склизкого от крови асфальта, когда вас пригвоздит очередной немецкий пушистик.
СССР — ОПЛОТ МИРА
Графическое наполнение Mother Russia Bleeds одновременно и плюс, и минус. Все уровни стилически продуманные, с запоминающимися деталями. Алая кровища, розовые мозги и кислотно-зеленая блевотина (побочные эффекты некро) летят во все стороны, а через несколько минут арена устилается толстым ковром изуродованных трупов ничуть не хуже, чем в Crimsonland. Обратная сторона: найти в этом цветовом оргазме своего персонажа подчас бывает очень сложно. Особенно если он лежит после молодецкого удара омоновской демократической палицы.
Дополнительные плюсы MRB — интересные боссы, требующие индивидуального тактического подхода, и несколько концовок на выбор (spoiler:
) с привкусом экзистенциально-гротескного абсурда. Но, к сожалению, дебютантам из Le Cartel не удалось избежать и косяков.Стандартный бич новичков — баги. Если ваши соратники управляются ИИ, не ждите, что они будут всегда разделять выбранный вами вектор направления. Порой в них просыпается желание послать революцию, месть и справедливость к такой-то матери, развернуться и побежать назад. И лечится это, увы, исключительно перезапуском чекпойнта. Вооруженный пистолетом враг, безыдейно выкинутый за пределы монитора, не всегда хочет возвращаться назад, предпочитая расстреливать вас из стратегически выгодной позиции. Лечится так же.
Другой недочет — в темпе. Скажем, вы только-только разошлись и приготовились к глобальному зарубу а-ля Splatterhouse. Но вот незадача: игра не предусматривает блокировку захвата. Соответственно, любая собака или торч с дискотеки могут принудительно отправить вас полежать. Если после этого на вас набегает толпа, впору кричать караул, ибо валяться вам придется долго. И, что самое интересное, даже режим берсерка не спасает от подобного сценария. Слаженные командные действия тоже не помогут: разок-другой за левел под собакой полежать придется. И это здорово портит игре динамику, на шаг отдаляя от кровавого экстаза. Правда, вместо него появляется холодное ощущение тщетности стараний и ничтожности человеческой жизни в альтернативном СССР, что тоже ценно. Но прибавить к этому громоздкую процедуру добычи некро, во время которой можно и по сопатке получить, — и динамика понижается еще серьезнее. Зато возрастает сложность, поэтому там, где казуал начнет плеваться, олдтаймер возрадуется и вспомнит молодость. Вам, дорогие читатели, ностальгические чувства не грозят: едва ли вы когда-нибудь проходили Battletoads. Поэтому разминайте пальчики и готовьтесь к респаунам!
WAY OF THE FIST
Резюмируя все вышесказанное в односложной оценке, можно вынести вердикт: хорошо. Очень и очень хорошо. Когда в Сети появилась информация об игре, ожидания колебались от «развесистая клюква» (в худшем случае) до Streets of Rage meets Hotline Miami (в лучшем случае). Однако французам удалось сходу сделать игру, которая может самостоятельно позиционировать себя и служить точкой опоры для будущего поколения битемапов. Mother Russia Bleeds — шершавая, шероховатая, но достаточно ураганная игра. Вы пройдете ее за один вечер, но жить в голове она будет еще не одну неделю, а уж сколько накопившегося негатива и насилия вы сублимируете на монитор… Разве можно требовать что-то еще от битемапа? Поэтому собирайте друзей и покажите, кто на районе red blooded rough neck son of a bitch!