«Бегущий по лезвию 2049»: О теле и душе

«Бегущий по лезвию 2049»: О теле и душе

Вчера в прокат вышел «Бегущий по лезвию 2049» — сиквел культового фильма, основавшего жанр киберпанка в кино. RussoRosso рассматривает, что на этот раз вложено в красивую сайфай-оболочку.


«Бегущий по лезвию 2049» / Blade Runner 2049 (2017)

Режиссер: Дени Вильнёв
Сценарий:  Хэмптон Фанчер, Майкл Грин
Оператор: Роджер Дикинс
Продюсеры: Бродерик Джонсон, Эндрю А. Косов, Бад Йоркин и другие
Дистрибьютор в России: WDSSPR (в прокате с 5 октября)


2049 год, пригород Лос-Анджелеса. Из старой летающей машины выбирается строгий мужчина в пальто с высоким воротником. Сквозь туман он направляется к фермерской хибаре, возле которой красуются парники с надписью «Целина». Мужчину зовут Кей (Райан Гослинг), он репликант и охотится на собратьев модели Nexus 8 — тех, кому еще не урезали свободу воли до нуля. Обычная операция: Кей вежливо предлагает андроиду (Дэйв Батиста) показать глаз, на котором старым моделям набивают серийный номер. Андроид оказывает сопротивление и умирает. Кей вырезает глазное яблоко, моет его, кладет в пакетик и направляется сквозь уже рассеявшийся туман обратно к машине. И тут нелегкая толкает его просканировать почву под деревом, возле которого лежит свежесорванный цветок. В земле оказывается ящик, в ящике — кости, на костях — клеймо модели Nexus и следы от кесарева сечения. Теперь начальница лос-анджелесской полиции (Робин Райт) приказывает Кею найти первого новорожденного репликанта (или все-таки человека?).

Вскоре охоту за «волшебным ребенком» начнет и слепой деспотичный гений Ниандер Уоллес (Джаред Лето). Он спас Землю от голода и наладил производство Nexus 9, не способных на ложь и лишенных свободы воли (почти). У Уоллеса комплекс бога. Он хочет, чтобы его репликанты рожали, и, кажется, мечтает захватить мир. Еще работяга Кей, живущий с девушкой-голограммой, повстречает медленно спивающегося Декарда (Харрисон Форд). Но это уже лишние подробности, которые и в фильме (в отличие от трейлера) рассказываются не сразу.

До российского проката «Бегущий по лезвию 2049» добрался уже со шлейфом хвалебных западных рецензий и после размашистой рекламной кампании, где строгая секретность сочеталась с эффектными трейлерами и тремя короткометражками-приквелами. Дени Вильнёв подошел к делу обстоятельно. На официальном сайте фильма в разделе Road to 2049 можно ознакомиться с историей мира за последние тридцать лет (ее же заботливо перескажут на первых минутах картины), а короткометражки Вильнёв задумывал как сочные иллюстрации к этой веб-энциклопедии. Впрочем, что-то удобоваримое, получилось только у Синъитиро Ватанабе («Ковбой Бибоп», 1998-1999), который показал случившийся в 2022 году блэкаут. Две другие, снятые сыном Ридли Скотта Люком (про Ниандера Уоллеса и репликанта в исполнении Батисты), очень слабые: дерганые, бюджетные и неуместно патетичные. На их фоне фильм Вильнёва и правда выглядит «лучшей картиной года». Но все же это не совсем так.

В сущности, «2049» — это действительно очень красиво сверстанная тематическая энциклопедия, где статьи об оригинальном фильме перемежаются с главами утомительно подробного фанфика-продолжения. Вильнёв одновременно и верен духу оригинала, и пытается идти вперед. Вот он стремится привнести что-то свое — и тут же, при первой возможности, хватается за рукав Blade Runner’а 1982 года. От этой нерешительности кино не выглядит самостоятельным и распыляет дух культового фильма-предшественника. Картина превращается в абстрактную антиутопию, где экзистенциально озабоченный Гослинг ходит по красивым интерьерам, стоит в эффектном освещении, выпивает не хуже Декарда, а при виде фортепиано мчится на нем играть (два раза), потому что тридцать лет назад на этом инструменте музицировала Рэйчел (Шон Янг).

Что при этом хотят рассказать Дени Вильнёв и сценарист Майкл Грин («Логан», 2017), «Американские боги», 2017) до конца непонятно: фильм рассыпается на повторение идей оригинала, обрывающиеся сюжетные линии, утомляющий каскад твистов, которые было бы все-таки неприлично раскрыть, и несколько заделов на сиквел. Харрисон Форд исполняет роль дальнего родственника на чужой свадьбе, который без конца пьет, играет желваками и при случае старается дать в морду жениху (Гослингу). Джаред Лето изредка и в самый неожиданный момент напоминает о себе, изображая злого богочеловека (в сущности, повторяя то, что он делал в короткометражке Люка Скотта). Рестлер Батиста, Робин Райт и прекрасная Сильвия Хукс в роли злой репликантши Лав оказываются пешками в какой-то сложной партии, разыгрываемой невидимым демиургом. На его месте предположительно должен быть Дени Вильнёв, но его гораздо больше интересует работа с великим оператором Роджером Дикинсом, который снимает этот набор сцен с нечеловеческой красотой. Вильнёв иногда заставляет Гослинга долго смотреть в одну точку и страдать. Потом просит Дикинса поменять ракурс.

При всем этом язык не поворачивается назвать «Бегущего по лезвию 2049» плохим фильмом. Высокая концентрация талантливых людей застраховала ленту от провала. Но за красивой бутафорией оказывается очень мало реальных эмоций и неожиданных идей (большую часть из них Ридли Скотт, также работавший над сценарием, позволил себе списать из «Прометея», 2012). На выходе «2049» — это грандиозное признание в любви Blade Runner’у, красивая открытка в сине-оранжевых светофильтрах, в которой все понятно без слов, но, увы, есть еще и слова. Здоровья. Счастья. Любви. Будьте людьми.

Читайте также:

Три короткометражки, предваряющие «Бегущего по лезвию 2049»
Планета Шелезяка: 10 фильмов про очень плохих роботов

Share on VK
Алексей Филиппов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
  • Александр

    Первый фильм — огромнейший культ! Новый не смотрел ещё и не читаю ничего про него. Но, уже заранее не хватает Хауэра.

  • Ekaterina Bugrova

    Очень точно все подмечено, разве что картинка не такая красивая, как о ней говорят. Вернее, не запоминающаяся совершенно… как-то все по нисходящей: книга существенно интереснее первого фильма, первый фильм в тысячи раз лучше второго… про третий боюсь даже думать, а то вдруг банальное восстание машин будет в который раз. Бедный, бедный Филип Дик…

WordPress: 11.94MB | MySQL:107 | 1,076sec