«Рождение/Перерождение»: трудно быть богом
5 сентября состоялся цифровой релиз драматического триллера «Рождение/Перерождение». Дебютный полнометражный фильм Лауры Мосс стал участником фестиваля Санденс-2023. Наташа Анопа разбирается, что это — новый «Франкенштейн» или женская версия «Реаниматора».
«Рождение/перерождение» / Birth/Rebirth (2023)
Режиссёр: Лаура Мосс
Сценарий: Лаура Мосс, Брендан Джемисон О’Брайэн
Оператор: Чананун Чотрунгрой
Продюсеры: Джордан Баркер, Мали Элфман, Мэдисон Фалл, Брендан Джемисон О’Брайэн, Дэвид Гроув Черчилль Вист
Мир медицины полон травм и тайн. В «Рождении/Перерождении» наука сродни волшебству: пока светлые маги латают и препарируют пациентов на операционных столах, за закрытыми дверьми и семью печатями вершится самая настоящая тёмная врачебная магия.
Люди возвращаются с того света — и это далеко не самая мрачная часть истории.
Одна из двух главных героинь фильма, медсестра Селия, теряет дочь Лилу. Вскоре тело девочки пропадает из морга, да так, что не найти ни ответов, ни ответственных. Селия преследует подозрительную сотрудницу заведения по имени Роуз, и вскоре выясняется, что дочь Селии уже не мертва, но способы поддержания её жизнедеятельности весьма и весьма специфичны.
Один из главных вопросов, который по праву станет мучить зрителя — кто всё-таки вернулся с того света и насколько человечен оживлённый ребёнок? Возникнет и масса других вопросов. Какие ужасы может таить в себе реанимированное не по праву детское тельце? Кто выдал обратный билет с того света — Бог или Дьявол? И что, если это всё-таки не Лила, а новый омен, демон, антихрист?
Однако вместо поведенческого анализа и рассуждений о демонологии на первый план выходят взаимоотношения героинь — их рутина, дилеммы, ссоры и тревоги. Оживлённая Лила становится клейким материалом для жуткой коллаборации двух женщин, одной из которых движет отчаяние, а другой — профессиональный фанатизм.
Для Селии этические вопросы довольно быстро отодвигаются на второй план, ибо потерять любимого и близкого один раз — это уже очень страшно. А потерять его дважды — просто невыносимо.
Роуз же, как окажется, уже давно перешла грань этических норм. Фрагменты её биографии, косвенно внедрённые в фильм, раскрывают патологоантатома как личность непростую и неординарную. Роуз предстаёт в виде гения, женского воплощения Виктора Франкенштейна, творящего не во имя добра или зла, а лишь во имя науки, даже несмотря на то, что её внешний вид и повадки напоминают ведьмовские, благодаря потрясающей игре Марин Айрленд, а жуткие манипуляции с сывороткой больше похожи на жертвоприношения.
Внутренние конфликты стремительно тонут на дне колодца женской души. Дилеммы теряют свои противоречивые свойства и превращаются в проблемы, требующие быстрых решений и конкретных действий.
Врач, получивший повышение до Бога, неизбежно становится мясником, и на его разделочную доску попадают случайные люди, для которых понятие «мы с тобой одной крови» является не предложением дружбы, а смертным приговором.
«Рождение/Перерождение» увлекает зрителя событийной вереницей: несмотря на отсутствие высокой дозы экшна и фантастики, картина является самым настоящим триллером, пугающим простотой, спокойствием и целеустремлённостью персонажей.
Роуз и Селия проводят эксперимент не только над физическими материями, но и над гуманностью: вот только на кону человечность не только выдернутой с того света девочки, но и самих создателей — Франкенштейнов, которые всё больше превращаются в Монстров.