«Бордерлендс»: детская прогулка по диким землям
В августе до российского проката добрался сай-фай экшен «Бордерлендс» от Элая Рота, автора «Хостела» и «Дня благодарения». Справился ли знаменитый хоррормейкер с задачей адаптировать для кино известную франшизу видеоигр, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Бордерлендс» / Borderlands (2024)
Режиссёр: Элай Рот
Сценарий: Джо Эберкромби, Элай Рот
Оператор: Рогир Стофферс
Продюсеры: Ави Арад, Эрик Фейг, Ари Арад, Терри Дугас, Ховард Эллис, Тим Миллер, Луиз Роснер, Штраус Зельник и др.
На планете Пандора когда-то процветала цивилизация иридианцев, но теперь от неё остались лишь руины и легенда о таинственном Хранилище, где запрятаны технологии невообразимой мощи. В поисках заветных артефактов Пандору наводнили приключенцы и авантюристы со всех концов галактики. Среди них и Лилит (Кейт Бланшетт), у которой другая цель: надо разыскать похищенную дочь руководителя корпорации «Атлас» и вернуть ребёнка отцу. Всё резко поменяется, когда Лилит выяснит, что «Атлас» ищет девочку, чтобы с её помощью открыть вход в Хранилище, и, захватив древние технологии, господствовать в галактике.
Кинематографическая версия «Бордерлендс» шла к экранам больше десяти лет, и лишь в разгар коронавирусной пандемии проект сдвинулся с мёртвой точки. Элай Рот получил солидный бюджет в районе $120 миллионов, сильный актёрский ансамбль (от Кейт Бланшетт до Джека Блэка) и богатый на детали сеттинг «космического вестерна», но далеко не всеми козырями режиссёр воспользовался в полной мере. Причём за плечами у режиссёра уже был удачный опыт работы вне хоррора (он снял кассовое детское фэнтези «Тайна дома с часами»), так что дело не в отсутствии опыта. Самый коммерчески лакомый рейтинг PG-13 метит сразу во взрослых и в тинейджеров, из-за чего обе цели поражает по касательной. «Бордерлендс» выглядит как пластиковая имитация сурового боевика о выживании: ярко и местами красиво, но чем дольше вглядываешься, тем сильнее ощущается искусственность.
Первая (и серьезнейшая) проблема фильма — вопиющий недостаток брутальных драк и кровавых перестрелок. Рот, известный мастер сочного насилия (достаточно вспомнить «Хостел» или «Лихорадку»), насытил сюжет обильным экшеном, но буйство пуль и череда жестоких схваток удручающе бескровны. В отдельных сценах — например, в подземной бойне с дикарями — почти физически ощущается боль от стальных тисков рейтинга, сжимающих руки мастера. Много экшен-эпизодов работает даже в подрезанном виде, но ещё больше смотрится пальбой по манекенам в тире.
Вторая проблема, вытекающая из рейтинговых ограничений — острый дефицит скабрезных уанлайнеров и запоминающихся шуток. Печально, что комедийный талант Джека Блэка тратится впустую: юркий робот Железяка постоянно сыплет остротами, но из десятков фразочек запоминаются в лучшем случае две-три. Это вдвойне обидно, учитывая что франшиза-первоисточник сочится чёрным юмором. Любой, кто играл хотя бы в «номерные» части Borderlands, вспомнит кучу хлёстких фраз от зловещего «Welcome To Die!» до отчаянного «мой рецепт чили умрёт вместе со мной!». Из всего этого великолепия здесь остались разве что взрывные «кабум-кролики» и несколько витиеватых ругательств от Железяки.
Наконец, проблема третья: вопиющее отсутствие «химии» между персонажами. Кейт Бланшетт весь фильм ходит с примерно одним и тем же скорбно-серьезным выражением лица, а Ариана Гринблатт и Джейми Ли Кёртис (актрисы даже на автомате выдают вполне приличную игру) слабо резонируют с остальными членами команды. В результате ярче всех в фильме смотрится роковая женщина Джина Гершон, исполняющая роль Мокси, но её в фильме до обидного мало.
Впрочем, не всё прогнило на Пандоре. Вопреки масштабным проблемам с экшеном и диалогами, «Бордерлендс» смотрится бодро, даже если забывается быстро. Рот не утратил режиссёрской сноровки, и постоянно подкидывает партии героев новые испытания, а окружающий мир изображён с явным вниманием к деталям. Стиль «космического фронтира» выдержан неплохо: из песков торчат гигантские кости, повсюду валяются груды металлического мусора, солдаты «Атласа» закованы в модную багрово-чёрную броню, а в пещерах водятся дикари, напоминающие байк-варваров из второго «Безумного Макса». Дизайн костюмов даже у фоновых и второстепенных персонажей выполнен добротно, а высокая динамика хотя бы отчасти отвлекает внимание от недостатка смачного экшена. Достаточно ли этого для отличной экранизации? Увы, нет. Но на одноразовый летний блокбастер вполне хватит.