«Убийца «Священный паук»: иранский душитель порока
Сюжет новой работы Али Аббаси строится вокруг громкого дела иранского маньяка. Но по словам режиссёра, его фильм не про конкретного преступника, но про общество — серийного убийцу. Общество, где женоненавистничество уходит корнями не просто в религию и политику, но в культуру. Картина была впервые представлена на Каннском кинофестивале в 2022 году, а теперь добралась и до российских кинотеатров. Чем пугает «Убийца «Священный паук», и удалось ли автору раскрыть свою задумку, читайте в рецензии Наташи Анопы.
«Убийца «Священный паук» / Holy Spider (2022)
Режиссёр: Али Аббаси
Сценарий: Али Аббаси, Афшин Камран Бахрами, Йонас Вагнер
Оператор: Надим Карлсен
Продюсеры: Али Аббаси, Сол Бонди, Джейкоб Ярек
Тегеранская журналистка Рахими приезжает в религиозный город Мешхед для подготовки материала о жестоких убийствах местных секс-работниц. Серийного убийцу окрестили пауком, потому что после совершения преступления он укутывал тела жертв в чадру, после чего выбрасывал бездыханные коконы на улицы города. Проиcходящий ужас будоражит город, но не настолько сильно, чтобы полиция всерьез занялась расследованием.
Пока городские власти пассивно борются с очередным воплощением Джека-потрошителя, в Мешхеде разворачивается персональная битва Рахими: тегеранская прогрессивность в Мешхеде выглядит провокационно и неприемлемо, а любое взаимодействие даётся с боем, поскольку мужчины, от которых она ситуативно зависит, не просто не воспринимают девушку всерьёз, а намеренно игнорируют, едва принимая за человека.
Исполнительница роли Рахими — Зара Амир Эбрахими — получила за свою роль приз Каннского кинофестиваля. Изначально Зара была директором по кастингу, но настолько прониклась историей, что режиссёр картины Али Аббаси («На границе миров», «Шелли») позвал её на главную роль.
Аббаси раскрывает лицо маньяка с первых минут фильма. «Священный паук» пугает не интригой, а её отсутствием — сюжет основан на реальном деле Саида Ханаи. В период с 2000 по 2001 гг Ханаи убил как минимум 16 мешхедских женщин, что делает его одним из самых известных маньяков в истории Ирана.
Однако ни одна интрига не будет страшнее женских лиц, показанных крупным планом. Выпученные глаза, вывалившиеся языки — Аббаси не жалеет зрителя, но и не стремится смаковать детали. Пока за экранными стенами происходят грязные вещи, реальный иранский мир с его патриархальными устоями, возведёнными до абсолюта, сотрясается от женского плача. Сцены напряжённых погонь за жертвами сменяются тягостными бытовыми деталями и зарисовками в таких же мрачных тонах.
Проблематика «Священного паука» выходит далеко за пределы досье одного конкретного маньяка и его кровавой философии — миру известны имена множества монстров, которые обрели печальную известность. Страшнее всего то, что происходит за высокими воротами в рамках общепринятых норм. Быть в Иране женщиной мало сказать, что непросто, даже опасно для жизни.
Фильм вызвал большой резонанс после премьеры, хотя его история началась ещё раньше: съёмки проходили Иордании, поскольку снимать кино с подобным контентом и подачей в Иране было бы попросту нереально. Но, возможно, даже такой крик о помощи, как «Священный паук», поможет однажды разрушить стены чужого монастыря и сдвинуть плиты, которые каждодневно превращаются для женщин в могильные.