«Чёрные священники»: колокольчик и поросёнок против демонов

В российский прокат выходят «Чёрные священники» — полнометражный дебют южнокорейского режиссёра Чан Джэ-хёна, автора нашумевшего фильма «Проклятие «Зов могилы»». И уже здесь, в картине 2015 года, чувствуется рука мастера. О нетривиальном хорроре с национальным колоритом и двойным дном рассказывает Дмитрий Шаля.
«Чёрные священники» / Geomeun sajedeul (2015)
Режиссёр: Чан Джэ-хён
Сценарий: Чан Джэ-хён
Оператор: Ко Рак-сон
Продюсеры: Ли Ю-джин, Сон Дэ-чхан
У отца Кима (Ким Юн-сок) дурная репутация. Католические священники считают его неблагонадёжным бунтарем и нарушителем установленных правил. К тому же он — практикующий экзорцист, но не всегда его действия приводят к нужному результату. Последний его обряд, изгнание злого духа из юной Йонг-шин (Пак Со-дам) закончился трагически — девушка выпала из окна. Однако она осталась жива и с тех пор находится в коме.
Отец Ким хочет завершить начатое, а для этого ему необходим помощник. Из всех доступных вариантов подходит лишь студент Католического Университета дьякон Чой (Кан Дон-вон): истинно верующий, но не отличающийся при этом благонравным поведением молодой человек. После долгих колебаний и консультаций со священниками он всё же решается принять участие в обряде, но для начала ему самому необходимо избавиться от груза прошлого и победить собственные страхи.
На первый взгляд синопсис предполагает встречу с банальным фильмом про выпивающих экзорцистов, — имя им легион. Но не спешите с выводами. Чан Джэ-хён достаточно изобретательный режиссёр, чтобы превратить знакомый еще со времен «Изгоняющего дьявола» сюжет в изящную головоломку. «Чёрные священники» постоянно сворачивают «не туда», добавляя всё новые и новые краски в эту историю.
Начнём с того, что сам обряд и приготовления к нему далеки от канонических. Тут католические традиции встречаются с корейскими суевериями — дьякон, например, обязательно должен быть рождён в Год Тигра, а сам экзорцизм проходит 15 июля, в День Голодных Духов. Столкновение католических священников и шаманов происходит буквально: до отца Кима изгнать злого духа из девочки пыталась команда профессиональных муданов (корейские шаманы — прим ред.). Но шаманские бубны оказались бессильны. Отец Ким также решает использовать далеко не самые традиционные инструменты — колокольчик, ранее принадлежавший святому Франциску Ассизскому, и весьма обаятельного белого поросёнка.
Католическая церковь представлена здесь далеко не с лучшей стороны. Отцу Киму противостоят педанты-священники, ратующие скорее за разум, нежели за веру. Экзорцизм в XXI веке им кажется чем-то скандальным. Поэтому больше всего они боятся огласки, фактически бросая отца Кима в пасть демона. К тому же у святых отцов плохие предчувствия. Ректор Католического Университета (Ким Бён-ок) считает экзорциста педофилом и настоятельно просит дьякона Чоя приглядывать за ним.
Отношения отца Кима с молодым коллегой простыми тоже не назовёшь. Они долго общаются только по телефону, священник пытается проверить своего дьякона на прочность. Виртуозно снятая сцена их первой встречи — это жестокая психологическая атака, превосходно сыгранная органично выглядящим в этой роли актёром Ким Юн-соком.
Такая многоплановость поначалу кажется чрезмерной. Тем более, что Чан Джэ-хён сделал сюжет нелинейным, постоянно проваливаясь в многочисленные флешбеки и сновидения. В итоге два первых акта протекают весьма неспешно, и наслаивающиеся друг на друга истории порой воспринимаются как хаос. Но потом все ниточки завяжутся в крепкий узел и приведут к ураганному третьему акту.
Здесь поклонники хорроров получат истинное удовольствие. Ритуал экзорцизма, пусть даже и не совсем привычного, показан идеально. Преображение прекрасной Йонг-ши в отвратительное чудовище заставит схватиться за сердце даже закоренелого любителя фильмов ужасов. Достанется и несчастному поросёнку, к которому режиссёр, похоже, всё же испытывал искреннюю симпатию.
Однако к финалу сходится далеко не всё. Некоторые вопросы так и остаются неотвеченными. Возможно, выходящее в конце года продолжение фильма под названием «Чёрные монахини» расставит всё на свои места.
Читайте также: