«Заговор дьявола»: новый конец света
В кинотеатрах идёт мистико-фантастический хоррор «Заговор дьявола». Геннадий Гусев рассказывает, на что это похоже и почему стоит смотреть фильм о мире будущего, где начали клонировать известных персон и к чему такие открытия могут привести.
«Заговор дьявола» / The Devil Conspiracy (2022)
Режиссёр: Нэйтан Франковски
Сценарист: Эд Алан
Оператор: Милан Хадима
Продюсеры: Эд Алан, Афсане Бэйкер, Рон Бэйкер
Клонировать Иисуса Христа, чтобы спасти Дьявола? Именно такая концепция лежит в основе религиозного хоррор-боевика Нэйтана Франковски «Заговор дьявола». Впрочем, от христианского катехизиса в постановке остались рожки да ножки. Зато хватает в ней напряжённых сцен, красочных эпизодов действия и буйной фантазии авторов.
Идейно фильм напоминает «Конец света» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Работы Пола У. С. Андерсона, «Седьмой сын» Сергея Бодрова и «Последний охотник на ведьм» Брека Эйснера также могут всплыть в подсознании при разговоре о постановке Нэйтана Франковски. А вот ближайшие визуальные аналоги — «Спасти Рождество» Даррена Доана и «Легион» Скотта Чарльза Стюарта.
На первый взгляд лента Франковски рассказывает о сатанистах, укравших Туринскую плащаницу и использующих ДНК Иисуса для клонирования Антихриста, но при более скрупулезном ознакомлении всё оказывается чуть более запутано — история включает в себя подпольную биолабораторию, в которой организованы аукционы клонов Микеланджело, Вивальди, Галилея и многих других известных личностей.
Присутствуют в повествовании также архангел Михаил (Питер Менса — пожалуй, самый заметный исполнитель в касте) и дьяволопоклонники-фанатики. Причем, персонаж Менса обитает в теле отца Маркони (Джо Дойл). Именно ему предстоит оберегать мир живых от вторжения исчадий ада — он должен спасти художницу-историка Лауру (Элис Орр-Юинг), прежде чем она родит клона Христа.
Столь яркий на героев, обладающий по-настоящему интригующей и безумной завязкой фильм относится к самому себе излишне серьёзно — в нём почти нет ни чёрного юмора, ни иронии, ни сарказма. Это делает его чуть менее объёмным и выразительным, чем он мог бы быть, но отнюдь не снижает зрительскую вовлечённость в сюжет.
Смешав в одном котле энергичный экшн и крепкий хоррор, «Заговор дьявола» ближе к финальным титрам превращается в ортодоксальный боевик о противостоянии добра и зла. Его загадочность сосредоточена по большей части в первой половине истории. С другой стороны, для фильма категории «B» детище Франковски отличает неплохой уровень спецэффектов. Актёрский состав трудится весьма уверенно и слаженно, что позволяет почти полностью отвлечься от упрощённых персонажей и нескольких сюжетных лакун в финальной трети ленты.
Возможно, авторы «Заговора дьявола» сделали это не нарочно, но в некоторых персонажах можно обнаружить аллюзии на популярных киногероев прошлого. Например, в отце Маркони периодически «просыпаются» то преподобный Дэмиен Каррас из «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина, то Терминатор из одноименной франшизы Джеймса Кэмерона. А «девушка в беде» Лаура напоминает одновременно Элис из «Обители зла» всё того же Андерсона, и, как ни странно, Далтона из «Астрала» Джеймса Вана.
Действие картины увлекает, а протагонистам легко сопереживать. И пусть история выглядит немного затянутой (хронометраж фильма — один час пятьдесят одна минута), со своей основной миссией творение Нэйтана Франковски справляется — «Заговор дьявола» использует все свои лучшие стороны, стараясь максимально скрыть недостатки, чтобы развлечь, испугать и показать историю нового конца света. И это у него вполне получается.