«Дело “Мальдорор”»: преступная справедливость

В прокате идёт криминальный триллер «Дело “Мальдорор”» бельгийского режиссёра Фабриса Дю Вельца. Премьера ленты состоялась во внеконкурсной программе прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. В основу фильма легла реальная история Марка Дютро — серийного убийцы и растлителя малолетних, орудовавшего в Бельгии в середине 90-х. В картине намеренно изменены имена главных действующих лиц и переписан финал расследования. О том, как постановщик осмысляет трагическую страницу в истории страны, рассказывает Кирилл Артамонов.
«Дело «Мальдорор»» / Maldoror (2025)
Режиссёр: Фабрис Дю Вельц
Сценарий: Фабрис Дю Вельц, Доменико Ла Порта
Оператор: Мануэль Дакоссе
Продюсеры: Виолен Барбару, Мануэль Шиш, Кристоф Холлебеке, Филипп Логи, Жан-Ив Рубен
Бельгия. Середина 90-х. В стране готовится полицейская реформа, из-за которой три подразделения силовых структур — жандармерия, судебная и местная полиция — практически перестают сотрудничать между собой. Руководители ведомств отчаянно пытаются сохранить свои высокопоставленные посты, забывая о прямых обязанностях. В это время страну потрясла страшная новость о двух бесследно исчезнувших маленьких девочках. СМИ и ТВ обвиняют правоохранительные органы в халатности, а местные жители боятся за жизни собственных детей. Молодой жандарм Поль Шартье (Антони Бажон) присоединился к секретной операции «Мальдорор» по поиску орудующего маньяка. Вчерашний выпускник полицейской академии — едва ли не единственный представитель закона, которого беспокоят ужасные новости об исчезновении детей. Решительно настроенный поймать маньяка Поль сталкивается с насмешками со стороны старших коллег, но это не может поколебать его веру в правосудие. Со временем юноша понимает, что стандартные полицейские методы поимки преступника оказываются малоэффективными, а руководство не особо желает прислушиваться к молодому детективу. Поль стал одержим идеей поимки маньяка и, вопреки запретам начальства, объявил персональную охоту на убийцу.

© Sofie Gheysens
Для Фабриса Дю Вельца премьера «Дела “Мальдорор”» стала уже вторым внеконкурсным показом в рамках Венецианского фестиваля: в 2008 году постановщик посетил смотр с триллером «Душа». За более чем двадцатилетнюю карьеру режиссёр отметился участием на кинофестивалях в Каннах («Мучение») и Торонто («Непреклонный»). Однако именно «Мальдорор» на данный момент хочется окрестить самой амбициозной лентой в фильмографии Дю Вельца. Дело не только в монструозном хронометраже, но и в попытке осмысления исторического ландшафта родной страны.
Жертвами орудующего в городке Шарлеруа в середине 1990-х Марка Дютро стали пять (по другой версии — девять) несовершеннолетних девочек. В 1996 году убийца и насильник был приговорён к пожизненному заключению — освобождён досрочно в 2012. Ужасная новость вызвала массовые протесты и недовольство системой правоохранительных органов, что привело к полной реорганизации силовых структур. Местные кинематографисты ранее уже обращались к истории Дютро: с 2016 по 2023 год выходил сериал «Враг общества», в основу которого легли реальные факты из дела.

© Sofie Gheysens
Дю Вельц отказывается слепо следовать новостной сводке и превращать фильм в инсценировку. Вместо этого он решается переписать историю в попытке восстановить справедливость хотя бы на экране. Недаром сам режиссёр упоминал, что окончательная идея сюжета у него выкристаллизовалась после просмотра «Однажды… в Голливуде» — ленты, в которой Квентин Тарантино «отменил» смерть Шэрон Тейт. Однако корни «Дела “Мальдорор”» распространились не только на прошедшее десятилетие. Среди источников вдохновения Дю Вельц также отмечал «Зодиак» Дэвида Финчера — отсюда лихо закрученная детективная составляющая и напряжённые расследования. Помимо американского режиссёра, виднеется и влияние южнокорейских коллег: от «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо до «Я видел дьявола» Ким Джи-уна. В центре обеих картин стояла история гоняющегося за маньяком силовика. Желание персонажей восстановить справедливость граничило с обсессией. Равно как и в случае с Полем Шартье.

© Sofie Gheysens
В одной из сцен фильма персонажи в шутку припоминают Ганнибала Лектера, а главный герой на быстрой перемотке смотрит «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. Интертекстуальные коды — не просто демонстрация синефильской насмотренности режиссёра или приветливые реверансы в сторону заслуженных коллег. Дю Вельц старательно вырисовывает портрет маньяка, который предстаёт практически воплощением инфернального зла.
Несмотря на то что с «Делом “Мальдорор”» Дю Вельц немного отошел от излюбленного жанра ужасов в сторону детективного триллера, постановщик не упускает возможности подмигнуть верной аудитории: от сцены со свиньёй-людоедом станет не по себе даже самым искушённым зрителям. Однако в большей степени «Дело “Мальдорор”» пугает не образом жестокого убийцы, жившего в соседнем доме, а наплевательским отношением полиции ко всему происходящему и моральным падением главного героя.

© Frakas Productions, The Jokers Films, One Eyed, RTBF, FWB, France 2 Cinéma
Поначалу жандарм Поль Шартье предстаёт принципиальным сотрудником полиции. Идейный юноша вырвался из самых низов: его мать — проститутка, а отец — бандит, поэтому Шартье верой и правдой следовал букве закона. Дома парня ждёт беременная жена (Альба Гайя Крагеде Беллуджи), которой как никогда нужна поддержка супруга. Но чем глубже в дебри дела погружается Шартье, тем меньше его интересует собственная семейная жизнь.
Презирающий отца-бандита Шартье по итогу сам уподобился родителю и стал жестоким линчевателем. За два с половиной часа хронометража принципиальный юноша проходит путь до вигиланта. Решив взяться за осмысление трагической вехи в истории страны, режиссёр параллельно размышляет о цикличности зла и природе насилия. Выясняется, что орудующий маньяк был связан с преступным синдикатом, поэтому его действия долгое время покрывали представители власти. Реальное дело Дютро обросло множеством конспирологических теорий, гласящих, что сеть по растлению малолетних пустила метастазы вплоть до НАТО и влиятельных лиц не только Бельгии, но и всей Европы. Режиссёр же отказывается путать зрителя догадками и домыслами. Приговор правоохранительной системе и государству можно вынести и без этого.

© Frakas Productions, The Jokers Films, One Eyed, RTBF, FWB, France 2 Cinéma
«Дело “Мальдорор”» предстал пугающим взглядом на историю страны через призму истории героев. Несмотря на то что перед зрителями на протяжении двух с половиной часов мастерски разыгрывается детективный триллер, пугает он не меньше, чем любой, даже искусно поставленный хоррор.
Читайте также: