«Проклятая»: в ответе за грехи тех, кто был до нас
В прокате идет фильм «Проклятая» – очередное высказывание на тему дьявольских сущностей в маленьких детях. О том, как выжить в одном доме с монстром по версии Уилла Клипстайна, рассказывает Дмитрий Бортников.
«Проклятая» / The Harbinger (2022)
Режиссер: Уилл Клипстайн
Сценарий: Уилл Клипстайн, Эми Миллс
Оператор: Хосе Самбрано Касселья
Продюсеры: Уилл Клипстайн, Эми Миллс
Каждый человек мечтает об осуществлении мечты или снятии с себя обязательств и долгов, чтобы за этого ничего не было. Некоторые согласились бы даже на продажу души или другие варианты взаимодействия с дьяволом. Тем более, мало кто начинает об этом задумываться, ведь им обещают расплату исключительно после смерти. Герои сталкиваются с подобным в «Проклятой», и только осознание и желание быть с любимыми, может помочь им вновь обрести счастье, покой и не быть бельмом в глазу демонов и прочих существ ада.
Семье Розали приходится переехать из-за того, что вокруг девочки постоянно кто-то умирает. Ее родители делают все, чтобы это не вызывало подозрений, но когда количество смертей начинает зашкаливать, за дело берутся полицейские, начинающие обвинять главу семейства – Даниэля Снайдера. Отцу приходится воспользоваться единственным способом, чтобы остановить Розали – провести обряд экзорцизма с помощью заговоренного кинжала.
«Проклятая» – последовательница «Оменов», «Детей тьмы», «Ребенка Розмари» и прочих экзорцистских историй, но как и у большинства современных ужастиков, у проекта есть второе дно, которое постепенно пробивается через галлюцинации и воспоминания главных героев и постепенно становится во главу всего, когда семья Снайдеров обращается за помощью к местной женщине, работающей с паранормальным.
И раз уж Розали так тонко чувствует Сатану и темные силы, вокруг нее постоянно происходят различные намеки на то, что конец света уже близко. За домом постоянно наблюдает какой-то человек, а ее отец заводит дружбу с одним из соседей, которому пока удается выжить. Находясь у него в гостях, Даниэль видит шкаф с реликвиями, которые приоткрывают ему то, чего он до этого не знал о сверхъестественном и ситуации, в которую они попали всей семьей: о предвестниках, которые подписывают контракты с дьяволом и вынуждены скитаться по миру, о том, как им приходится искать все новых жертв для сатаны, о землях, когда-то способных остановить зло, и о людях, которые могли противостоять любому, кто покусится на мир на Земле.
Придумали и сняли «Проклятую» режиссер и актер Уилл Клипстайн и сценарист и продюсер Эмми Милс. Назойливого соседа сыграл Стив Монро («Девушка, подающая надежды»), а главную роль Розали исполнила восходящая звезда Мадлен Макгроу («Черный телефон»).
Минимальный бюджет, скорее всего, во многом не позволил создателям разойтись к финалу на полную катушку, а сюжет местами запутывается сам в себе. К тому же есть ощущение, что актеры не всегда понимают стоящие перед ними задачи и творят какую-то дичь, которую можно назвать «одержимостью». Однако, атмосфера фильма и множественность проблем способны втянуть зрителя и оставить его в размышлениях о происходящем.
«Проклятая» – как почти двухчасовая серия «Сверхъестественного», где будто бы все сразу понятно, поэтому выбор родителей кажется правильным и единственно верным, но Даниэль все больше узнает об этих местах и о том, как можно изгнать из дочери беса. И фильм постепенно становится еще более ужасающим и негабаритным высказыванием на тему религии, веры и того, как мы мало во всем этом понимаем.
Сам ритуал приводит к открытию таких тайн и секретов далекого прошлого, что есть ощущение, что смерть Розали могла бы стать гораздо более простым вариантом вернуть мир и покой для человечества, и тут возникает моральная дилемма для отца, которая выводит кошмар на новый уровень.