«Проклятие «Зов могилы»: расхитители гробниц

До кинотеатров добрался завораживающий южнокорейский фильм ужасов «Проклятие «Зов могилы». Лента уже девять раз окупила свой бюджет, а в местном прокате стала одним из главных хитов года, обогнав по сборам даже «Паразитов» Пон Джун-хо. Геннадий Гусев рассказывает о новом хорроре режиссёра Чан Джэ-хёна. 


«Проклятие «Зов могилы» / Pamyo / Exhuma (2023)

Режиссер: Чан Джэ-хён
Сценарий: Чан Джэ-хён
Оператор: Ли Мо-гэ
Продюсеры: Чан Джэ-хён, Ким Джи-хе, Щин Хо-джон, Ким Ён-мин, Пак Хён-джин, Квон Джи-ён


Состоятельный Пак Джи-ён (Ким Джэ-чхоль) желает снять поразившее его семью древнее проклятие. Для этого он вызывает опытных шаманов Ли Хва-рим (Ким Го-ын) и Юн Бон-гиля (Ли До-хён). Паре помогают специалист в области фэншуя Ким Сан-док (Чхве Мин-сик) и его ученик, владелец похоронного бюро Ён-гын (Ю Хэ-джин). Дело в том, что помочь Джи-ёну можно, только раскопав могилу его предка и проведя специальный обряд. Но с самого начала всё идёт не по плану.

Чан Джэ-хён — фигура для южнокорейского кинематографа относительно новая, но заметная. В 2015 году он дебютировал с фильмом ужасов об экзорцистах «Чёрные священники», а четыре года спустя выпустил удачную «Сваху». Бум религиозного хоррора в стране, подарившей миру отличные автомобили и BTS, начался как раз во многом благодаря работам молодого режиссёра.

В своей третьей постановке Джэ-хён не отклоняется от принесшего ему популярность жанра. «Проклятие «Зов могилы» — картина, в которой оккультные вопросы соседствуют с крепкой детективной линией, сплэттер соединяется с паранормальными явлениями, а эстетика кадра идёт в тесной связке с яркими актёрскими работами и выверенной режиссурой.

«Зов могилы» начинается неспешно, разгоняясь ближе ко второй трети. Именно в этот момент впервые появляются злобные демоны. Впрочем, Джэ-хён оставляет всё самое страшное за кадром. И представители потусторонних сил не слишком «радуют» зрителя своим присутствием. Их нечастые спиритические перформансы отмечены расфокусом, сверхкрупными планами, наездами камеры и устрашающими звуковыми эффектами.

При помощи этих нехитрых приёмов автор создаёт параноидальную атмосферу безысходности. Она захватывает постепенно, с каждым ходом секундной стрелки заполняя всё пространство вокруг. Протагонисты выглядят всё более и более беспомощными, а их планы перманентно рушатся. Чан Джэ-хён уверенно держит руку на пульсе событий, добавляя в повествование детективную линию, грамотно дозируя порции страха и пазл за пазлом собирая эту причудливую мозаику.

Правдоподобия происходящему добавляет почти полное отсутствие компьютерной графики — создатели отдали предпочтение натурным сценам.  А обаяние в историю привносят актёры, среди которых любители южнокорейского кино обязательно отметят звезду «Олдбоя» Чхве Мин-сика и актрису из «Музыкального альбома» Ким Го-ын. Они и их коллеги уверенно смотрятся в образах случайно оказавшихся на краю обрыва людей.

Постановщик снабдил своё творение злободневным социальным комментарием. Так, предок Джи-ёна захоронен на границе между Северной и Южной Кореей, а в определённый момент в повествование вклинивается представитель ещё одной соседней страны.

Дихотомия вселенной «Зова могилы» имеет чётко осязаемые ограничительные линии. Деление на материальный и духовный мир подчёркнуто дроблением на главы, резкими сюжетными поворотами и смысловыми зигзагами. Метафоры бьют прямо в сердце: они язвительные, сбивающие с ног, предельно прозрачные и обоснованные.

Режиссёр копает глубоко, но в иносказательном слоге Джэ-хёна смогут разобраться даже те, кто понаслышке знаком с историей Южной Кореи. В конце концов, главный вывод ленты достаточно прост: чтобы идти вперёд, необходимо помнить об ошибках прошлого, но тащить их в новую жизнь категорически не приветствуется.

Share on VK
Геннадий Гусев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.07MB | MySQL:115 | 1,063sec