«Экзорцист Ватикана»: имя мне – богохульство
Пока в Голливуде разрабатывается очередная версия «Изгоняющего дьявола», студия Screen Gems выкупила права на историю главного «Экзорциста Ватикана» Габриэля Аморта. Дмитрий Бортников посмотрел очередное кино о демонах, населяющих людей, и рассказывает почему на него стоит обратить внимание.
«Экзорцист Ватикана» / Pope’s Exorcist (2023)
Режиссёр: Джулиус Эйвери
Сценарий: Майкл Петрони, Эван Спилиотопулос, Р. Дин МакКрири, Честер Хастингс, Джефф Кац, Габриэль Аморт
Оператор: Халид Мохтасеб
Продюсеры: Даг Белград, Микаэль Патрик Кашмарек, Джефф Кац, Софи Кэссиди, Джо Хоумвуд, Макдара Келлехер, Эдди Сиберт
Габриэлю Аморту постоянно приходится отбиваться не только от демонов, которых он изгоняет, но и от пристального внимания церкви. Многим её представителям не нравится, что чаще всего экзорцист направляет тех, кто к нему обращается к психиатрам, не считая, что их «болезни» имеют религиозную основу и требуют его вмешательства. С новым случаем одержимости к Аморту обращается сам Папа Римский и экзорцист отправляется из Ватикана в Испанию на веспе, даже не подозревая, что его там ждет.
Постановщиком фильма выступил Джулиус Эйвери хорошо известный, как режиссёр жестокого экшн-хоррора «Оверлорд», а за сценарий отвечали авторы «Обряда» и «Нечестивых», но вытаскивает «Экзорциста» из любых ситуаций и сложностей оскароносный Рассел Кроу, переживающий очередной расцвет карьеры. Актёр каждым новым образом доказывает, что всё ещё могуч, а юмор всему голова. Здесь демоны его не переносят, а герой так и сыплет разнообразными шуточками. Кроме Кроу в «Экзорцисте Ватикана» можно встретить Франко Неро, который перевоплотился в Папу Римского, одну из фавориток Майкла Флэнагана – Александру Эссоу и популярного костариканца Дэниэла Дзоватто из It Follows и спин-оффа «Страшных сказок».
Истории об экзорцизме — это всегда ещё и проверка веры, какой бы она ни была, ведь молитвы, святая вода и кресты — это, конечно, хорошо, но давно уже не работает как в 70-ые. Поэтому герои во главе с Аморту быстро понимают, что одержимый мальчик — это только начало. Им приходится обследовать аббатство и узнать ужасные тайны прошлого, чтобы найти имя демона, завладевшего телом подростка, и вызвать его на последний бой, где решится судьба, как всех собравшихся, так и человечества в целом.
Конечно, по канонам жанра демон оказывается гораздо сильнее, чем можно было бы представить и быстро начинает шантажировать собравшихся их же грехами, несмотря на то, что оба священника предусмотрительно отпускают их друг другу. Главное тут, что они сами сначала должны простить себя за то, что происходило с ними в прошлом, а уже потом соваться к потустороннему.
В конце концов проект выходит на свой путь разборок с демонами и прочими сущностями, а авторы хорошо работают с тем, что до них проверили на зрителях Джеймс Ван, Скотт Дерриксон и Лоркан Финнеган, разбавляя всё собственными находками и изобретениями. Продюсеры сиквела «Зомбилэнда», «Кокаинового медведя» и последних «Зловещих мертвецов» по максимуму выжали всё, что могли из того, что казалось умершим со времен «Шести демонов Эмили Роуз». При небольшом бюджете создателям удаётся и насмешить, и найти правильные слова, чтобы зрители задумались, и напугать кинофокусами и демонами, проверенными десятилетиями. И раз уж у Габриэля Аморту было очень много историй, создатели «Экзорциста» внаглую заявляют о том, что история только начинается, благо сборы позволяют авторам замахнуться на целую франшизу.