«Цепные реакции»: объединяющая сила Техасской резни

«Цепные реакции»: объединяющая сила Техасской резни


СВЯТАЯ НОЧЬ. ОХОТНИКИ НА ДЕМОНОВ

В рамках Beat Film Festival был показан документальный фильм Александра О. Филиппа о влиянии «Техасской резни бензопилой» на кинематограф, творческие биографии отдельных авторов и массовую культуру. Дмитрий Соколов рассказывает подробности камерного, но захватывающего проекта «Цепные реакции».

постер фильма цепные реакции


«Цепные реакции» / Chain Reactions (2025)

Режиссёр: Александр О. Филипп
Сценарий: Александр О. Филипп
Оператор: Роберт Мураторе
Продюсеры: Керри Дэйнан Рой, Бади Али, Хамза Али, Пэт Кэссиди, Йен Хенкел, Ким Хенкел, Дэвид Лоуренс, Робер Мураторе


Полвека назад беспощадный слэшер «Техасская резня бензопилой» стал одним из самых ярких образцов грайндхаусного хоррора 1970-х, вывел в жанровые звёзды молодого режиссёра Тоуба Хупера и задал новый стандарт поэтической жестокости в кино. Документалист Александр О. Филипп (уже известный своими работами об истоках зомби-хоррора и о создании «Чужого», а также о съёмках знаменитой сцены в душе из «Психо») в своём новом проекте исследовал влияние хуперовского шокера сквозь призму личного восприятия пяти разных авторов. Фильм Филиппа разделён на пять глав, в каждой из которых отдельно взятый человек из сферы хоррора рассказывает о своем восприятии «Техасской резни бензопилой» и о том, как этот фильм изменил его жизнь. В первой главе солирует комик Пэттон Освальт, во второй — режиссёр Такаси Миике, в третьей — кинокритик Александра Хеллер-Николас, в четвёртой — Стивен Кинг, а в пятой — постановщица и сценарист Карин Кусама. Обобщая палитру частных опытов, Филипп позволяет понять, как и почему «Техасская резня бензопилой» стала немеркнущим шедевром, значение которого выходит далеко за рамки чисто жанрового успеха.

«Цепные реакции» сильнее всего впечатляют не отличным подбором спикеров, но умелым сочетанием закадрового текста и визуального ряда. Филипп не упускает ни единой возможности показать как можно больше любопытных фильмов, так или иначе связанных с работой Тоуба Хупера, и весьма органично переплетает самые разные точки зрения воедино, создавая комплексное представление о «Техасской резне бензопилой» как о культурном феномене. Деление на главы и состав авторов работают на этот амбициозный, но достойно реализованный замысел.

Пэттон Освальт рассказывает о личных впечатлениях от просмотра фильма Хупера, и вспоминает соприкосновение с хоррором, которое навсегда показало ему мощь изображённого на экране страха — для него мощнейшим опытом оказался просмотр классического «Носферату» 1920-х в детстве. В то же время, хуперовский проект видится ему как эмблематичный для выражения (и понимания) духа эпохи 1970-х, когда американцы испытывали глубочайший кризис уверенности в себе. В этом смысле открывающая глава уверенно задаёт тональность всей документалке: субъективные ощущения переплетаются с объективным резонансом, который был вызван Хупером в обществе, пусть и непреднамеренно.

Такаси Миике делится глубоко личными воспоминаниями о первом просмотре «Техасской резни бензопилой» в Японии (fun fact: на сеанс он попал случайно, а изначально хотел посмотреть «Огни большого города») и поясняет, как встреча с невыносимой, но притягательной жестокостью подтолкнула его к режиссёрской карьере. Хупер стал для Миике человеком, который показал, что можно снимать кино даже про настолько зловещих людей — и сделать это с несомненным чувством стиля.

Александра Хеллер-Николас из Австралии тоже вспоминает, как впервые посмотрела фильм на затёртой VHS-копии в 1984-м (местная цензура долго не пропускала хорроры) и обнаружила пугающее сходство Техаса с пейзажами родных пустошей. Здесь особенно интересны не только её параллели с процветавшим в то время течением «ozploitation», но также настойчивое стремление утвердить шок-хорроры как жанр важный (и близкий) именно женщинам.

Стивен Кинг больше говорит о жанре в целом, нежели о восприятии отдельно взятого фильма: вспоминает, как пересекался с Хупером на съёмках «Лунатиков» (самая недооцененная работа Мика Гарриса), сопоставляет техасский грайндхаус с «Ведьмой из Блэр» и захватывающе отступает от темы. Примечательно, что Кинг, в отличие от Освальта, считает, что «Техасская резня бензопилой» предвосхитила дух времени, а не выразила его, но именно поэтому стала столь значимой.

Карин Кусама обрисовывает контур социально-исторического контекста фильма: Хупер взглянул в лицо «глубинной Америке» — и увидел там адскую бездну. США с тех пор жили с ощущением (более или менее острого) общественного раскола, и в этом смысле «Техасская резня бензопилой» столь удручающе актуальна в 2020-х, как и была в 1970-х.

Хороший подбор авторов и выверенное чувство ритма превращают «Цепные реакции» в документалку, сквозная тема которой шире её заявленного содержания. И такой подход работает, поскольку речь идёт не просто об одном из культовых хорроров, но о фильме, ярко запечатлевшем эмоциональный фон своего времени — и до сих пор вдохновляющем новые поколения. Кроме того, каждый из участников разговора о «Техасской резне бензопилой» вспоминает массу других, порой очень неожиданных фильмов, так или иначе связанных с хуперовским проектом. Следя за ходом мысли спикеров, Филипп сопровождает речь ловко подобранной нарезкой из множества картин, мощно усиливая эффект слов видеорядом. Тут и неизбежный «Полтергейст», и «Смертельная забава» (подзабытый, но добротный слэшер), и чёрно-белая классика вроде «Невинных», или «Призрака дома на холме». Особо стоит отметить упомянутые ближе к финалу два советских фильма: «Иди и смотри» и «Иваново детство», которые тут зарифмованы с дебютным психоделическим сай-фаем Хупера «Яичная скорлупа».

Одним словом, «Цепные реакции» — пример документального фильма, который может быть в равной степени интересным как для жанровых фанатов, так и для тех, кто не особо знаком с наследием «Техасской резни бензопилой». Для первых здесь — яркие и насыщенные занятными деталями монологи с оттенком ностальгии, проясняющие важность хуперовской работы в разных контекстах. А для вторых — общая картина масштабного культурного феномена, плюс длинный список любопытных фильмов, достойных ознакомления.


Читайте также:

Топ-8 документальных фильмов, после которых вам станет не по себе
«Resident Evil от Джорджа Ромеро»: экранизация, которую мы не получили

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


СВЯТАЯ НОЧЬ. ОХОТНИКИ НА ДЕМОНОВ
WordPress: 12.13MB | MySQL:110 | 1,640sec