«В твоем доме кто-то есть»: Кроваво-алая буква
С 23 по 30 сентября в Остине, штат Техас, проходил Fantastic Fest. RussoRosso рассказывает о самых ожидаемых и необычных фильмах прошедшего фестиваля. Начинаем мы с рассказа о новом фильме Патрика Брайса, слэшере «В твоем доме кто-то есть».
«В твоем доме кто-то есть» / There’s Someone Inside Your House (2021)
Режиссер: Патрик Брайс
Сценарий: Генри Гайден, Стефани Перкинс
Оператор: Джефф Каттер
Продюсеры: Шон Леви, Джеймс Ван, Джеймс Битонти и др.
В маленьком городе убийца в маске начинает методично убивать подростков. Единственное, что объединяет погибших — то, что все они тщательно скрывали свою настоящую натуру. Такой нехитрый сюжет с одинаковой вероятностью может обернуться и шокирующим аттракционом, и занудной проповедью, и злой драмой. Попробуем разобраться, что вышло у Патрика Брайса во «В твоем доме кто-то есть».
Брайса ценители хоррора знают прежде всего как отца очаровательного Пич Фазза из пока что дилогии «Ублюдок». Новость о том, что Брайс снимает новый фильм для Netflix, да ещё и под присмотром Джеймса Вана, многими была принята скептически. И стриминг-платформа, и Ван успели заработать репутацию производителей довольно броских, но конвейерных фильмов без лишних премудростей. Это не особо вяжется с творческой манерой Брайса, но, благо, ему предстояло снять слэшер — жанр, который даёт огромный простор для специфического юмора. Результатом мог бы стать фильм с узнаваемым стилем, но, как вы уже могли догадаться, что-то пошло не так.
Как и многие слэшеры, «ВТДКЕ» предлагает порассуждать о современных тенденциях. Логика убийцы сводится к тому, что разоблачение страшнее смерти (хотя и пара ударов ножом лишними не будут). Поэтому гибель каждой жертвы он полирует рассылками о её грязных секретах. И все они бесспорно выглядят достаточно мерзкими, чтобы проинформированная общественность не должна была говорить о мертвом только хорошее. Подростки же отвечают на это с киношными дерзостью и размахом: если твоя тайна может тебя прикончить, расскажи о ней сам. Желательно — на тематической вечеринке в особняке, где остальные тоже будут исповедоваться в перерывах между распитием спиртного. Правда, для многих самым страшным из грехов оказывается тетрадка плохих стихов в шкафчике.
Где-то здесь ты перестаешь понимать, к каким выводам тебя подталкивает происходящее на экране. Ни один поступок из биографии жертв не был толком отрефлексирован, попытки это сделать обрываются на полуслове. Они номинально обнародованы, но скорее с интонацией сейсмолога, предупреждающего об ухудшении погоды: зло существует, это плохо, не забудьте зонт. Серьёзные разговоры пытаются перекинуть на главную героиню, явно отягощенную тайной и чувством вины. Но её флэшбеки лишь коверкают ритм фильма, из-за них иногда забываешь, что где-то рядом бродит убийца. С другой стороны, если это был разговор о проблематичности cancel culture, то и он звучит непростительно занудно, особенно для слэшера. Лучшая шутка фильма звучит в первой же сцене, остаток кажется довольно пресным.
«ВТДКЕ» очень сильно тянется к классике поджанра, но берёт крен скорее к мета-поворотам из 90-х с «Криком» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», чем к прямолинейной резне 80-х. Убийца у Брайса соблюдает традиции и прячет лицо, но его маски буквально изображают выбранных жертв. Он будто предлагает фигурантам своего списка в последние минуты перед смертью взглянуть на себя с другой стороны и оставляет их истекать кровью с мыслью, что они сами загнали себя на плаху. Final girl же по Брайсу тоже не безгрешна, зритель регулярно получает намёки на тёмное пятно в прошлом, из-за которого она даже сменила имя и уехала в другой город. И, к сожалению, это все разрывы шаблона, на которые фильму хватает смелости.
Остальные компоненты стиснуты в рамки предсказуемости. Конечно же, в своих догадках подростки пойдут по ложному следу, а толпа второстепенных героев пестрит стереотипными архетипами из подростковых фильмов. Здесь и до оскомины правильная звезда школы с белокурыми локонами, и быдловатые спортсмены, и циничный, но компанейских сын богатых родителей, и криповый аутсайдер с коллекцией черных толстовок, разве что с поправкой на поколенческие особенности эпохи соцсетей.
«ВТДКЕ» не предлагает ни единого по-настоящему остроумного перевертыша, но, справедливости ради, не каждый фильм должен быть новым словом в жанре. Беда в том, что он оказывается недостаточно эффектным, чтобы удержать внимание за счёт картинки на экране. Как ни обидно говорить такое о творении Брайса, это всего лишь ещё один нетфликсовский лот, который не жалко включить фоном.